Справочник по русскому языку. Правописание окончаний Окончание существительных оканчивающихся на ия

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

-мя
-ия
-ие
-ий

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

Я (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий ).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните , что существительные типа сомнение и сомненье , Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните , что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем ) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им ) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем ) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.


4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать? );
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний или возникают не во всех падежных формах, а только в формах трёх падежей: родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, капля, дядя, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание –ы (-и) , а в формах дательного и предложного - е:

2. Существительные , оканчивающиеся на -ия (армия, се­рия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Эти слова не следует путать с существительными на -ья , (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание : Марье, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.

3.Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е: (в) доме, (на) коне, (на) столе, (о) зное, (в) ине-е.

4. Существительные III склонения (грусть, ночь, рожь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:

Р. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
Д. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
П. (О) груст-и (К) ноч-и
(Во) рж-и
(В) тиш-и

5. Слово путь, а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др.) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :

6. Имена собственные, называющие населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино образуют особую форму творительного падежа единственного числа по образцу существительных второго склонения и имеют окончание -ом : Кашином, Калинином, Бородином. Эти слова не следует путать с именами собственными, называющими русские фамилии (Кашин, Калинин, Бородин), которые в форме творительного падежа имеют окончание -ым : Кашиным, Калининым, Бородиным.

7. Существительные типа часовой, столовая, мороженое, трудящийся, образованные от прилагательных и причастий, изменяются по образцу качественных прилагательных. Существительные типа лесничий, ничья, третье -ий- (типа лисий, волчий). Фамилии типа Смирнова, Орлова, Голубева - по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом-ое- (типа сестрин, отцов).

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложнм падеже единственного числа имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , например: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии .

При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями – ; например: вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на -ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг – в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на -ье : забытьё – в забытьи? .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е . Перечень таких слов: змий – о зми-е, кий – о ки-е (вариант: о кие- ), Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие.

У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии , но: остриё – на острие, об острие, Зия, Алия, Зульфия (личные имена) – о Зие, об Алие, к Зульфие, Кызыл-Кия- (город) – в Кызыл-Кие .

Падежные окончания существительных во множественном числе

1. У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я): курсы, сады, гвозди, берега, края.

Формы на -а(-я) употребляются:

1) у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

2) у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

3) у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы ("самец свиньи") - борова ("часть дымохода"), корпусы ("туловище человека или животного") - корпуса ("здание", "войсковая единица"), лагери ("общественно-политические группировки") - лагеря ("временная стоянка"), мехи ("механизм для нагнетания воздуха", "емкость для вина") - меха ("выделанная шкура зверя"), образы ("обобщенное представление") - образа (то же, что икона), ордены ("организация с определенным уставом") - ордена ("знак отличия"), пропуски ("что-нибудь пропущенное, недосмотренное") - пропуска ("документ на право входа куда-либо"), соболи ("пушной зверек") - соболя (мех соболя"), токи ("движение электрического заряда в проводнике") - тока ("место токования птиц", "площадка для молотьбы"), тоны ("музыкальный звук") - тона ("оттенок цвета по яркости, колориту"), тормозы (перен. "препятствие в развитии чего-либо") - тормоза ("устройство для замедления или остановки движения"), учители ("глава учения") -учителя ("преподаватель"), хлебы ("продукт, выпекаемый из муки") - хлеба ("злаки на корню"), цветы ("цветущее растение") - цвета ("окраска, световой тон").

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а(-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки – клочья.

Многие имена существительные мужского рода в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласный основы. Сюда относятся слова, называющие:

1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок (но: носков ), эполет (но: рельсов );

2) некоторые национальности (у большинства слов основа оканчивается на -н и -р): (образ жизни) англичан , армян , башкир , болгар , бурят , грузин , лезгин , осетин, румын, туркмен, турок, хазар, цыган ; но: бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов ;

3) воинские объединения: (отряд) партизан, солдат; в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и на -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия, отряд, войско, группа и т.п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар ("средневековый воин"), улан , а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) - форма на -ов: (пять) гусаров, кирасиров ; формы гардемарин - гардемаринов равноупотребительны; в названиях современных родов войск употребляется, как правило, полная форма: (группа) минеров , саперов , также мичманов ;

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед; наблюдаются колебания следующих счетных форм: микрон - микронов , ом - омов, рентген - рентгенов , грамм - граммов , килограмм - килограммов , карат - каратов ; а также формы на ов: кулонов кулон ), ньютонов ньютон ), эргов (и эрг), динаров , гектаров .

Как нормативные в языке используются следующие формы на ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов ; но: баклажан - баклажанов .

2. У существительных женского рода, оканчивающихся на -а, в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), рощ (роща), туч (туча), тысяч (тысяча).

Существительные женского рода на -ия (армия , линия ) и на -ья (если ударение не падает на окончание: певунья , хохотунья -ий (это суффикс основы, а окончание - нулевое): армий, аудиторий, пародий, фамилий, экскурсий, гостий (но: гостей от гость ), колдуний , оладий (оладья ), певуний , плясуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, эскадрилий.

