Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы и отклоняющееся поведение — Гипермаркет знаний Социальные нормы и отклоняющееся поведение примеры

Отклоняющееся поведение человека – это вариант взаимодействия личности с другими индивидами в процессе социализации, то есть включения в общество. Давайте рассмотрим это понятие подробнее.

Что такое поведение?

Поведение – это своеобразная реакция на различные раздражители как внешне, так и внутренние (других людей, информацию). Иногда поведение является осмысленным, а иногда - нет. Осмысленно человек действует, стремясь достичь каких-то целей, инстинктивно – в каких-либо обыденных ситуациях (например, взглядывает в направлении громкого внезапного звука).

Что такое норма?

Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.

Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.

Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся . К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.

Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей. Можно привести в пример антиалкогольную компанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.

Понятие об отклоняющемся поведении

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Варианты отклоняющегося поведения

Традиционно отклоняющимся поведением считают то, которое представляет определенную опасность и даже угрозу сложившемуся порядку. Но социальные отклонения могут проявляться не только в форме преступности. Отклоняющимся можно считать поведение различных выдающихся людей, например, художников, создающих свои произведения в каком-либо новом стиле или направлении. Отклоняющимся можно считать поведение изобретателя, учёного, завершающего удивительное открытие, или людей, придерживающихся радикальных взглядов.

Исследователь Гилинский предложил свою классификацию; он выделял два типа: негативное, то есть вредное для общества, и позитивное поведение. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Например, различные формы социального творчества. В чем выражается негативное? Это опасное и асоциальное поведение: нанесение побоев, оскорблений и проч.

Причины отклоняющегося поведения

Узнаем, каковы причины отклоняющегося поведения.

  • Возникновение новой социальной системы на обломках старой.
  • Процесс развития новый системы, что может приводить к различным перекосам и диспропорции.
  • Потребности общества (духовные, экономические и т. д.) могут опережать развитие общества, и это вызывает необходимость отклоняющегося поведения.
  • Возможно просто случайное отклонение.

Нет сомнений, что нарушение даже наиболее важных принятых в обществе норм связано с экономическими отношениями. Эта связь не в прямая, но она совершенно несомненная. В качестве примера можно привести положение в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. Наступившие безработица и безденежье привели к тому, что сформировалось большое количество групп с отклоняющимся поведением: это и преступные группировки, и компании наркоманов, бомжи и т.п.

Причина другая – это противоречие между слоями населения. Особенно это касается отношения между власть предержащими и обычными людьми. Лицемерное поведение представителей власти приводит к социальной апатии со стороны большинства населения. Сюда же можно отнести социальную несправедливость и сложившиеся в обществе традиции отклоняющегося поведения (конкретным примером является отсутствие морального осуждения мелкого воровства).

Виды девиантного поведения

Какие разновидности отклоняющегося поведения выделяют социологи? Можно выделить три вида:

  • отклонения агрессивной направленности ; они проявляются в действиях против личности: преступление (например, убийства), оскорбления, драки и проч.; они вызывают не только моральное осуждение, но и преследование по закону;
  • отклонения корыстной направленности; это такие поступки, которые связаны с желанием незаконно получить имущественную выгоду; сюда можно отнести взятки, воровство, мошенничество и т. д.;
  • социально пассивные отклонения – это различные варианты уклонения от решения личностных и общественных проблем (нежелание учиться, работать, стремление к бродяжничеству, различные виды наркомании и токсикомании; сюда же можно отнести и суицид).

Поведение детей и подростков

Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.

В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.

На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.

Теории

Существует несколько теорий отклонения индивида от социальных норм. В 11 классе на уроке обществознания достаточно познакомиться с их содержанием кратко.

Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

Что мы узнали?

Отклоняющееся поведение не соответствует социальным нормам, принятым в данный момент в данном обществе. Оно может быть позитивным и негативным; негативное отклоняющееся поведение может быть опасно для человека и окружающих.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 93.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы. - нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5) правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название - делинквент-ное поведение.

Существование человека вне общества невозможно. В ходе своей жизнедеятельности человек постоянно вступает в социальное взаимодействие с другими членами социума. Поведение человека регулируется социальными нормами, которые сложились в результате исторического развития.

Понятие социальных норм

Социальные нормы – это четко определенные правила поведения, которые регулируют взаимоотношения человека с обществом. Социальные нормы играют роль главного сдерживающего фактора, который не позволяет человеку нарушать чужие интересы, для того, чтобы удовлетворить личные потребности.

Все современные социальные нормы произошли от духовных норм, характерных для религиозной догматики. Многие из них были изменены и осовременены в виду потребностей современного общества.

