Сообщение о грамматической основе предложения. Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания, необходимо понимать структуру предложения, то есть уметь быстро находить грамматическую основу. Именно об этом наша статья.

Что такое грамматическая основа

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое; это смысловой центр фразы. Именно в нем заключен основной смысл, который необходимо передать. В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Это и грамматический центр, ведь именно сказуемое связывает предложение со временем и реальностью.

Из чего состоит грамматическая основа

В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, а сказуемое – то, что нам сообщается о подлежащем.

В 3 классе на уроках русского языка, изучая эту тему, проходят наиболее простой и распространенный вид грамматической основы, когда подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в личной форме.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением, инфинитивом, сочетанием существительного с количественным числительным (два брата), синтаксически неделимым сочетанием (детский сад) и т.д.

Чем может быть выражено сказуемое

Различают три вида сказуемых:

  • в простом глагольном сказуемое – глагол в любой форме, кроме инфинитива;
  • в составном глагольном инфинитив смыслового глагола и вспомогательный глагол (модальный или фазовый) либо краткое прилагательное с модальным значением – для выражения грамматического смысла;
  • в составном именном глагол-связка “быть” (или “полусвязка” казаться, стать и т.д.) и именная часть, которая может выражаться чем угодно, кроме глагола в личной форме или деепричастия.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными, числительными или инфинитивами (в любом комплекте), то между ними часто ставится тире; из правила есть исключения. Вот пример схемы грамматической основы предложения с тире: ̲ ― это ̳ .

Запятая между подлежащим и сказуемым стоять не может; разве что там два выделительных знака, но тогда их обязательно два!

Основа односоставного предложения

В односоставном предложении грамматическая основа состоит только из сказуемого или (редко) только из подлежащего.

Иногда можно встретить мнение, что это не подлежащее и не сказуемое, а особый член предложения.

Выделяют несколько видов односоставных предложений в зависимости от того, чем выражен главный член.

Распространенное и нераспространенное предложения

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. В нераспространенном есть только грамматическая основа.

Что мы узнали?

Грамматическая основа – это ядро предложения, его грамматической структуры и смысла. Вид предложения зависит от количества главных членов в основе: если основа из двух членов, предложение двусоставное, из одного – односоставное. В распространенном предложении есть еще второстепенные члены, в нераспространенном – только одна грамматическая основа. Главные члены могут быть выражены многими частями речи или сочетаниями. В зависимости от этого определяют вид сказуемого. Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, но не запятая.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 187.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


  • 4. Обобщенно-личные
  • 10. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения, их виды Распространенные и нераспространенные предложения
  • Полные и неполные предложения
  • 11. Понятие осложнения. Типология осложнений. Оборот как синтаксическое понятие
  • 12. Однородные члены и их виды. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах
  • 13. Обособленные определения, обстоятельства и дополнения
  • §2. Обособленные определения
  • §5. Обособленные обстоятельства
  • 14. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Знаки препинания при них
  • 15. Вводные слова и предложения. Типология вводных конструкций по значению. Разграничение вводных и невводных употреблений
  • 5.2.8.2 Обращения. Слова-предложения да и нет. Междометия
  • 16. Вставные конструкции, обращения и междометия. Нечленимые слова-предложения как вид осложнения простого предложения
  • 17. Сложное предложение как синтаксическая единица. Принципы классификации сложных предложений в концепции. Основные типы сложносочиненных предложений
  • 18. Сложносочиненное предложения: виды по структуре и семантике 19. Сложноподчиненные предложения. Средства связи в спп. Виды спп
  • 23. Сложноподчиненное предложение (спп). Виды придаточных. (по лекции и.Г. Осетрова)
  • 1. Спп с присловной связью
  • 20. Типы придаточных по значению. Спп с разными видами связи: типы подчинения в простых предложений в спп с несколькими придаточными Типы придаточных предложений
  • Придаточные изъяснительные
  • Придаточные определительные
  • Придаточные обстоятельственные
  • Придаточные присоединительные
  • 21. Бессоюзное сложное предложение: виды бсп по семантике и структуре. Знаки препинания в бсп
  • 24. Функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение Повествование
  • Описание
  • Рассуждение
  • 6.Понятие членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Виды сказуемых

    1 .Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

    2 .Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

    3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

    волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

    4. Дополнение - кого? чего?

