Шипящие согл звуки. Твердые непарные шипящие согласные звуки

Все звуки русского языка создаются при помощи тона (голоса) и называются гласными или различного положения языка, губ и т.д. и называются согласными. Согласные, в свою очередь, разделяются по особенностям произведения на твердые/мягкие и глухие/звонкие. В отдельную группу выделяются шипящие звуки, обладающие специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Что такое шипящие согласные

Шипящие звуки дают следующие четыре буквы:

Такое название они получили, потому что их произношение отчасти похоже на шипение. Чтобы правильно произнести данные звуки, нужно немного вытянуть губы вперед и начать выдыхать воздух в щель между приподнятым кончиком языка и нёбом.

Шипящие имеют особые фонетические признаки и неслучайно являются составляющими сразу нескольких правил правописания (например, знаменитого правила "ЖИ-ШИ пиши с буквой И" или "ЧА-ЩА пиши с буквой А"). Поговорим об особенностях признаков данных звуков.

Фонетические характеристики шипящих

Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом:

  • [ш] - согласный, глухой/парный, твердый/непарный;
  • [ж] - согласный, звонкий/парный, твердый/непарный;
  • [ч"] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный;
  • [щ] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный.

Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки [ш] и [ж].

Шипящие звуки в составе слова

Из-за своих особенностей шипящие звуки располагаются в слове в определенной позиции и ставятся только перед конкретными звуками (с этим и связаны правила орфографии, в которых они участвуют). Например:

  • мышонок - [мышОнак] - после [ш] пишется и произносится О, потому что этот звук всегда твердый и не может стоять перед смягчающим Ё;
  • жилет - [жыл"Ет] - после [ж] пишется И, но произносится [ы], поскольку он всегда твердый и не может стоять перед смягчающим [и];
  • щука [щУка] - после [щ] пишется и произносится У, поскольку он всегда мягкий и писать рядом дополнительный смягчающий Ю просто не имеет смысла.

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 201.

1. Прочитай.

Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

(И. Эренбург)

  • Каким назван дождик? Почему?
  • Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.

2. Назови предметы.

  • Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
  • Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?

Страничка для любознательных

Шипящие

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

(В. Иванова)

3. Прочитай.

      У ежа ежата, а у ужа ужата.
      Смешные шутки у Саши и Мишутки.

  • Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
  • Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.

4. Прочитай.

      Два щенка щека к щеке
      щиплют щётку в уголке.

      У четырёх черепашек
      по четыре черепашонка.

  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
  • Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
  • Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.

5. Прочитай. Когда так говорят?

      Хорошая работа два века живёт.
      Работе время, потехе час.

  • Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

рабо́та

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.

6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.

  • Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?

Дадим определение всем понятиям в словосочетании «мягкие непарные согласные звуки», начиная с последнего слова.

Звуки, их отличие от букв

Звуки – это то, что мы произносим и слышим (видеть и писать звуки нельзя). Для того, чтобы как-то можно было на письме разбирать фонетический состав слов, не путая буквы со звуками, принято звуки заключать в квадратные скобки: .

Согласные звуки

Согласные - это звуки, при произношении которых используется голос и шум или только один шум (если при произношении звука используется только голос – то это гласные звуки).

Всего в русском языке 21 согласный звук. Особенностью согласных звуков является то, что они создают между собой пары (более подробно об этом поговорим позже).

Шипящие согласные звуки

Парные – непарные согласные звуки

В разделе о согласных звуках мы упомянули, что такие звуки создают пары. Пары создаются по звонкости – глухости:

  • [б] - [п];
  • [в] - [ф];
  • [г] - [к];
  • [д] - [т];
  • [з] - [с];
  • [ж] - [ш].

Смысл такой парности состоит в том, что в определённых положениях такие пары - это два разных звука (например, перед гласными), а в других - пары совпадают в своих звучаниях (оглушаются, например, в конце слова или озвончаются перед звонким).

Шипящие звуки [ж] - [ш] – парные звуки по звонкости – глухости.

Еще пары образуются по мягкости – твердости (мягкость обозначается специальным значком ["]):

  • [б] - [б"];
  • [в] - [в"];
  • [г] - [г"];
  • [д] - [д"];
  • [з] - [з"];
  • [к] - [к"];
  • [л] - [л"];
  • [м] - [м"];
  • [н] - [н"];
  • [п] - [п"];
  • [р] - [р"];
  • [с] - [с"];
  • [т] - [т"];
  • [ф] - [ф"];
  • [х] - [х"].

