За что некрасов любит свою родину. Сочинение «Народ и родина в лирике Н

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Щетинина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ УРОКА:

    раскрыть перед учащимися особеннос-ти той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некра-сова;

    охарактеризовать его произведения, напи-санные о народе и для народа;

    вызвать эмоцио-нальный отклик на его стихи;

ЗАДАЧИ:

    у видеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

    наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной не-нависти к угнетателям и огромной любви и со-чувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На се-годняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, кото-рые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, одно из них анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствует историк (эту роль выполняет ученица), который будет давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия», с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта - звать народ к пробуждению.

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острей-шей, давным-давно назревшей была необходимость освобож-дения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё истори-ческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амп-луа».

«Родина» - новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узна-ешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комна-ту, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впе-чатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание обществен-ной несправедливости.

Ученица-«историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сдела-ло всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарован-ными правами», власть помещика тяготела над крестьяна-ми. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и бар-щина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Тему женской доли продолжает еще одно известное сти-хотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из са-мых любимых революционной молодёжью романсов.

Ученица читает «Тройка».

Давайте проанализируем это стихотворение, написанное поэтом в 1846году.

1/-О чем же это стихотворение? Какова его тема?

Оно о тяжелой судьбе русской крестьянки.

2/Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.

а/Эпитеты: бьется игриво

из-под брови полукруглой

смотрит бойко

лукавый глазок

взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)

б/олицетворение: бьется лента

в/метафора: лицо вспыхнуло; зажигающих кровь

г/сравнение: черных как ночь

д/метонимия:лукавый глазок(вместо взгляд)

3/-На сколько частей можно разделить стихотворение? Как оно построено?

Можно разделить на две части. Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.

4/-Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

а/Эпитеты: перетянешь уродливо

выражение тупого терпения

бессмысленный, вечный испуг

сон непробудный (длительный, непрерывный)

муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

б/Метафора: отцветешь, не успев расцвести

5/Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?

Первая строфа: Что ты жадно глядишь на дорогу…

Предпоследняя строфа:не гляди же с тоской на дорогу…

6 -Какую роль играет этот прием повтора?

Образует кольцевую композицию.

7 -Каким размером написано стихотворение?

(Рассматриваем на примере предпоследней строфы)

Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-

И за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/

И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-

Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)

6/Как они рифмованы?

Женская рифма чередуется с мужской.

…ши Перекрестная рифма

Вывод. -Какова тема стихотворения?

(Тема тяжелой судьбы русской крестьянки.)

В чем заключается его основная мысль?

Вызывает сочувствие к несчастью других.

В стихотворении чувствуется скрытый протест автора против несправедливостей общества.

Учитель: В 1858 году Некрасовым было написано стихотворение «Размышления у парадного подъезда», отрывок из которого вы учили в 7 классе.

Чтение стихотворения учителем.

Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес.)

Какую особенность можно отметить в этом стихотворении?

(Даже при беглом чтении становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны – «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки)).

Как расположены противопоставленные темы?

(Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются и развивают его на 2 части две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой уповают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем – компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости).

Чтение стихотворения «Забытая деревня».

О чем это стихотворение?

(Оно затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Автор сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает).

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

Между строк просматривается нечто грандиозное: забытая деревня – это вся Россия! За год до опубликования стихотворения (опубликовано оно было в 1856г.) умер Николай 1- старый барин, от которого народ не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине – Александре 2. Можно истолковать эти строки и так.)

Учитель: С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину лю-бящий её поэт.

Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего урока?

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но сначала народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что и предстояло сделать народным заступникам.

Как нельзя лучше об этом сказано Н.А. Некрасовым в его строках

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Домашнее задание.

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.

Индивидуально – Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1. Горькая судьба народа.
2. Образ родного дома.
3. Запустение родимого края.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
Дж. Б. Шоу

Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно из главных мест в нем занимает образ родины. Наверное, не только каждый поэт, но и писатель обращался к теме родины. И всякий из них замечал в ней едва уловимые оттенки, близкие его духу и сердцу.

В творчестве Н. А. Некрасова есть одно стихотворение, которое имеет и такое название «Родина». С первых же строк мы понимаем, что лирический герой описывает знакомые ему места. Это говорит нам о том, что он не лукавит, несмотря на то что не сразу раскрывает тайну знакомых мест: «И вот опять знакомые места...».

