Проза и поэзия егэ по литературе. Сборник идеальных эссе по обществознанию

ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических (поэтических), так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям.

Именно по этой причине целесообразней записаться на к нашим специалистам. В нашем УЦ «Годограф» мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Также вы можете записаться на . Мы разработали стратегию подготовки, при которой ученики не забывают материал на самом ЕГЭ и не теряются при виде новой формулировки вопроса.

Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет собой ЕГЭ по литературе в 2018 году.

Структура ЕГЭ по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два блока заданий. Первый блок заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (1–7) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй блок заданий относится к анализу лирического произведения: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Ответ необходимо записывать без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе

Демонстрационный вариант позволяет ознакомиться со структурой экзамена и примерной формулировкой заданий. Помимо этого в демоверсии представлены критерии оценивания — без них трудно понять, как именно писать сочинения в обеих частях экзаменационной работы. Вы можете также посмотреть разные варианты в сборниках подготовки, различных пособиях, а также на сайтах ФИПИ, «Решу ЕГЭ».

Темы по литературе ЕГЭ 2018 года

Перечень тем по истории и теории литературы, а также список произведений, знание которых будет проверяться на экзамене, представлены в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2018, который опубликован на сайте ФИПИ. Туда включены основные произведения русской литературы из школьной программы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой второй половины XX века. Обращаем ваше внимание, что ЕГЭ по литературе включает в себя только РУССКУЮ литературу, а не зарубежную. И выполняя задания на сопоставление произведений, вам также необходимо брать примеры из РУССКОЙ литературы.

Очень многие задаются вопросом: можно ли заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе? К сожалению, нет, эта информация не разглашается, и темы сочинений учащиеся получают лишь в день сдачи экзамена. Остается лишь смотреть и решать типовые варианты и задания прошлых лет, чтобы составить представление о возможных темах.

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8

* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

* Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущ-ность их характеров?

* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

* Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9

* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

* В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

Темы ЕГЭ по литературе задание 15

* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватив-шие лирического героя?

* Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?

* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16

* В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотво-рениях русских поэтов встречаются те же особенности?

* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17

* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

* Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Тесты ЕГЭ по литературе

В типовых заданиях ЕГЭ по литературе, т.е. в заданиях с кратким ответом от учащегося может потребоваться следующее:

* указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм), или же его жанр (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма);

* продемонстрировать владение теоретико-литературными понятиями и терминами;

* проявить знание художественных средств и приёмов (риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, звукопись: аллитерация, ассонанс);

* применить знание системы силлабо-тонического стихосложения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

* продемонстрировать владение фактами из истории литературы;

* показать знание содержания произведения, его героев и их характеристик, основной сюжетной линии, а также других произведений литературы в рамках данного творческого метода.

Это не исчерпывающий список примерных заданий, однако ориентироваться на него можно и нужно.

Итак, ознакомившись со структурой экзамена по литературе, можете смело решать – сдавать или не сдавать ЕГЭ по литературе в 2018 году. Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда!

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами .

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

    Дата написания и публикации

    Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод

    Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)

    Основная тема

    Смысл названия

    Лирический сюжет и его движение

    Композиция, наличие обрамления, основные структурные части

    Основные настроения, тональность стихотворения

    Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их

    Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия

    Лирические персонажи, их переживания, их судьбы

    Столкновение или соединение различных уровней сознания?

    Музыка стихотворения

    Ритм и размер

    Рифмовка, характер рифм

    Лексика, языковые выразительные средства

    Поэтический синтаксис

    Звукопись, фонетическая окраска стиха

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

    Отзывы критиков о стихотворении

    Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

    История создания

    Тропы (художественные средства выразительности)

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов . Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть , здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

  1. Распечатать их все
  2. Распределить по авторам, годам и темам
  3. Проанализировать каждое
  4. Визуализировать
  5. Учить наизусть
  6. Повторять
  7. Перечитывать

Как правило, А.А. Ахматова фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь,/Я сбежала за ним до ворот,/Задыхаясь, я крикнула:/«Шутка, все что было,/Уйдешь, я умру!»
«Сжала руки под темной вуалью ».
«Великая земная любовь», несущая не только радость, но и страдание. Что это пытка мучительный излом души.

