Сергей леонидович рубинштейн. Сергей рубинштейн Сергей рубинштейн

Родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил гимназию с золотой медалью. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.

В 1914 г. вышла его первая статья «К проблеме метода». Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В апреле 1919 г. он избран приват-доцентом на кафедре философии. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. курс «Введение в философию». В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности».

В 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики.

С 1925 г. занимает должность директора Одесской научной библиотеки, активно участвует в развитии библиотечного дела в России.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».

В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Там же в 1935 г. издал книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя и учащегося. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношения учащихся к предмету и преподавателю. Ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Рубинштейн также показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. Он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии». В ней он отразил свою теорию личности. Личность понимается им как совокупность отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. Рубинштейн настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал два онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов, во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там не долго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора бьгла организована первая ггеихологическая лаборатория в Академии наук СССР.

В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948 -1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека в работе «Человек и мир», изданной после его смерти, в 1973 г. Он умер в 1960 г.

психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в вузах Одессы, Ленинграда, Москвы. В 1942-45 директор Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 - сектор психологии в Институте философии АН. Осн. труды по философским проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, речи, мышления. Гл. сочинение - "Основы общей психологии" (1940; несколько переизданий; Гос. премия СССР, 1942) - наиболее фундаментальный обобщающий труд по психологии в России в 20 в. Р. создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психолого-педагогической науке. В 30-40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания, помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента ("изучать ребенка, обучая его").

Отличное определение

Неполное определение ↓

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

6(18).6.1889, Одесса, - 11.1.1960, Москва], психолог и философ, д-р пед. наук (1937), проф. (1937). Первый среди сов. психологов ч.-к. АН СССР. (1943), д. ч. АПН РСФСР. (1945). Высшее образование получил в 1909-13 в Германии в ун-тах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В защищенной им в Марбурге докторской дисс. был заложен осн. принцип его дальнейших науч. изысканий - использование филос. методов в конкретных обществ., в т. ч. психолого-пед., науках. С 1915 преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 доцент Новороссийского ун-та там же. Заведовал кафедрами психологии в Одесском ин-те нар. образования (1921-30), ЛГПИ (1930-42). В 1942-45 директор Ин-та психологии в Москве (ныне Психол. ин-т РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 - сектор психологии в Ин-те философии АН. Деятельность Р. как организатора исследоват. коллективов способствовала утверждению психологии как важной обществ, науки. Автор книги «Основы общей психологии» (1940; 19462; неск. переизданий; Гос. пр. СССР, 1942). - наиб. фундаментального обобщающего труда по психологии в России в 20 в. В кон. 40-х гг. в ходе кампании борьбы с космополитизмом труды Р. были подвергнуты тенденциозной критике, изъяты из библиотек, а сам Р. отстранен от всех должностей (см.: Плотников П. И., Очистить сов. психологию от безродного космополитизма, СП, 1949, № 4; Страницы истории: о том, как был уволен С. Л. Рубинштейн, ВП, 1989, № 4). Восстановлен в правах после 1954. Один из основателей журн. «Вопросы психологии» (1955). В 50-х гг. последовательно отстаивал статус психологии как самостоят. науки, несмотря на попытки ее дискредитации на объединенной («павловской»). сессии АН и АМН (1950).

Р. создал ориг. философско-психол. концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологопед, науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтье-ва, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание. (Термин «деятельностный подход» стал употребляться уже после смерти Р. Сам он использовал термины «принцип творческой самодеятельности», а позднее - «принцип единства сознания и деятельности».). В 1922 в ст. «Принцип творческой самодеятельности. (К филос. основам совр. педагогики)» (см.: ВП, 1986, № 4). Р. отметил, что личность не просто проявляется в деятельности, но в ней формируется. В соответствии с этим Р. подчеркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель к-рой - развитие творческой самодеятельности».

В 30-40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в ее деятельности выделены осн. компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие - это «единица» деятельности. Практич. действие - первичная форма мышления. По Р., деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» - поступок.

В кон. 40-х гг. в деятельности и др. видах активности субъекта Р. вычленил в качестве их гл. регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. д.). Такой процесс - осн. способ существования психического. Напр., мышление - это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри нее пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения ее в задачу и т. д. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала мето-дологич. основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребенка, обучая его»).

Обобщая эти исследования, Р. в кон. 40-х гг. разрабатывал ориг. общефилос. принцип детерминизма: внеш. причины, влияния (в т. ч. педагогические). действуют только через внутр. условия, составляющие основание развития. По Р., ребенок - не просто объект пед. воздействий, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения.