Только в следующей строке становится понятно, что этот уголок находится там, где протекала жизнь отцов. То есть лирический герой не отрывает свою родину от мира предков. Ведь это они подарили ему жизнь и научили ненавидеть рабство, насилие, гнет. Тогда становится понятно, что человек, находящийся под бременем крепостного права, не может быть свободен духом. И для описания такой картины лирический герой использует очень живописные краски.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата мелкого и грязного тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов...

Так образ родины для Некрасова непосредственно связан судьбой народа. Они существуют в неразрывном единстве. Для поэта, который видел тиранию с детства, навсегда запечатлелся в душе образ отца-помещика, стремящегося и сыну передать свои отрицательные черты. Поэтому и лирический герой не выставляет себя святым в произведении. В стихотворении он говорит о том, что сам иногда бывал помещиком. Но такое признание несет в себе очень важный момент. Раз лирический герой поднимает такую тему, значит, он осознает то, что поступал когда-то плохо. Поэтому у него остается шанс исправиться и принести тем людям, в цепях, облегчение. Себе в помощники он берет поэтическое творчество, способное на расстоянии влиять на души людей и объяснять им, что хорошо, а что плохо в этом мире.

В произведение органично вливается русская природа, словно предсказывающая то, о чем хочет сказать в своих стихах поэт. Тогда в повествовании появляется образ матери, который является не менее значимым в творчестве Н. А. Некрасова. Ее жизнь также полна тревог и печали потому, что ее мужем является тот помещик, крестьяне которого завидуют псам. Поэтому она мрачна, как и темный сад.

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! Знаю, знаю я!..

Так лирический герой старается в образ родины вместить всех ее обитателей. Это не только отрывочные пейзажные зарисовки. Это судьбы людей, которые и формируют представление о России. Возможно, поэтому лирический герой с молоком матери впитал и ту ненависть к жизни, которая подавляла человеческое достоинство.

Но еще большее негодование лирического героя вызывает тот факт, что мать смогла его научить видеть правду, но сама не стала менять свою судьбу. Возможно, он хотел сказать, что судьба народа зависит от каждой личности. И если она также будет пассивно относится к своим угнетателем, то никогда не сможет сбросить с плеч это бремя. Так на примере одной личной судьбы поэт делает обобщение. Он показывает, чтоб образ матери становится частью жизни всего народа. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них не только свою душу, но и судьбу освободил от рабства.

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Ведь душа народа неподвластна никому из мучителей. Она остается и сохраняется в самом человеке. И лирический герой не скупится на строки, чтобы показать все ее великолепие. Сразу возникает непременная соотнесенность: родина должна иметь такую же душу. Ведь воспевая образ матери, Некрасов тем самым показывает нам образ родины. Они обе страстны, прекрасны и горды. Им обеим удалось перенести много горя на своих плечах. Но самое главное, каждая из них умеет прощать.

И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И после описания матери в понимании лирического героя снова формируется обобщенный образ. Ведь его родной человек был не первым, кто жил в таком жестоком и темном мире. Но лирический герой замечает, что несмотря на то что она повторила судьбу своей матери, смогла, пусть и мертвая, тронуть сердце своего палача.

Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и сторгую улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Когда же эта прекрасная душа уходит, то и дом покидает особый дух, дававший ему жизнь и новое дыхание. Так лирический герой показывает, что Родина жива и богата духом и душевной красотой людей. Именно они, а не какие-то умозрительные размышления и тирания, становится основой жизни русского народа, живущего своими традициями и сохранившего память поколений.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?

Но и в прежние времена в этом доме была какая-то тревога, которая пугала ребенка. Тогда он убегал к няне. Детям свойственно очень тонко все чувствовать, поэтому именно данный образ выбирает для описания той атмосферы лирический герой.

...Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал...

Лирический герой показал, что судьба родины неразрывно связана с судьбой самого народа и с каждой личностью в отдельности. И эту картину непременно обрамляет природа, которая чутко чувствует и реагирует на все тревоги человека. Она сочувствует ему и готова помочь в невзгодах. И лирический герой приходит к выводу, что для каждого из нас родина начинается в родном краю, в своем доме. Именно дом закладывает нравственные основы каждой личности.

Для Н. А. Некрасова родина имеет весьма печальное одеяние. Нивы выжжены, ручеек засох. Это не говорит о том, что лирический герой не верит в свою родину и в ее силы. Просто он старается правдоподобно описать тот образ, который запечатлел в своем сердце.

