Сложный план по теме деятельность человека. Деятельность как способ существования людей

В первой части была дана общая характеристика данного задания, а также предложен универсальный шаблон для его выполнения. Но в сообщении не было учтено два немаловажных фактора:

  • существуют различные виды планов
  • существуют различные модели заданий С8.

Данное сообщение позволит устранить этот пробел.


В сообщении использованы материалы демонстрационных версий, задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений, а также следующие источники:

  • Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012
  • Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010

План - четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания, которые обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые выступающий раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.

Существует две разновидности задания С8.

Первая разновидность предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.

Пример.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Противоречия социального прогресса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «социальный прогресс» и «противоречия прогресса». Более широким понятием является понятие «социальный прогресс», т.к. Противоречивость — одно из свойств социального прогресса. Следовательно, именно с понятия «социальный прогресс» следует начинать раскрытие обозначенной в задании темы. В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.

Назывная форма

Можно пользоваться платформой, на которой создан план, для его редактирования и, в случае необходимости, последующего сохранения.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы.
1) Что такое социальный прогресс?
2) Каковы причины прогрессивных изменений в обществе?
3) В каких формах может осуществляться социальный прогресс?
а) Эволюционная
б) Революционная
4) В чем заключаются проявления основных противоречий прогресса?
а) Нелинейность.
б) Относительность.
в) Неоднозначность последствий.
г) Цена прогресса.
5) Каковы критерии прогресса?

Тезисная форма плана раскрытия данной темы.

1) Социальный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
2) Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
3) Различают эволюционный и революционный пути общественного прогресса.

а) Эволюция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.

б) Революция – это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.


4) Противоречивость прогресса обусловлена разными темпами развития как различных компонентов социальной жизни, так и различных стран.

а) Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.

б) Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

в) Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.

г) Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

5) В современной обществоведческой мысли критерием социального развития признается качество жизни – комплексный критерий, включающий уровень развития производительных сил, общественных институтов, благосостояние, свободу и возможность творческого развития, знания, духовно-нравственное состояние общества.


Вторая разновидность задания С8 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме, без наличия в ее формулировке родовых и видовых понятий.

Пример.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность как способ существования людей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В данном случае нет необходимости сначала рассматривать более широкую тему, а затем конкретизировать ее. Поэтому первым пунктом плана сразу можно поставить «понятие деятельности».

В зависимости от выбранной формы, план может иметь несколько видов.

Назывная форма плана раскрытия данной темы.

Вопросная форма плана раскрытия данной темы.

1)Что такое деятельность?


2) В чем отличия деятельности человека от активности других живых существ?

3) Каковы элементы структуры деятельности?

а) субъект;

б) объект;

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. В чём проявляется биологическая природа человека:

а) функционирование внутренних органов и систем;

б) первичные (физиологические) потребности;

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) роль наследственности в развитии человека;

б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;

в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Ответ: None

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. По­ня­тие «мировоззрение».

2. Структура мировоззрения:

а) знания;

б) принципы;

в) убеждения;

г) ду­хов­ные ценности и т.д.

3. Пути фор­ми­ро­ва­ния мировоззрения:

а) стихийное;

б) осознанное.

4. Ос­нов­ные виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) религиозное;

в) философское;

г) научное.

5. Роль ми­ро­воз­зре­ния в жизни человека.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие глобальные проблемы современности и их виды:

а) демографическая;

б) экологическая;

в) проблема севера и Юга и др.

2) Сущность демографической глобальной проблемы:

а) неконтролируемый рост рождаемости;

б) неравномерное расселение;

в) естественная убыль и кризис депопуляции различных этносов и т.д.

3) Негативное влияние демографической глобальной проблемы на жизнь общества:

а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б) безработица;

в) массовые миграции;

г) проблемы ассимиляции приезжих.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие глобализация.

2. Многообразие мира и единство человечества:

а) современный мир и интеграция;

б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;

в) современные коммуникации (Интернет и др.).

3. Противоречивые последствия глобализации:

а) стандарты глобализации в экономике;

б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран;

в) вестернизация национальной культуры и др.

4. Основные пути преодоления противоречий современного мира:

а) создание глобальных институтов регулирования;

б) формирование планетарного сознания;

в) подписание международных соглашений, направленных на решение глобальных вызовов и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Темы планов по разделу «Человек»

1.Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке.

1. 2. Личность в системе общественных отношений.