На основе своего принципа детерминизма в философско-психол. труде «Бытие и сознание» (1957). Р. систематически разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и т. д. Он раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Исследовал также проблемы эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Науч. наследие Р. - одна из важных теоретич. основ совр. процессов гуманизации образования, индивидуализации процесса обучения, творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

С о ч.: Основы психологии, М., 1935; Психология и педагогика (о путях психол. исследования), СП, 1941, № 7-8; Психол. наука и дело воспитания, СП, 1945, № 7; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973,19762.

Лит.: Ананьев Б. Г., Творческий путь С. Л. Рубинштейна, ВП, 1969, № 5; Б p у III -линский А. В., Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна, там же; его же, С. Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психол. науке, ГГЖ, 1989, №3; Абульханова-Славская К. А., Брушлинский A. B., Философско-психол. концепция С. Л. Рубинштейна, М., 1989; Ильницкая И. А., Учение С. Л. Рубинштейна и проблемы пед. практики, ВП, 1989, № 3; Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы, М., 1989; Якиманская И. С., У истоков пед. психологии, СП, 1989, № 8; P а у n e T. R., S. L. Rubinstein and philosophical foundations of Soviel psychology, Dordrecht, 1968; Matthaus W., Sowjetische Denkpsychologie, Gottingen, 1988. А. В. Брушлинский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сергей Леонидович Рубинштейн

Рубинштейн Сергей Леонидович , советский психолог, член-корреспондент АН СССР (1943). Директор Института психологии АПН РСФСР (1942-1945), заместитель директора Института философии АН СССР (1945-1948), заведующий сектором психологии Института философии АН СССР (1945-1949, 1956-1960). Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Государственная премия СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

Рубинштейн Сергей Леонидович – отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» («Исследование проблемы метода»). В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» (М., 1935). С 1919 года – доцент, а с 1921 года – профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года – директор Научной библиотеки г. Одессы. В 1930–1942 годы – заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1942–1949 годы – заведующий кафедрой психологии в МГУ, в 1942–1945 годы – директор Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, в 1945–1949 и в 1956–1960 годы – заведующий сектором психологии в Институте философии АН СССР. Член-корреспондент АН СССР (с 1943), академик Академии педагогических наук (с 1945).

Общее направление научных исследований – психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма – «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» – разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте – систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса («Экономическофилософских рукописей 1844 г.»). Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии (Человек и мир. М., 1997). Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии.

А.В. Брушлинский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 469.

Рубинштейн Сергей Леонидович (6(18).06.1889, Одесса - 11.01. 1960, Москва) - психолог и философ. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге («Исследование проблемы метода», на нем. языке, 1913), Рубинштейн преподавал логику, философию и психологию в гимназиях Одессы. В 1921 году был избран проф. кафедры психологии Новороссийского (Одесского) университета. В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов (по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории).

В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности (изначально практической), и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса.

С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. людьми, с продуктами их прошлой и даже будущей деятельности. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» (Основы общей психологии. М., 1946. С. 412).

Согласно Рубинштейну, психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но г лавное - в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека. В учении о человеке Рубинштейн считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития (и саморазвития) в форме жизненного пути.

При объяснении психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Рубинштейна, детерминизм предстает как историзм, характеризуя общее, особенное и единичное в развитии личности. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания» (Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 251).

Для понимания учения Рубинштейна о человеке, об активности как модусе субъекта, о развитии личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа «Человек и мир». Тезисы Рубинштейна о том, что человек и его психика формируются и выявляются через практическую деятельность, во взаимосвязи с другими людьми, что их проявления характеризуются особенностями различных видов деятельности - трудовой, игровой, обучающей, - имеют общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности - личности, группы, всего общества. В учение о мышлении вошли многие положения Рубинштейна о предметности деятельности, а не только ее символическом и оперативно-поведенческом характере.

Для социологии важны его идеи о многослойности личности: наличии у нее общих с другими психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, например, мотивации; социально-обусловливаемых свойств. Р. доказывал возможность объективного изучения психики как субъективного феномена, т. е. принадлежащего человеку как субъекту, тем самым он расширял горизонты научного познания я целом, преодолевая установку редукционизма, согласно которому объективному изучению подвержено лишь материальное.

Исследуя проблему свободы, Рубинштейн видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действительности, которое является необходимым звеном я обусловленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще нереализованная, определяет действия, посредством которых она реализуется. «Это обращение обычной зависимости - центральный феномен сознания в его соотношении со свободой, с ним непосредственно и связана свобода человека» (Бытие и сознание. М., 1957. С. 284).

Рубинштейн трактовал также свободу как достижение и удержание нравственных позиций в противоречащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Рубинштейну, достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 530-531.

Сочинения: Основы психологии. М., 1935; Основы обшей психологии. М., 1940, 1946, 1989; О мышлении и путях его исследования. М., 1988; Человек и мир. М., 1997; Избр. философско-психологические труды. М., 1997; О смысле жизни: Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: В 2 т. М., 2008.