Любовь у А.А. Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стих. «Он любил », «А ты думал, я тоже такая »,«Тебе покорной? Ты сошел с ума! »).
В сборнике «Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать не зарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить,/Смотреть на небо и молиться богу./
И долго перед вечером бродить,/Чтоб утомить ненужную тревогу./Когда шуршат в овраге лопухи/И никнет гроздь рябины желто-красной,/Слагаю я веселые стихи/О жизни тленной, тленной и прекрасной».
«Я научилась просто, мудро жить».

Эти материалы помогут выпускникам в сдаче экзамена по литературе.

Тема природы (пейзажная лирика)

16. Кто из русских поэтов обращался к теме человека и природы?

Истинным украшением русской литературы являются стихотворения о родной природе. К теме человека и природы обращались А.С.Пушкин, А.А.Фет.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» А.А.Фета наполнено звуками, запахами, цветами, оно заражает радостью от ощущения весны. Примечательно, что в стихотворении нет ни одного глагола, но оно удивительно динамично. Поэт рисует картину мазками, одна картина сменятся другой, и лишь в последней строке становится понятно, что череда прекрасных мгновений природы- весна.

В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» отражена гармония состояния природы и настроения человека. Вечером «вьюга злилась» и подруга «печальная сидела», а с изменением погоды меняется и настроение. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее. От любования красотой природы автор переходит к теме любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюблённого человека. Всё стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы: голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковёр.

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Таким образом, поэты достигают небывалого мастерства, изображая картины родной природы.

Тема поисков жизненного смысла(философская лирика)

16. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни?

Мотив быстротечности жизни звучит в стихотворениях С.А.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», А.Ахматовой «Приморский сонет», А.С. Пушкина «Элегия».

Так, в стихотворении С.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», написанном за год до кончины поэта, лирический герой размышляет о смысле жизни. Произведение наполнено грустью, тоской о весёлых прожитых днях. ЛГ не хочет покидать этот мир, где был так счастлив.

От того и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

В философском стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье») А.С.Пушкина в основе композиции использован приём антитезы. В первой части стихотворения изображено полное разочарование поэта в окружающем мире. Вторая часть противопоставлена первой. Лирический герой принимает жизнь во всех её противоречиях, с её страданиями и радостями. Главной ценностью для него является сама жизнь, способность любить, мыслить, чувствовать.

В стихотворении А.Ахматовой «Приморский сонет» утверждается мысль, что человек не может существовать вечно, человеческую смерть заменяет новая жизнь. Таков закон бытия. К своей смерти ЛГ относится спокойно, философски. Она ощущает себя частью огромного мира.

Таким образом, и С.А.Есенин, и А.С.Пушкин, и А.Ахматова задумываются о «вечном», осмысливают прошлое и понимают, насколько ценна человеческая жизнь.

Тема свободы (свободолюбивая лирика)

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема свободы?

Тема свободы звучит в лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Так, например, стихотворение « К Чаадаеву» А.С.Пушкин пишет в жанре дружеского послания, посвящает своему другу - единомышленнику Петру Чаадаеву. Товарищи мечтали об освобождении России от гнёта самодержавия и крепостного права, но Чаадаев не верил в осуществление их надежд. Пушкин же старался убедить друга, что их мечты скоро сбудутся и что оба они примут участие в разрушении самодержавия. Поэт призывает:

Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В стихотворении « Дума» М.Ю. Лермонтова огорчает то, что молодое поколение примирилось с самодержавием, признало революционную борьбу бесполезной. Поэт убеждён в том, что свобода не приходит сама собой, за неё борются, страдают, идут на каторгу и даже умирают. Он упрекает молодое поколение в бездействии.

Таким образом, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов считают, что необходимо вести борьбу против самодержавно- крепостнического строя.

Тема дружбы

16. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу?