2. 3. Социализация индивида.

3. 4. Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности.

4. 5. Духовная деятельность и ее специфика .

5. 6. Роль познавательной деятельности.

6. 7. Межличностные отношения и взаимодействия.

7. 8. Общение и его роль в развитии личности.

8. 9. Игра и ее роль в формировании человеческой личности.

9. 10. Личность в современном обществе.

10. 11. Трудовая деятельность.

С8.2.1.

«Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.

2) Проявления человеческой природы:

а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);

б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);

в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).

3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:

а) флегматик;

б) холерик;

в) сангвиник;

г) меланхолик.

4) Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как личность.

5) Природные задатки – основа формирования способностей.

С8.2.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в системе общественных отношений»

1) Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств.

2) Важнейшие свойства личности:

а) знания о мире, обществе, себе;

б) познавательные и практические умения;

в) социальный опыт;

г) моральные ценности и идеалы;

д) иные социально значимые качества.

3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:

а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

4) Модели взаимодействия личности и общества:

а) конструктивная;

б) деструктивная.

5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху:

а) толерантность;

б) инновационность;

в) креативность;

г) инициативность;

д) гуманистичность.

6) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

С8.2.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида»

1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий

2) Функции социализации:

а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в) усвоение моральных ценностей и идеалов;

г) освоение практических умений и навыков.

3) Уровни (этапы) социализации):

а) первичная социализация;

б) вторичная социализация.

4) Институты (агенты) социализации:

а) семья;

б) ближайшее окружение;

в) система образования;

д) профессиональная деятельность.

5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.

С8.2.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности»

1) Понятие о деятельности. / Деятельность – форма активности человека.

2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных):

а) целенаправленность;

б) осознанность;

в) представление идеальной модели результата;

г) преобразовательный, творческий характер.

3) Основные виды деятельности человека:

а) игровая;

б) учебная;

в) трудовая.

4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе.

а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);

б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).

5) Деятельность и общение.

6) Деятельность и творчество.

7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности.

С8.2.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная деятельность и ее специфика» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о духовной деятельности. / Деятельность материальная и духовная. / Духовная деятельность – производство духовных благ.

2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.

3) Основные цели духовной деятельности:

а) формирование общественного сознания;

б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;

в) удовлетворение идеальных потребностей общества;

г) производство духовных благ.

4) Формы духовной деятельности:

а) прогностическая;

б) познавательная;

в) ценностно-ориентировочная.

5) Роль духовной деятельности в современном мире.

С8.2.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль познавательной деятельности»

1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний.

2) Объекты познавательной деятельности:

а) окружающий мир, природа;

б) общество;

в) человек.

3) Формы познания:

а) чувственное познание

б) рациональное познание

4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития

С8.2.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Межличностные отношения и взаимодействия» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о межличностных отношениях.

2) Отличительные черты межличностных отношений:

а) эмоционально окрашенный характер;

б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;

в) осуществление внутри узкого круга людей.

3) Основные сферы межличностных отношений:

а) отношения в семье;

б) отношения среди коллег;

в) отношения в дружеской компании.

4) Специфика межличностного конфликта.

5) Условия эффективности межличностного взаимодействия:

а) принятие иного мнения как должного;

б) готовность к диалогу и взаимопониманию;

в) осуществление совместной деятельности;

г) общность целей и интересов.

6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.

С8.2.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общение и его роль в развитии личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера.

2) Основные функции общения:

а) коммуникативная (обмен информацией);

б) перцептивная (принятие друг друга);

в) интерактивная (взаимодействие друг с другом).

3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.

4) Условия конструктивного общения:

а) готовность к сотрудничеству, компромиссу;

б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей;

в) уважительное отношение к партнеру.

5) Общение в игре, труде, учении.

6) Специфика общения в сетевом сообществе:

а) интенсивность коммуникаций;

б) виртуальное общение;

в) обилие и разнообразие информационных потоков.

7) Общение в формировании личности современного типа.

С8.2.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Игра и ее роль в формировании человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека.

2) Основные свойства игры:

а) творческий характер;

б) наличие воображаемой обстановки;

в) освоение новых социальных ролей;

г) наличие определенных правил.

3) Классификация игр:

а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);

б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);

в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);

г) спортивные и т.д..

4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.

5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности.

С8.2.10.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в современном обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности.

2) Свойства личности:

а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);

б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).