Литература: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989 (2010); Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.. 1989; Сергей Леонидович Рубинштейн. Сер. «Философия России второй половины XX века» / Под ред. К. А. Абульхановой. М., 2010; Payne Т. R. S. S. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dadrecht, 1968.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Биография . Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге (1913), где защитил докторскую диссертацию по теме « Eine Studie zum Problem der Method». С 1919 г.- доцент, с 1921 г. – профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1922 г. - директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 г. - заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1937 г. ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» (М., 1935). За «Основы общей психологии» получил в 1940 г. Государственную премию. С 1942 по 1949 г. - заведующий кафедрой психологии в МГУ. С 1942 по 1945 г. - директор Института психологии АПН РСФСР. В 1943 г. создал в МГУ им. М. В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР - сектор психологии (1945). Член-корреспондент АН СССР (1943), академик АПН (1945).

Исследования . В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 1930-е гг., был положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 506.

Сочинения: Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Одесса, 1922. Т. 2; Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Советская психотехника. 1934. № 1. Т. 7; Бытие и сознание. М., 1957; О мышлении и путях его исследования. М., 1958; Принципы и пути развития психологии. М„ 1959; Человек и мир // Вопросы философии. 1966. № 7; Проблемы общей психологии. М., 1973; Из дневников С. Л. Рубинштейна (публикация подготовлена А Н. Славской) // Психологический журнал. 1999. № 4. Т. 20.

Литература: Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-пси хологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989; Цуканов Б. И. Одесский период жизни С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10; Пархоменко О. Г., Ронзик Д. В., Степанов А. А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10; Брушлинский А. В. С. Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психологической науке // Психологический журнал. 1989, № 3. Т. 10; Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна в контексте европейской гуманитористики // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20; Брушлинский А. В. Философия и психология: С. Л. Рубинштейн и С. Л. Франк // Психологический журнал. 1999. № 6. Т. 20.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Принцип творческой самодеятельности. – В кн.: Ученые записки высшей школы г. Одессы, т. II. Одесса, 1922;

Основы общей психологии. М., 1940 (2-е изд., 1946; 3-е изд., 1989);

Бытие и сознание. М., 1957;

О мышлении и путях его исследования. М., 1958;

Принципы и пути развития психологии. М., 1959;

Проблемы общей психологии. М., 1973 (2-е изд., 1976);

Избр. философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997;

Основы обшей психологии, 4-е изд. СПб., 1998.

Литература:

С.Л.Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989;

Абульханова-Славская К.Α., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М., 1989;

Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью.

Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии.

Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией.

Начавшаяся «Первая мировая война» вынудила Сергея Леонидовича Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работай преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.

В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во многом благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге.

В университете Сергей Леонидович Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. - еще и курс Введение в философию.

После смерти Ланге Сергей Леонидович Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил Сергей Леонидович Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе Развитие мышления у подростков. В 1930 г. Сергей Леонидович переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института.

Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим, миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго.

Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г. С.Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР. В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни.

В 1948-1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу Бытие и сознание, опубликованную только в 1957 г.

Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе «Человек и мир». Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.

Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

Рубинштейн, Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ.

Жизнь

(1889-1960) учился в Марбурге. Там он в 1913 году окончил философский факультет и защитил докторскую диссертацию «Очерк проблемы метода», которая в 1914 и была там же опубликована. Затем он переехал в Одессу и с 1919-го доцент, а потом и профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1930 по 1942 - зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1935 Рубинштейн издает «Основы психологии», за которую в 1937 ему без зашиты была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940-м году Рубинштейн создает работу, которая и заложила основы всей советской школы психологии - «Основы обшей психологии». В 1942 году он получает за нее Сталинскую премию, что позволяет ему оказаться в Москве. Затем он переезжает в Москву и заведует кафедрой психологии МГУ, с 1945 по 1949. В 1949 С.Л.Рубинштейна сняли со всех постов, подвергли критике и «Основы общей психологии». После смерти Сталина Рубинштейна восстановили на всех должностях, а «Основы» стали основами всей последущей советской психологии. С 1956 по 1960 - С.Л.Рубинштейн заведует сектором психологии в Институте Философии АН СССР. Прекрасная его книга «Человек и мир» — вышла посмертно.

Вклад в психологию

Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.) (“Основы общей психологии”, 1946). Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность - деятельность осуществляется только субъектом (человечеством, группой людей, личностью); деятельность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). Это частное проявление разработанного Рубинштейном всеобщего принципа детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются (“Бытие и сознание”, 1957). С этих позиций Рубинштейн и его учениками создана теория мышления как деятельности и как процесса. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.). В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости: например, существуют общие для всех людей свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на Земле, и, напротив, есть психические свойства людей, которые могут изменяться в зависимости от этапов социально-экономического развития общества (мотивация и др.). С учетом этого Рубинштейн разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.