В своей лирике к друзьям или братьям по перу обращались А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

В стихотворении « Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин поддерживает своих друзей - декабристов. Поэт передаёт стихотворение жене декабриста Муравьёва, которая уезжала из Москвы к мужу. Автор заверяет друзей, что революционная борьба велась ненапрасно, что придёт время и народ будет освобождён от гнёта самодержавия.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» распадается на 2 части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли - продажи. Кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральным образом второй части является поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, но нынче поэзия также не выполняет своего предназначения. Автор обвиняет поэтов- современников в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии.

Таким образом, слово, по мнению поэтов, должно быть оружием в борьбе за правое дело.

Столкновение мечты и реальности

16. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности?

Столкновение мечты и реальности отражено в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, М.Цветаевой.

Так, например, в стихотворении «Нищий» М. Ю. Лермонтова в центре первых двух строф дан образ нищего, который просит на кусок хлеба. Чёрствость, бездушие и безразличие людей выразительно демонстрируются в следующих строчках:

И кто-то камень положил в его протянутую руку.

В заключительной строфе проводится параллель между нищим и влюблённым. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания.

Стихотворение « Тоска по родине! Давно» является одним из самых трагических в творчестве М. Цветаевой. Трагедия заключается в том, что беззаветно влюблённая в родину лирическая героиня оказалась лишена её.

Таким образом, поэты не удовлетворены действительностью, поэтому они вспоминают о прекрасном прошлом.

Тема Родины

16. В каких произведениях русских поэтов тема Родины занимает центральное место?

Тему Родины поднимали в своём творчестве М.Ю. Лермонтов и А.Блок.

Так, в стихотворении «Родина» М.Ю. Лермонтов называет свою любовь «странной» потому, что любит в своей стране природу, народ, а не её историю и славу, «купленную кровью». Лирический герой противопоставляет этой помпезной России другую, горячо любимую им: с безбрежными степями, разливающимися реками, избами, крытыми соломой, с пьяными мужичками.

Итогом размышлений А. Блока о судьбе своей о судьбе своей страны является стихотворение «Россия». Центральная тема- страстное признание в любви к нищей, но в то же время прекрасной родине.

Россия, нищая Россия

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые-

Как слёзы первые любви.

Поэт изображает «серые избы», «расхлябанные колеи», «унылую песню ямщика», вместе с тем он любит Россию, так как это его родина.

Таким образом, и у М.Ю. Лермонтова, и у А. Блока образ Родины соткан из противоречий, но поэты любят её и верят в будущее своей страны.

Образ матери

16. Какие стихотворения русских поэтов обращены к матери или близкому человеку?

А.С.Пушкин и С.А. Есенин в своих стихотворениях признаются в любви к близким им людям.

В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви. В « Письме к матери» лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью к своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

ЛГ с горечью осознаёт, что у матери есть основания беспокоиться о своём непутёвом сыне: она знает о запоях, о кабацких драках., пытается утешить мать, обещает вернуться домой.

В стихотворении « Няне» А.С. Пушкина также поднимается тема самоотверженной материнской любви. Её воплощением является няня, которой посвящено произведение. Оно пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью ЛГ.Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: « подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Таким образом, поэты бесконечно любят близких, признаются им в любви, понимают, что часто приносят им переживания, тревогу, хлопоты.

Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4

Тема

Произведение

Дружба

А.Пушкин

«19 окт 1825» В Михайловском, во « мраке заточенья », поэт одинок, но его воображение « товарищей зовет », а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет « мой брат родной по музе, по судьбам »

«Пущину» « Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил »

Няню П. называет « подругой дней моих суровых », а возлюбленную « друг прелестный »

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» « Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке »

В.Высоцкий

« Песня о друге »(Если друг оказался вдруг)« Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него »

Свобода

А.Пушкин

Ода « Вольность » « Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок! »

« К Чаадаеву » Свобода- это возможность реализации « души прекрасных порывов »

« Узник » « Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора »

М.Лермонтов

«Узник» « Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня »

« Парус » (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

Любовь

А.Пушкин

« Я вас любил », « На холмах Грузии », « Я помню чудное мгновение »( К*** ). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» «Признание»

Ф.Тютчев

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной » и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение »)

А.Фет

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. « Шепот, робкое дыханье » - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

« Лиличка! » - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви ». « Письмо Татьяне Яковлевой »- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру» « Сжала руки под темной вуалью » Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. « Он любил », « А я думал, я тоже такая », «Тебе покорной? Ты сошел с ума! ») В сборнике « Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

« Молитва »- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. « Нищий »- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает « мир, мирозданье » (цельный образ)

« И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам

« Весенняя гроза »

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой (« Как океан объемлет шар земной», «Silentium! »)

А.Фет

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

« Я пришел к тебе с приветом »

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

« И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь» .