    кому? чему?

    кого? что?

    кем? чем?

    о ком? о чём?

    и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

    5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

    Например : В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .

    Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

    Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

    Вопросительные: Почему вы не гуляете?

    Побудительные: Идите скорее!

    Восклицательные: Мне подарили щенка!

    Невосклицательные: Мне подарили щенка.

    Нераспространенное: Весна пришла.

    Распространенное: Пришла долгожданная весна.

    Узкая тропинка уходила далеко в лес . – простое (Имеет одну грамматическую основу)

    Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное

    (имеет две и более грамматических основ)

    На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.

    (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

    Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

    В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

    Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)). п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред. Например : Осенним днём маленькие дети гуляли в п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с. городском парке .

    Однородными членами предложения называют слова, которые:

    1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

    2. Отвечают на один и тот же вопрос.

    3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

    4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

    Например:

    Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.

    какие? какие?

    Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.

    (Маленькие, большие – однородные определения).

    Сложное предложение.

    Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

    На письме части сложного предложения разделяются запятой.

    Например:

    Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.

    День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

    Какие слова являются грамматической основой? Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например: "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время. "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени. "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании. Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост". Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли". Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить". Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились". Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т.е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой". Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала". Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра". Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет". Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено. 7.Второстепенные члены предложения и способы их выражения

    В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

    • дополнения;

      определения;

      обстоятельства.

    Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

    Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

    Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

    Грамматическая основа – лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

    Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

    Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

    Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

    В данном предложении две грамматические основы:

    1 – я убедился ; 2 – мы ожидали .

    Значит, предложение сложное.

    С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?)вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

    Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?)молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

    Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

    Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

    Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

      Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

      Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга.

      Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча.

    Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

      объект, на который распространяется действие: Пишу письмо; слушаю музыку.

      объект – адресат действия: Пишу другу.

      объект – орудие или средство действия: Пишу ручкой.

      объект, на который распространяется состояние: Мне грустно.

      объект сравнения и др.: Быстрее меня.

    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

      родительный падеж – кого? чего? - Выбор профессии.

      дательный падеж – кому? чему? - Пишу другу.

      винительный падеж – кого? что? - Пишу письмо.

      творительный падеж – кем? чем? - Пишу ручкой.

      предложный падеж – о ком? о чем? - Думаю о друге.

    Дополнение может относиться к:

      глаголу-сказуемому: Пишу письмо.

      главному или второстепенному члену, выраженному существительным: Потеря коня; надежда на счастье.

      главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:Строгий к детям; думающий о детях.

      главному или второстепенному члену, выраженному наречием: Незаметно для других.

    Способы выражения дополнения

    Форма

    Примеры

    1. Имя существительное

    Пишу письмо, строгий к детям.

    2. Местоимение

    Пишу ему, незаметно для других, знал что-то.

    3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного

    Не возвратить сделанного.

    4. Инфинитив

    Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать.

    5. Цельное словосочетание и фразеологизм

    Выпил несколько чашек; думал о каждом из нас; любовался анютиными глазками.

    Определение - второстепенный член предложения. Определение отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения поясняют члены предложения.

    Определения бывают 2-х видов

    1) Согласованные

    2) Несогласованные

    Согласованные определения

    Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться:

    1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку.

    2) Местоимением: Наша дорога.

    3) Числительным: Дай мне второй том.

    4) Причастием: Зеленеющий лес

    Согласованные определения чаще всего стоят перед определяемым словом.

    Значения согласованных определений разнообразны. Зависят от значения слов (лексического), которыми они являются.

    Определения, которые обозначают качество предмета, выражены качественными прилагательными. Определения, которые обозначают признак предмета по времени и по месту его нахождения, выражены относительными прилагательными. Определения, которые выражены притяжательными прилагательными или притяжательными местоимениями, обозначают принадлежность.

    Определения, которые указывают на неопределенность предмета в отношении свойства, качества, принадлежности, выражены неопределенными местоимениями. Определения, которые выражены порядковыми числительными, обозначают порядок при счете. Определения, которые могут обозначать признак, связанный с действием, выражены причастиями.

    Несогласованные определения

    Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже). И могут выражаться:

    1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже: Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика.

    2) Инфинитивом: Стремление увидеть. У меня есть желание учиться.