Многообразие социальных норм

Как правило все социальные нормы имеют тесную взаимосвязь друг другом. На данный момент существуют такие виды социальных норм:

Правовые нормы (правила поведения человека, которые закреплены в соответствующих нормативных актах);

Религиозные нормы (нормы поведения, которые закреплены в религиозных священных писаниях);

Нормы морали (правила поведения, которые диктуются обществом человеку).

Девиантное поведение: причины и профилактика

Девиантное поведение - это поведение человека, которое отклоняется от социальных норм.

Причиной девиантного поведения могут служить такие факторы как недостаточное знание социальных норм, неумение воспринимать социальные нормы в силу пробелов в воспитании, заболевания (алкоголизм, наркомания).

Главным профилактическим методом девиантного поведения является воспитательная работа с детьми в школе и дома. Предоставление медицинской и психологической помощи людям, которые страдают от алкоголизма и наркотической зависимости.

Социальный контроль и самоконтроль

Социальный контроль - это контроль общества за человеком, который осуществляется с целью недопущения совершения им противоправного поступка.

Самоконтроль – это самостоятельный контроль человека собственных поступков и соотношение их с существующими социальными нормами.

Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Цели и задачи урока :

1.Образовательная: раскрыть сущность таких явлений, как социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения; выяснить разницу между девиантным и делинквентным поведением; показать опасность такого проявления девиации, как преступность.

2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Тип урока: комбинированный (форма урока - практикум).

Основные понятия : отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, организованная преступность.
Оборудование : проектор, компьютер, компьютерные динамики.

Раздаточный материал : На столах у учащихся находятся материалы с дополнительной информацией, технологические карты.

На уроке применяются следующие виды деятельности:индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, проверка наличия учебников, конспектов, дневников, ручек и т.п.

2. Проверка изученного материала.

Эпиграф к уроку : «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский).

Ход урока:

1 .Организационный момент. Актуализация.

Учитель: Добрый день. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Социальные нормы. и отклоняющееся поведение».

Цели нашего урока:

1.Закрепить знания о таких явлениях, как социальные нормы и отклоняющееся поведение, социальный контроль. Показать их взаимосвязь, последствия, причины.

2. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Формирование навыков социального поведения.

Наш урок проведём в виде практикума.

Урок будет проведён по плану , который у нас в учебнике, а именно:

    Социальные нормы.

    Отклоняющееся поведение

    Преступность

    Алкоголизм и наркомания.

Наш урок будет проведён в виде практикума, т.к. нашей задачей является постепенная подготовка к ЕГЭ.

Вопрос №1 Социальные нормы . Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь.

Ещё с детского сада вы помните строки:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,

Что такое хорошо и что такое плохо?... – моральная норма

У меня секретов нет, слушайте детишки.

Папы этого ответ помещаю в книжке.

Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, - правовая норма

Я такого не хочу даже вставить в книжку.

Если мальчик чистит зубы…… - норма гигиены, норма культуры

Этот мальчик очень милый поступает хорошо.

Что такое социальная норма?

О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Что такое социальная норма?

Какие другие социальные нормы вам известны?(Ответ – эстетическая, религиозная, политическая, этическая, обычаи, традиции)

Что такое социальная норма?

Социальная норма – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляют требования, которым должно соответствовать их поведение.


? Какую роль в жизни общества и человека играют социальные нормы?

! Д еятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил. Нормы, которым мы следуем, придают социальному миру регулярность и предсказуемость, они указывают что можно а что нельзя. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

Ни в одном обществе невозможно провести линию и разделить людей на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству людей случалось нарушать общепринятые правила. Например: припаркованный на пешеходной дорожке автомобиль, пешеход, идущий на красный свет светофора.

Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей. Слайд № 10

Прочтите . Какие заповеди на ваш взгляд важны , какие не существенны? Какие из них стали законами ?

Древний свод нравственных заповедей

Подарок молодым” (перевод с китайского) Что такое глупость?

Глупо:

    иметь деньги и не отдавать долги; ЗАКОН

    знать за собой недостаток и не исправлять его;

    то и дело бранить чужие сочинения;

Неумно:

    за спиной человека говорить о его недостатках;

    забросить семью и предаваться пьянству; ЗАКОН

    и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;

    обидеть и надеяться, что тебя простят; ЗАКОН

Бестактно:

    входить без стука к людям; ЗАКОН

    раскрывать чужие письма и документы; ЗАКОН

    любоваться огнем на пожаре;

    глазеть на утопающего. ЗАКОН

Вопрос.