Существительные на ударяемое -ья (скамья ) в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): бадей (бадья ), ладей , полыней, свиней, семей, статей ; также судей (судья ). Нормативными являются формы долей, кеглей, пеней, пригоршней, саклей, свечей .

У существительных женского рода на -ня (вишня , спальня ) в родительном падеже ь не пишется (окончание нулевое): боен (бойня ), вишен , колоколен , купален , спален .

Исключения : барышень, боярышень, деревень, кухонь , а также яблонь (от яблоня ); но: яблоней (от яблонь ).

Нормативными являются формы родительного падежа множественного числа: вафель, домен, кочерёг, кровель, нянь, оглобель (и оглоблей), простынь (и простыней), розог, свадеб, сплетен, усадеб (и усадьб ).

Существительные среднего рода на -ие (издание , удивление ) и на -ье (ожерелье , предгорье ) в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ий (окончание нулевое): завоеваний, переживаний, приглашений, притязаний, разочарований, состязаний, формирований; кочевий (кочевье), надгробий, побережий, предместий, угодий.

Существительные на -ьё в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ей (окончание нулевое): ружей (ружьё), питей - малоупотр. (питьё ).

Исключение : копий (копье ).


Существительные дверь, дочь, лошадь в творительном падеже оканчиваются на -ьми: дверьми , дочерьми , лошадьми (форма на -ями - устарелая). Существительные кость, плеть в творительном падеже оканчиваются на -ями : костями , плетями (форма на -ьми встречается только в устойчивом сочетании лечь костьми ).

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (типа грабли , ножницы ), имеют нормативную форму родительного падежа: заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, пантов; нападок, ножниц, панталон, потемок, сумерек, шаровар; будней (реже буден), дровней, яслей ; см. также: выкрутасов, грабель (реже граблей ), рейтуз .

Окончания существительных после суффиксов

После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е, а у существительных женского рода - окончание -а: арбуз-ищ-е , басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание : заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища .

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

1) окончание у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: дум-ушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка;

2) окончание у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: гор-юшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко, рублишко, сараишко, заборишко.

После суффикса -л- в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание , у существительных среднего рода - окончание : верзи-л-а, воротила, заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило.

После суффикса -иц- у существительных среднего рода пишется окончание : варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (ср.: пальтецо, ружьецо ).

В русском языке выделяют несколько частей речи. Смысловое значение имеют имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Каждая часть речи имеет собственные признаки, которые отличают слова от слов, относящихся к другой части речи. Например, для существительных являются характерными некоторые окончания.

Примеры слов на «ий»

Окончания «ий» характерны для прилагательных, глаголов. Однако можно найти существительные, имеющие такое же окончание. Как правило, это заимствованные слова. Следует привести несколько примеров указанных слов:

  • Слово «санаторий» обозначает лечебно-оздоровительное учреждений. В санаториях проходят лечение люди, имеющие те или иные заболевания. В данном слове имеется искомое окончание «ий»;
  • Можно указать и слово «армий». В данном случае, слово употреблено во множественном числе. В единственном числе оно будет представлено формой «армии». А во множественном числе окончание «ии» меняется на окончание «ий»;
  • Подойдет слово «серпентарий». Оно обозначает место, где содержатся змеи. Там для них создаются условия, близкие к природным. В серпентариях происходит изучение змей, добывание змеиного яда в лечебных и научных целях. Указанное слово также имеет искомое окончание «ий».

Таким образом, можно привести несколько существительных, которые оканчиваются на «ий». Это слова в единственном числе и множественном числе. Названные слова «санаторий, армий, серпентарий» можно дополнить и другими словами. Так, существует слово "гербарий". Оно также оканчивается на форму "ий". Данное слово употребляется в значении коллекции растений. Как правило, собранные растения хранятся в засушенном виде. Слово "гербарий" относится к числу заимствованных слов.

Общие признаки данных слов

Важно отметить, что общим признаком данных слов является их заимствованное происхождение в русском языке. Исконно русских слов, которые оканчиваются на «ий» нет. Даже общеупотребительное слово «армий» имеет заимствованное происхождение. Поэтому, смысловое значение большинство подобных слов нуждается в дополнительном объяснении.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: « Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: ознакомление с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

Задачи: 1. познакомить с особенностями склонения имен существительных на -ий, -ия, -ие;

2. составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных; 3. совершенствовать правописание безударных окончаний имён существительных;

4. развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы;

5. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности и взаимопомощи, уверенность в себе.

Регулятивные УУД: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе ; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД : осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Русский язык. 3 класс» (авт. Иванова С.В.) , раздаточный материал (карточки для индивидуально работы, работы в парах и группах, лист достижений), презентация, технические средства обучения.

Ход урока:

I . Организационная ситуация.

1. Организационный момент.

Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык.

А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?

Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

(Слайд 1)

Во многом беречь родную речь нам помогают писатели и поэты.

2. Актуализация знаний.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Богаче Сибир__ (3 скл., Р.п.) нет земли в мир__ (2 скл., П.п.) .