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада, —

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем...

В таком же запустении и сам дом лирического героя. Он тоже, как и природа, был лишен самого главного — мудрого и теплого взгляда, способного сохранить чистоту не только души, но и самого сердца.

И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторит звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Так в лирике Некрасова перед нам представлена картина одного из поместий, который становится хорошим наглядным материалом для описания восприятия автором своей родины. Она предстает в неразрывном единстве с человеком и его жильем, и природой. Но пока все это находится в запустении. Поэтому в такой же тоске пребывает и сама родина. Она ждет тех, кто как лирический герой сможет вернуть ей прежний облик. Но в нем непременно должны быть люди, свободные не только сердцем, но и духом.

Так, в произведении «Родина» появляются обличительные нотки. Лирический герой не приемлет ни для себя, ни для родины крепостное право, деспотизм и тиранию. Ему глубоко чуждо преклонение крестьян перед помещиком. Поэтому в его жизни и в его родном крае этого быть просто не должно.

Несмотря на то что Н. А. Некрасов идет от частного случая, основанного на своих детских воспоминаниях, мы понимает, что он показывает судьбу всей России. Это та родина, за которую он готов сражаться с помощью самого главного и весьма действенного оружия — поэтического творчества.

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную --

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все -- и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только -- жить в эту пору прекрасную

Уж не придется -- ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей -- это психология холопов:

Выпряг народ лошадей -- и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест -- это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий -- богатырь святорусский. Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году -- рассчитывай,

В какой земле -- угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворениb «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт -- это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.

Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение «Родина» посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение «На Волге». Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу «колыбелью». Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,

Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу «рекою рабства и тоски». Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.

Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Деревенские просители у дома богатого сановника - это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев «роскошных палат». Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:

Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал.
Где бы сеятель твой и хранитель.
Где бы русский мужик не стонал?

Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.

Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении «Железная дорога». Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги - это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:

Благослови же роботу народную
И научись мужика уважать.

Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит «широкую и ясную» дорогу к счастью.
Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: «Я лиру посвятил народу своему».

Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия - пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.

1 Горькая судьба народа.

2 Образ родного дома.

3 Запустение родимого края.

Тема родины в творчестве м Л. Некрасова. Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно из главных мест в нем занимает образ родины. Наверное, не только каждый поэт, но и писании. обращался к теме родины. И всякий из них замечал в ней едва уловимые оттенки, близкие его духу и сердцу.

В творчестве Н. А. Некрасова есть одно стихотворение, которое имеет и такое название «Родина».

С первых же строк мы понимаем, что лирический герой описывает знакомые ему места. Это говорит ним о том, что он не лукавит, несмотря на то что не разу раскрывает тайну знакомых мест: «И вот опять знакомые места…».

Только в следующей строке становится понятно, что этот уголок находится там, где протекала жизнь отцов. То есть лирический герой не отрывает свою родину от мира предков. Ведь это они подарили ему жизнь и научили ненавидеть рабство, насилие, гнет. Тогда становится понятно, что человек, находящийся под бременем крепостного права, не может быть свободен духом. И для описания такой картины лирический герой использует очень живописные краски.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата мелкого и грязного тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов…

Так образ родины для Некрасова непосредственно связан судьбой народа. Они существуют в неразрывном единстве. Для поэта, который видел тиранию с детства, навсегда запечатлелся в душе образ отца-помещика, стремящегося и сыну передать свои отрицательные черты. Поэтому и лирический герой не выставляет себя святым в произведении. В стихотворении он говорит о том, что сам иногда бывал помещиком. Но такое признание несет в себе очень важный момент. Раз лирический герой поднимает такую тему, значит, он осознает то, что поступал когда-то плохо. Поэтому у него остается шанс исправиться и принести тем людям, в цепях, облегчение. Себе в помощники он берет поэтическое творчество, способное на расстоянии влиять на души людей и объяснять им, что хорошо, а что плохо в этом мире.

В произведение органично вливается русская природа, словно предсказывающая то, о чем хочет сказать в своих стихах поэт. Тогда в повествовании появляется образ матери, который является не менее значимым в творчестве Н. А. Некрасова. Ее жизнь также полна тревог и печали потому, что ее мужем является тот помещик, крестьяне которого завидуют псам. Поэтому она мрачна, как и темный сад.

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальней

Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил… о! Знаю, знаю я!..