3) Специфические качества личности современного типа:

а) готовность к инновациям;

б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру;

в) креативность;

г) открытость, толерантное восприятие нового;

д) инициативность и самодеятельность;

е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.

4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:

а) система средств массовой коммуникации;

б) возросшие информационные потоки;

в) изменившийся характер образования и труда;

г) интенсификация общения в сетевом сообществе.

5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху.

С8.2.11.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовая деятельность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы.

2) Признаки трудовой деятельности:

а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);

б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);

в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).

3) Основные виды труда:

а) физический и умственный;

б) простой и сложный.

4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе:

а) сложный характер труда;

б) наукоемкость, интеллектуальность труда;

в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.

5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:

а) развитие коммуникативных умений;

б) развитие мышления и креативности;

в) формирование умения действовать нестандартно;

г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;

д) становление сплоченного и эффективного коллектива.

6) Труд – основа благосостояния общества.



Развернутый план по теме «Деятельность »

1.1. Основные черты а) Созидательный характер б) Продуктивный характер в) Преобразующий характер г) Общественный характер

  • 1. Основные характеристики деятельности 1.1. Основные черты а) Созидательный характер б) Продуктивный характер в) Преобразующий характер г) Общественный характер


1.2. 1.2.1. а) Естественные б) Социальные в) Идеальные

  • 1.2. Удовлетворение потребностей – цель деятельности 1.2.1. Первая классификация потребностей а) Естественные б) Социальные в) Идеальные


1.2.2. Физиологические (органические) б) Экзистенциональные Социальные г) Престижные (уважение и признание) д) Духовные (самовыражение)

    • 1.2.2. Классификация потребностей Маслоу а) Физиологические (органические) б) Экзистенциональные (защищённость, безопасность) в) Социальные г) Престижные (уважение и признание) д) Духовные (самовыражение)

  • 2. Структура и мотивация деятельности

2.1. Мотив – побудительная причина деятельности.

2.2. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

2.3. Деятельность – цепь действий .

2.4. Конкретно-исторический характер деятельности.

3. Многообразие деятельности

  • 3. Многообразие деятельности

3.1. Основные виды деятельности людей а) Игра б) Учёба в) Труд г) Общение

3.2.

3.2. Деятельность, зависящая от отношения человека к окружающему миру
    • 3.2.1. Материально-производственная (практическая)
    • 3.2.2. Духовная а) Духовно-теоретическая б) Духовно-практическая в) Социально-преобразовательная г) Ценностно-ориентировочная д) Прогностическая

Конспект урока обществознания на II курсе

Тема: "Деятельность как способ существования людей".

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

Понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

метапредметных:

Умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;

Умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

Умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;

Способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;

предметных:

Владение понятиями «деятельность», «потребности»;

Целостное представление о структуре деятельности;

Понимание связей между сознанием и деятельностью;

Умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

Умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

Задачи занятия:

1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;

3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;

4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.

II. Место темы в системе учебных занятий

При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).

Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса - с деятельностью учёных, её научными результатами.

III. Литература и оборудование

Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2003. - Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).

Оборудование

Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка Д/З

индивидуальный письменный опрос (карточки)

  1. I-вариант Соотнеси понятие с определением:

1. мораль

Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

2.идеал

Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. ценности

Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

4. совесть

Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.

II- вариант Верны ли суждения?

  1. Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?

1) экономическую; 2) политическую; 3) социальную; 4) духовную.

  1. Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.(деятельность )

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: (слайд 3)

  1. Что такое деятельность?
  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)
  3. Виды деятельности.

Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).

1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .(слайд 5)(записать в тетрадь).

Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?(Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .

Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )

Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

  1. Каковы были цели помещика?
  2. Какие он выбрал средства для их достижения?
  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)

2. Структура деятельности

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
  2. Действия.
  3. Средства.
  4. Результат.

Мотивы деятельности.(слайд 13)

Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.

  1. 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор; 3 рытье траншеи.

Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) (слайд)14

Как вы думаете, что движет деятельностью человека? (Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)

Какие мотивы вы знаете?(слайд 15)

  • потребности
  • интерес
  1. Виды деятельности

Работа с учебником, (пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.

Итоги урока

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока. Объясни почему именно это высказывание.

  1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский
  2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
  3. Когда мы перестаем делать - мы перестаем жить.
    Б. Шоу
  4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка

Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?

Рефлексия. Вопросы:

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Как я узнавал новое?

Какой этап урока мне понравился?

Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»