(На слайде 2, 3)

Недаром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.

Вернёмся к пословице. Судя по пропущенным орфограммам, предположите, о чём будем говорить на уроке?

(О правописание безударных окончаний имён существительных)

Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.

(Проверка - один ученик работает у доски)

В то время, когда все работают с пословицей, пять человек будут работать индивидуально с карточками.

Карточка с заданием для индивидуальной работы.

Допишите окончания. В скобках докажите правильность выбора окончания, определяя склонение и падеж. Выделите окончания.
На картинк__ (), от деревн__ (), около двер__ (), на улиц__ (), у лошад__ (),учениц__й (), в лагер__ (),

на площад__ (), с человек__м (), на забор__ ().

(Работа проверяется в течение урока)

На картинк е (1 скл., П.п.), от деревн и (1 скл., Р.п.), около двер и (3 скл., Р.п.), на улиц е (1 скл., П.п.), у лошад и (3 скл., Р.п.), учениц е й (1 скл., Т.п.), в лагер е (2 скл., П.п.), на площад и (3 скл., П.п.), с человек о м (2 скл., Т.п.), на забор е (2 скл., П.п.).

Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?

(Ответы в виде кластера на слайде 4)

или - Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения?

Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.

3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.

Прочитайте предложение: В Якути__ ведётся добыча алмазов. (Слайд 5)

Какое окончание нужно писать? (Одни учащиеся отвечают интуитивно: «Писать надо « и », другие, зная правило, утверждают: « е »).

Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.

(На слайде 6 добавляется запись)

Или

Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Это имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на -ий, -ие, -ия.

Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.

(Ответы детей: «Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия» ).

(Тема на слайде 7)

II . Изучение нового материала.

1. Знакомство с правилом. Учебник - стр.106.

Запись на слайде 8 выглядит так:

-ий, -ие -ия

Р.п. и

Д.п. и

П.п. и и

Или

Ребята, теперь зная особенность написание безударных окончаний на -ий, -ия, -ие, давайте вернёмся к предложению, которое и привело нас к новому правилу и допишем нужное окончание.

В Якути и ведётся добыча алмазов. (Слайд 9)

2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия. Работа в группах.

Карточка 1. Работа в группах.

Подчеркни слова, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний.

Армия, галерея, аллея, география, профессия , солнце, музей, хоккей, движение, линия , счастье, занятие, здоровье, собрание , герой, санаторий.

Сколько слов вы нашли? (8 слов)

Каждая группа называет по одному слову. Повторять слова нельзя.

А теперь ещё раз назовите все слова, которые не подчиняются общему правилу написания безударных окончаний имён существительных. (Слайд 10)

Почему важно узнавать такие слова среди других?

3. Самостоятельная работа.

Вот вы и узнали новую тайну русского языка. А теперь нужно новые знания закрепить.

Карточка 2. Самостоятельная работа (в тетради).

Вставь окончания имён существительных. Запишите слова в тетрадь.

Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, побывали на экскурси__, подъехал к площадк__.

(Взаимопроверка с опорой на правильные ответы - слайд 11)

Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения)?

Физминутка.

III . Упражнение по совершенствованию навыка.

1. Работа в парах.

Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга.

Прочитайте текст. Как вы думаете, какие задания можно выполнить, работая над этим текстом? (вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст и т.д.)

Карточка 3. Работа в парах.

На уроке астрономи и (Р.п.) учитель сделал объявление об экскурси и (П.п.) в планетарий. Встретиться мы решили в здани и (П.п.) планетария. И вот мы отправились в путешествие по звёздному небу. Очень интересно было узнавать о движени и (П.п.) планет. В конце экскурси и (Р.п.) нам рассказали о професси и (Д.п.) космонавта. Ещё долго потом мы вспоминали о заняти и (П.п.) в планетари и (П.п.) .

(Проверка работ - слайд 12)

2. Словарная работа.

Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:

Кличка – животное

Название – предмет

Человек

( Фамилия )

Что такое фамилия ? (после ответов учеников – предложение обратиться к Толковому словарю).

Давайте запишем слово в тетради, укажем ударение, подчеркнём орфограммы.

Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.

Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из ряда кузнецов
Отец отца отцова.

Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.

3. Тренировочный материал (дополнительно).

Составьте словосочетания из двух групп слов. Запишите их . (Слова на слайде 13)

мечтать экскурсия

готовиться путешествие

написать герой

IV . Итог урока.

Как звучит тема урока?

Какие цели мы поставили?

Какие особенности в написании окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие мы узнали?

V . Рефлексия. Лист достижений.

Благодарю вас за интересные ответы, умение общаться, проявляя, при этом, уважение друг к другу.

Вы самостоятельно оценивали свою работу на уроке. Какие же результаты у нас получились?

Я выполнял задания на уроке:

Правильно и самостоятельно - 2 балла

Без ошибок, но с помощью других - 1 балл

Неправильно - 0 баллов

VI . Домашнее задание. Учебник - с.106, №3 (Слайд 14)