    3) Наречием: Мне подали яйца всмятку. Я люблю прогулки пешком.

    4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше.

    5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира.

    6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати.

    Несогласованные определения могут обозначать принадлежность, если они выражены именем существительным без предлога в родительном падеже.

    Несогласованные определения могут обозначать разные признаки

      Признак по материалу;

      Признак, который указывает на то, что у предмета есть какие-либо внешние черты, детали;

      Признак, характеризующий предмет в отношении пространства;

      Признак, указывающий на содержимое предмета;

      Признак, указывающий на назначение предмета, если они выражены именем существительным с предлогами в косвенных падежах.

    Несогласованные определения могут означать признак в отношении направления, качества, времени, способа действия, если они выражены наречием. Несогласованные определения, которые выражены инфинитивом, служат для того, чтобы раскрыть содержание предмета

    Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

    Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).

    Обстоятельства чаще всего выражены:

      существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Жил (где?) в лесу; говорил (как?) с восторгом.

      наречием: Жил (как?) весело.

      местоимением-наречием: Поехал (куда?) туда.

      деепричастием: Сидел (как?) отвернувшись.

      инфинитивом: Вышел (с какой целью?) освежиться.

    Обстоятельство обычно поясняет:

      глагол: Идти в школу.

      прилагательное: Крайне усталый , усталый до изнеможения.

      наречие: Слишком быстро .

    Виды обстоятельств

    Вид обстоятельства

    Вопросы

    Примеры

    1. Места

    где? куда? откуда?

    Хорошо (где?) здесь . Я уезжаю (куда?) в деревню . Я приехал (откуда?) издалека .

    2. Времени

    когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

    Я встал (когда?) рано . С осени (с каких пор?) от дочери писем нет . До вечера (до каких пор?) не управимся. Три года (как долго?) от дочери писем не было.

    3. Образа действия, меры и степени

    как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?

    Мать смотрела (как?) ласково . Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком .Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело . Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык.

    4. Сравнения

    как? подобно кому? подобно чему?

    Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки. За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.

    5. Причины

    почему? отчего? по какой причине?

    Я молчал (почему?) из вежливости . Он умер (отчего? по какой причине?) от голода . Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху.

    6. Цели

    зачем? для чего? с какой целью?

    Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло . Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег. Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.

    7. Условия

    при каком условии?

    Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости . Чуден Днепр (при каком условии?)при тихой погоде.

    8. Уступки

    вопреки чему? несмотря на что?

    Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию. Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше.

    "

    В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

    Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

    Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).

    Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).

    В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

    Так, подлежащее выражается:

    • Именем существительным: Скоро пойдет снег .
    • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
    • Причастием: Говорящий часто ошибается.
    • Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
    • (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
    • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

    Сказуемое выражается:

    • Глаголом: Стоит хорошая погода.
    • Существительным: Москва - столица России.
    • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
    • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
    • Наречием: Все у нас хорошо .
    • Причастием: Наша семья причастна к науке.
    • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

    Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).

    Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

    — это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

    Предложение является минимальной единицей высказывания . В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов . Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

    Отличительные признаки предложения:
    1. Предложение - это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
    2. Предложение - основная единица общения.
    3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
    4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
    5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

    Лексическое значение предложения - это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

    Грамматическое значение предложения - это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

    По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

    По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

    По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными , например: В холодном зале таинственно дремлет ёлк а (полное предложение). Стакан - копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит ). (По И. Шмелеву)

    Грамматическая (предикативная) основа предложения

    Предложения имеют грамматическую основу , состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

    Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них - подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

    По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

    По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

    Подлежащее и сказуемое

    Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

    Способы выражения подлежащего:
    1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) - как часовые.
    2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
    3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное - весело (П. Павленко).
    4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
    5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

    Сказуемое - главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

    Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:

    • изъявительное: Лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина (А. Чехов). Толпа напоминала тёмный вал океана (М. Горький).
    • условное: Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог (М. Лермонтов).
    • повелительное: Не биди того, что отмечталось,

    Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)

    Сказуемое может быть простым и составным.

    Отличие предложения от словосочетания

    — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания , которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:

    • имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
    • характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
    • служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.

    Конспект урока «Предложение. Грамматическая основа».