Сходства:

1) И то, и другое - это правила поведения;

2) За нарушение как норм права, так и норм морали существует ответственность

Различия:

1) Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом;

2) За нарушение норм права существует юридическая ответственность со стороны государства, а за нарушение норм морали - лишь санкции со стороны общества (презрение, неодобрение);

3) Нормы права закреплены письменно в различных правовых актах и формально определенны, организованы, а нормы морали «передаются» устно и закреплены лишь в сознании людей;

Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?

Ответ . Назначение социальных норм: направляет поведение, позволяет его контролировать, регулировать и оценивать.

!

Законопослушное поведение называется конформистским.

Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.

Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.

Вопрос№2 Отклоняющееся поведение.

Что мы называем отклоняющимся поведением?

Что значит отклоняющееся поведение?

Отклоняющееся пов едение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.


? Ребята как вы думаете «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений?

? В чем причины отклоняющегося поведения? Ребята предлагают варианты ответов, совместно выводим следующие причины отклонений и приводим примеры:

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Во-первых, это наследственная предрасположенность. До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать алкоголиками.

Во-вторых, это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровостью родителей.

В- третьих, человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак.

Ответ . Отклонения являются естественной частью социальной жизни, в жизни общества бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение.

По отношению к лицам, допускающим негативные отклонения от норм, общество применяет социальные санкции

Перед вами лежат технологические карты. Дальнейшую работу мы продолжим заполняя материалы находящиеся у вас на партах. Чтобы успешно справиться с заданиями будьте внимательны, принимайте решения сообща.

Задание I .

Человек совершает ежедневно множество действий. Распределите предложенный перечень на колонки, на общественно опасные и неопасные.

Общественно неопасное

Общественно опасное

Покраска волос

Экстравагантная внешность

Содержание в квартире животных в большом количестве

Чудачество

Новаторская инициатива

Религиозныя фанатизм

Алкоголизм

Терроризм

Переходим к следующему заданию.

Задание II .Необходимо отметить негативные отклонения от социальных норм на уровнях:

Личности

Преступления, правонарушения, аморальные поступки

Малых социальных групп

Деформация, раздоры, скандалы,

Государство и общественные организации

Бюрократизм, волокита, коррупция.

ЗаданиеIII .

Позитивный характер

Негативный характер

Проявление инициативы

Новаторство

Самопожертвование

Сверхтрудолюбие

Героизм

Обострённое чувствожалости

Вред

Ущерб

Религиозный фанатизм

Терроризм

Расовая нетерпимость

.

Задание IV – конструктор:Из предложенного набора слов составить определение понятия, и назвать само понятие.Правильный вариант:

Девиантное поведение - это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения.

Делинквентное пове дение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках.

Задание VII :Из предложенного списка выберите основные признаки делинквентного поведения.

Задание VIII Найти среди данных примеров ситуации делинквентного поведения.

Учащиеся должны отметить, что девиантное поведение в узком смысле означает - не вызывающее уголовного наказания. Оно относительно по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам.

    Итак. Каждый человек должен освоить социальные нормы и культурные ценности общества, в котором он живёт. То есть включиться в процесс социализации.

Социализация - освоение индивидуумом социальных норм и культурных ценностей общества.


? Возможны ли сбои, неудачи в процессе социализации .

Ответ. ДА.

Вопрос №3 ПРЕСТУПНОСТЬ .. Просмотр кадров связанных с преступностью.

Задание: На основе просмотренного видеофильма и дополнительной информации укажите:

    Что такое преступность?

    В чём состоит опасность отклоняющегося поведения?

    Какие меры принимает общество для борьбы с данными отклонениями? Предложите свои варианты.

Назовите известные виды преступлений. Приведите примеры следующих преступлений: корыстных, агрессивных, экономических.

1. Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: «Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой? Какие признаки профессиональной преступности вы можете назвать?

Учащиеся работают с учебником стр. 49-50 в течение 5 минут. Затем группы предлагают свои варианты, идет обсуждение.

Задание № X в технологичекой карте.. Найдите областьдевиантного поведения, делинквентного поведения, криминального поведения


- девиантное поведение

- делинквентное поведение

-криминальное поведение

В ходе обсуждения и выполнения заданий учащиеся делают вывод: Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм выделяют: алкоголизм, курение, наркоманию, коррупцию, религиозный фанатизм, расовую нетерпимость, терроризм.

Вопрос №IV Алкоголизм и наркомания.

1.Каковы последствия алкоголизма для

-личности

- семьи

-общества

Кстати…

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и сами спиртные напитки. В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные лица наказывались за пьянство: первый раз – крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

4. Социальный контроль и самоконтроль(работа организуется со всем классом, учитываются индивидуальные ответы учащихся).

Учитель: Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно, ужесточая ответственность за это, что является проявлением социального контроля.