Есть согласные звуки, которые бывают всегда только твердыми ([ж], [ш], [ц]), либо только мягкими ([й"], [ч"], [щ"]). Никакие шипящие не образуют пары по твердости – мягкости, среди шипящих есть только твердые (([ж], [ш]) и только мягкие ([ч"], [щ"]).

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

«Я не потому предпочитаю звуковую методику,
что дети по ней выучиваются скорее читать и писать;
но потому, что, достигая успешно своей специальной цели,
методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку,
беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти,
и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно
подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное,
в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению». К.Д. Ушинский

Подготовка детей к обучению грамоте представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий».

Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями. Для решения этой проблемы при подготовке детей к усвоению грамоты наряду с различными игровыми приемами использую компьютерные игры, сделанные самостоятельно в Microsoft Power Point, которые повышают познавательную активность детей, способствуют развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления.

Инструкция к игре «Шипящие звуки»

Цель игры : формировать у детей предпосылки к обучению грамоте.

Коррекционно-развивающие з адачи :

  • закреплять правильное произношение звуков [ш], [ж], [ч], [щ] в словах, предложениях;
  • упражнять в дифференциации звуков [ш] - [с], [ж] - [з];
  • продолжать учить детей звуковому анализу слов;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление.

Слайд № 1 - титульный.

Слайд № 2 - выбор игры: для выбора игры нажать на её название. Возможно как последовательное прохождение игры, так и отдельных её заданий.

Игра «В каком слове спрятался звук?» - слайды № 3, 4, 5, 6, 7. Упражнять детей в выборе слов с заданным звуком. По гиперссылкам выбирается тот звук, произношение которого необходимо закрепить в словах. Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в верхней части слайда. Если слово названо правильно, картинка переворачивается, если неправильно - исчезает. Звук [ш] - мишка, шишка, вишня. Звук [ж] - жук, ежевика, жираф. Звук [ч] - бабочка, часы, мяч. Звук [щ] - ящерица, щенок, щетка.

Игра «Где спрятался звук?» - слайды № 8, 9, 10, 11, 12. Упражнять детей в определении места звука в слове (в начале слова, в середине и в конце слова). По гиперссылкам выбирается тот звук, позицию которого необходимо определить в словах. Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в верхней части слайда. Выбранное слово опускается на соответствующую схему.

Игра «Одень звуковичков» - слайды № 13, 14. Закреплять знание акустических характеристик шипящих звуков. Ребенок должен дать характеристику каждому шипящему звуку, в соответствии с этой характеристикой подобрать звуку шапку и башмачки. Например: звук [ш] - согласный, твердый,глухой, ему надо надеть шляпу и синие башмачки.

Игра «Магазин игрушек» - слайды № 15, 16, 17. Упражнять в дифференциации звуков [ш] - [с].В сундучок с буквой С нужно положить (назвать) игрушки, в названиях которых слышим звук [с], а в сундучок с буквой Ш - слова со звуком [ш].

Игра «Зоопарк» - слайды № 18, 19, 20. Упражнять в дифференциации звуков [ж] - [з]. В вольер с буквой З поселить (назвать) животных, в названиях которых слышим звук [з], а в вольер с буквой Ж - слова со звуком [ж].

Игра «Веселый поезд» - слайды № 21, 22, 23, 24. Развивать у детей понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги, определении количества слогов в слове. Слова с одним, двумя и тремя слогами определяется по гиперссылкам - вагонам с цифрами 1, 2, 3. Выбор слов в каждом задании осуществляется нажатием на предметные картинки в правой части слайда. Если слово названо правильно, то картинка передвигается к вагону, если нет - исчезает.

Игра «Подбери слова» - слайды № 25, 26, 27. Развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные. В нижней части слайда предлагается звуковая схема, к которой дети должны подобрать слово, выбор слов осуществляется нажатием на предметные картинки в верхней части слайда. Если слово выбрано правильно - картинка переворачивается, если неправильно - картинка исчезает.

Слайд № 28 - список использованных источников.