Так лирический герой старается в образ родины вместить всех ее обитателей. Это не только отрывочные пейзажные зарисовки. Это судьбы людей, которые и формируют представление о России. Возможно, поэтому лирический герой с молоком матери впитал и ту ненависть к жизни, которая подавляла человеческое достоинство.

Но еще большее негодование лирического героя вызывает тот факт, что мать смогла его научить видеть правду, но сама не стала менять свою судьбу. Возможно, он хотел сказать, что судьба народа зависит от каждой личности. И если она также будет пассивно относится к своим угнетателем, то никогда не сможет сбросить с плеч это бремя. Так на примере одной личной судьбы поэт делает обобщение. Он показывает, чтоб образ матери становится частью жизни всего народа. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них не только свою душу, но и судьбу освободил от рабства.

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Ведь душа народа неподвластна никому из мучителей. Она остается и сохраняется в самом человеке. И лирический герой не скупится на строки, чтобы показать все ее великолепие. Сразу возникает непременная соотнесенность: родина должна иметь такую же душу. Ведь воспевая образ матери, Некрасов тем самым показывает нам образ родины. Они обе страстны, прекрасны и горды. Им обеим удалось перенести много горя на своих плечах. Но самое главное, каждая из них умеет прощать.

И все, что вынести в тебе достало сил, Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И после описания матери в понимании лирического героя снова формируется обобщенный образ. Ведь его родной человек был не первым, кто жил в таком жестоком и темном мире. Но лирический герой замечает, что несмотря на то что она повторила судьбу своей матери, смогла, пусть и мертвая, тронуть сердце своего палача.

Но, матери своей печальную судьбу На свете повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и сторгую улыбкой,

Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой. Когда же эта прекрасная душа уходит, то и дом покидает особый дух, дававший ему жизнь и новое дыхание. Так лирический герой показывает, что Родина жива и богата духом и душевной красотой людей. Именно они, а не какие-то умозрительные размышления и тирания, становится основой жизни русского народа, живущего своими традициями и сохранившего память поколений.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:

Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, -

А встарь?

Но и в прежние времена в этом доме была какая-то тревога, которая пугала ребенка. Тогда он убегал к няне. Детям свойственно очень тонко все чувствовать, поэтому именно данный образ выбирает для описания той атмосферы лирический герой.

…Но помню я: здесь что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло. Я к няне убегал…

Лирический герой показал, что судьба родины неразрывно связана с судьбой самого народа и с каждой личностью в отдельности. И эту картину непременно обрамляет природа, которая чутко чувствует и реагирует на все тревоги человека. Она сочувствует ему и готова помочь в невзгодах. И лирический герой приходит к выводу, что для каждого из нас родина начинается в родном краю, в своем доме. Именно дом закладывает нравственные основы каждой личности.

Для Н. А. Некрасова родина имеет весьма печальное одеяние. Нивы выжжены, ручеек засох. Это не говорит о том, что лирический герой не верит в свою родину и в ее силы. Просто он старается правдоподобно описать тот образ, который запечатлел в своем сердце.

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной защита и прохлада, -

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо, Понурив голову над высохшим ручьем…

В таком же запустении и сам дом лирического героя. Он тоже, как и природа, был лишен самого

главного - мудрого и теплого взгляда, способного сохранить чистоту не только души, но и самого сердца.

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторит звону чаш и гласу ликований

Глухой и вечный гул подавленных страданий

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Так в лирике Некрасова перед нам представлена картина одного из поместий, который становится хорошим наглядным материалом для описания восприятия автором своей родины. Она предстает в неразрывном единстве с человеком и его жильем, и природой. Но пока все это находится в запустении. Поэтому в такой же тоске пребывает и сама родина. Она ждет тех, кто как лирический герой сможет вернуть ей прежний облик. Но в нем непременно должны быть люди, свободные не только сердцем, но и духом.

Так, в произведении «Родина» появляются обличительные нотки. Лирический герой не приемлет ни для себя, ни для родины крепостное право, деспотизм и тиранию. Ему глубоко чуждо преклонение крестьян перед помещиком. Поэтому в его жизни и в его родном крае этого быть просто не должно.

Несмотря на то что Н. А. Некрасов идет от частного случая, основанного на своих детских воспоминаниях, мы понимает, что он показывает судьбу всей России. Это та родина, за которую он готов сражаться с помощью самого главного и весьма действенного оружия - поэтического творчества.