Учащимся предлагается объяснить понятие «Социальный контроль» исходя из собственного опыта. Далее вводится само понятие:

Социальный контроль это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе

Просим учащихся привести примеры. Совместно в ходе беседы выделяем:

  • признаки социального контроля (упорядоченность, категоричность и формализованность, связь с санкциями, коллективное осуществление контроля.

    функции социального контроля (регулятивная, охранительная, стабилизирующая.

    виды социального контроля (формальный контроль посредством правовых норм, неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов, социальный контроль в профессиональной деятельности, социальный контроль в семье и частной жизни, неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью).

Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции. Санкции бывают формальные и неформальные. Задание: Из данного набора слов (действия, законами, общественного, органами, публичное, наказания) , выбрать нужное и вставить в пропуски.

Учитель: Роль социального контроля конечно очень велика, но человек должен сам сделать свой выбор: совершать преступление или нет, употреблять алкоголь или наркотики.Самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Учащимся предлагаем привести примеры.

ВЫВОД ПО УРОКУ. Отклонения – естественная часть социальной жизни. Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Общество осуществляет социальный контроль. Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество от отклонений невозможно полностью избавить. Но с опасными проявлениями отклонений необходимо бороться. В этом процессе очень важен самоконтроль.

6. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами говорили об отклоняющемся поведении в обществе, о негативном девиантном поведении человека.

? Как вы относитесь к проблемам, затронутым на уроке?

Вывод по эпиграфу . Отклоняющееся поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Однако, с такими отрицательными явлениями как криминальное поведение, сексуальные отклонения, коррупция, алкоголизм, курение и наркомания необходимо бороться, т. к. они не могут привести к процветанию общества.

Домашнее задание: §6, написать эссе по высказываниям

1. Ф.М. Достоевского «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

2. «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих»

3.«И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её с собой до старости» И.Гёте

4. «Ты рождён человеком, но человеком надо стать» В.А.Сухомлинский

Сравните мораль и право. Укажите общие и отличительные признаки.

Общие черты :

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия :

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3.Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5.Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют . Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Вариант 1

Социальные нормы – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.

Виды социальных норм:

  • Нормы морали – это такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
  • Нормы традиций и обычаев . Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
  • Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
  • Политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
  • Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные, либо санкционированные государством. Реализация этих норм обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

В реальности поведение людей и обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. В таком случае говорят об отклоняющемся (девиантном) поведении субъекта.

Девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Такое поведение иногда способствует прогрессу общества (деятельность ученых, военных, политиков, изобретателей и т.п.), но в основном, люди с таким поведением мешают ему.

Алкоголизм (наркомания) — болезнь, развивающаяся в результате систематического употребления алкоголя (наркотиков).

Преступление – это общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в особенной части Уголовного кодекса.

Делинквентное поведение – это совокупность преступлений в социологии.

Вариант 2

Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально полезным и предсказуемым. В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции — средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм. Социальные нормы — это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации и выполняют следующие функции:

  1. служат образцами, эталонами поведения;
  2. регулируют общий ход социализации;
  3. интегрируют, включают индивидов в социальные общности;
  4. контролируют отклоняющееся поведение.

Существуют различные виды социальных норм. Так, классификация социальных норм в порядке повышения их общественной значимости включает привычки, обычаи, морально-нравственные нормы, институциональные нормы (т.е. нормы институтов религии, политики, образования, семьи и т.д.), законы. В данной классификации по восходящей возрастает степень необходимости следования нормам. Если привычки и обычаи — нормы желательного поведения и их нарушение не предполагает сильных негативных санкций, то морально- нравственные, институциональные нормы и тем более законы — нормы должного, обязательного поведения, причем нарушение законов обычно предполагает одновременное, формальное и неформальное, санкционирование индивида.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего. Поведение, не соответствующее социальным нормам, называют девиантным, т.е. отклоняющимся поведением.

В обществе контроль за девиантным поведением не симметричен: отклонения в негативную сторону осуждаются, в позитивную — одобряются. Отсюда два основных типа девиации (отклонений)

Культурно осуждаемые отклонения (террористы, предатели, преступники, алкоголики, бездомные)

Культурно одобряемые (святые, гении, герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые).

Таким образом, термин девиантное поведение может включать в себя самые разнообразные виды социальных отклонений. В настоящее время в социологии существует множество теорий девиантного (культурно осуждаемого) поведения, которые дополняют друг друга. Их анализ позволяет выделить три основных подхода к объяснению причин девиации:

биологический (теории физических типов),

психологический (психоаналитическая теория 3. Фрейда),

социологический (теория аномии Э. Дюркейма, теория аномии Р. Мертона, теория наклеивания ярлыков Г. Беккера).

Вариант 3

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:
1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
4) политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.
Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.
Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквент-ное поведение.