« Иней »

М.Лермонтов

« Когда волнуется желтеющая нива »- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

« И скучно, и грустно » Поэт одинок среди людей - « и некому руку подать », ему нет места среди толпы и света – « как часто пестрою толпою окружен ». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. « Скрипка и немножко нервно » продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в « Послушайте! ». « Хорошее отношение к лошадям » - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей « звериной тоске ». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы:

«Смеялся Кузнецкий,

Лишь один я

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» « вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

Ф.Тютчев

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

А.Фет

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

« Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет »

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. « Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать »)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

« Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. »

Связь поэта и времени в ст. « Ночь »:

« Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену »

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

« Я знаю: наш дар неравен,

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих! »

« Никто ничего не отнял »

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

« Смерть поэта», «Поэт » - тема поэта и толпы

« Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы »

А.Пушкин

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей « неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков ».

Поэт не отделяется от толпы:

« Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа »

« Зачем меня на части рвете? »

А.Фет

Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

« Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец! »

« Одним толчком согнать ладью живую »

В.Маяковский

В поэме « Облако в штанах » М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(« где глаз людей обрывается куцый »). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

« Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних донца »

« Невероятное приключение… »

Возможности искусства безграничны (« Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут » - ст. « Разговор с фининспектором о поэзии »)

Поэма « Во весь голос. Первое вступление в поэму » - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в « коммунистическое далеко »

А.Твардовский

« Вся суть в одном - единственном завете »

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

« О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хоч у»

Родина

М.Лермонтов

« Родина » Любовь « странная », необъяснимая – «за что, не знаю сам»

А.Блок

В ст. « Осенняя воля » поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: « Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя! ». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: « Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю »

В ст. « Русь » Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. « Россия » предстает Родина как « нищая Россия », ее « серые избы », « расхлябанные колеи ». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. « На железной дороге ». « На поле Куликовом » - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. « Грешить бесстыдно , беспробудно » возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

« Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне »

Ст. « Коршун »

С.Есенин

В ст. «Русь » почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: « Ой, ты, Русь, моя родина кроткая ». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

« Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу »

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

« Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть! »

Ст. « Гой ты, Русь моя родная »:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. « Край любимый », « Запели тесаные дроги »

Ф.Тютчев

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

А.Фет

Сожалеет о быстротечности жизни:

« Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя… »

« Далекий друг »

А.Фет

Искусство - вечно. В ст. « Сияла ночь. Луной был полон сад » пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

« Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой »

М.Цветаева

В ст. « Другие с очами и личиком светлым » она так говорит о смысле своего бытия на земле:

« Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! »

М.Лермонтов

« Парус » - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. « Три пальмы » - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить « без пользы ».

Б.Пастернак

« Снег идет » - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть « обличителем толпы, ее страстей и заблуждений »

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

« Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух »

«Мне голос был»

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

« А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя »

«Не с теми я, кто бросил землю »

В годы ВОВ А. пишет ст. « Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

« Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит! »

А.Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд »

Сатира

В.Маяковский

Сатирические гимны - « Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. « О дряни » М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, « Мурло мещанина » казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. « Прозаседавшиеся » гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии « Клоп ».

Нравы дворян

Фонвизин « Недоросль »

Гоголь « Мертвые души »

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов « Кому на Руси жить хорошо »

Нравы чиновников

Гоголь « Ревизор »

Маяковский « Прозаседавшиеся »

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин « Капитанская дочка »

Народ

Н.Некрасов

« Я лиру посвятил народу своему » - элегия

« Тройка » - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда » - обращение к народу:

« Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил… »

Ст. « Железная дорога »