Применение диалектического метода. Диалектический анализ

И досократики).

  • Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII - первой половины XIX в. (И. Кант , Г. Фихте , Ф. Шеллинг , Г. Гегель).
  • Материалистическая диалектика (К. Маркс , Ф. Энгельс , философы советской школы Э. Ильенков , Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)
  • В более узком смысле диалектика - название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса - формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом - к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина .

    Диалектика в античности и Средних веках

    Первоначально этим термином обозначались:

    • способность вести спор посредством вопросов и ответов;
    • искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

    Понятие диалектики в немецкой классической философии

    Немецкий классический идеализм (в отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

    Диалектика Гегеля

    Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель . Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

    В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

    1. Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.

    2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле - для обозначения определенной умственной способности,- но и в объективном смысле - для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».

    Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной - если не важнейшей - частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.

    3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,- и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

    Диалектическая триада

    «Тезис» - это некая идея, теория или движение.

    Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом» , так как она направлена против первого - тезиса.

    Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется «синтезом» .

    Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

    Также необходимо отметить, что вместо использование терминов «тезис», «антитезис» и «синтез» диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» - взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» - взамен «синтеза».

    Пример использования диалектического метода

    В качестве примера использования диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля «Философия природы»

    Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и ее отрицания, - он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота.Примечание. Нагревание звучащих тел - звучащих как от удара, так и от трения друг о друга - есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком

    Диалектика марксизма

    Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс , которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

    Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить её строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

    Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса , который сформулировал так называемые «Три закона диалектики».

    1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
    2. Закон единства и борьбы противоположностей.
    3. Закон отрицания отрицания.

    В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество - это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» - внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

    Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд - вода - пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение - рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения.

    Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

    Единство и борьбу противоположностей можно проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях он ведёт себя как поток частиц, в других - как волна. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

    Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение - отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.

    Злободневный пример: при развитии экономики период процветания сменяется кризисом , затем следует процветание и опять кризис.

    Диалектика традиционной китайской философии

    В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Инь» - темное, мягкое, упругое, «Ян» - светлое, жесткое, твердое; «Инь» переходит в «Ян»-темное светлеет и т. д.

    Диалектика в российской философии

    В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм , и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно.

    Диалектика сегодня

    Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер. Рассмотрим прогресс в каждом из приведённых выше законов диалектики.

    Переход от количественных изменений к качественным

    Переходы от количественных изменений к качественным осуществляются путём скачков. Выявление закономерностей таких скачков представляется основным достижением в разработке этой диалектической закономерности.

    В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

    В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

    Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

    Единство и борьба противоположностей

    Диалектический подход помог установить, что эволюция происходит на всех уровнях материи, включая неживую природу. При этом современные разработки принципа борьбы противоположностей показали универсальность движущих сил эволюции. Как упоминалось выше, движущей силой биологической эволюции является борьба противоположностей: наследственности и изменчивости . Аналогичные противоположности реализуются и на других уровнях эволюции, поэтому содержание этих понятий было существенно расширено.

    Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется через случайность в условиях неопределённости. Это турбулентность и броуновское движение (в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе).Наследственность обусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого. Таким образом, речь идёт о постижении общего характера движущих сил (противоположностей) на всех уровнях эволюции, от элементарных частиц до общества, включая технику и культуру.

    Отрицание отрицания

    Отрицание отрицания непосредственно связано с проблемой повторений в процессе развития . Встречаются утверждения, что современные представления о необратимом и вероятностном характере процессов развития исключают возможность повторений.

    Однако повторения наблюдаются в широком спектре эволюций : неорганической, биологической, социальной и технической, а также внутри каждой отдельной эволюции.

    Яйцевидная или шарообразная форма встречается не только у бактериальных, растительных и животных клеток, но и у минералов . Одинаковы узоры жилкования листьев растений и крыльев насекомых, и их трудно отличить от вида трещин, образующихся при высыхании почвы. Роговидные структуры обнаружены как в минералах, так и в растениях, а также у беспозвоночных (раковины некоторых моллюсков) и позвоночных (носорог, олень, козёл) животных. Ветвистые формы отмечены не только у растений, но и у беспозвоночных, а также у дендритов льда , самородной меди , окислов марганца. Структуры, напоминающие цветок, наблюдаются в минералах и у беспозвоночных.

    Повторения объяснены тем, что Природа ограничена небольшим числом работоспособных вариантов . Действительно, все вещества построены исключительно из атомов, атомы - только из электронов и ядер, ядра - из протонов и нейтронов. Более чем три миллиона известных химических соединений (и всех, которые будут открыты) могут образовывать кристаллы только семи кристаллографических систем: кубической, гексагональной, тригональной, тетрагональной, орторомбической, моноклинной и триклинной. Любое из этих веществ может существовать только в трёх агрегатных состояниях: газ, жидкость и твёрдое.

    Итак, число вариантов невелико; если упростить положение, то часто можно выделить из них два главных, которые представляются как противоположности. Борьба этих двух противоположностей с попеременным преобладанием одной из них и описывается закономерностью отрицания отрицания .

    Например, известны волны демократизации и отката от неё в США, российские реформы и контрреформы, начиная с 1801 года и кончая современностью, повторения во внутренней и внешней политике США.

    Имеются существенные достижения в детализации отрицания отрицания для конкретных случаев и обобщения его вариантов (попеременное преобладание изменчивости и наследственности, хаоса и порядка в самых разных эволюциях).

    Все три закономерности диалектики, опять же, как правило, без ссылок на диалектику, подробно разрабатываются в теории и практике кризисов в природе и обществе.

    Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма

    К.Поппер

    Аргументированную критику диалектики гегелевского типа дает К.Поппер в статье «Что такое диалектика?». По мнению К.Поппера, диалектики делают неверный вывод, что нет нужды избегать противоречий. Он обвиняет сторонников диалектики в покушении на закон исключения противоречия формальной логики, который гласит, что два противоречащих друг другу высказывания не могут быть истинными одновременно. По его мнению, из допущения двух противоречащих высказываний можно вывести любое высказывание.

    Примирение с противоречием, считает К.Поппер, обязательно приводит нас к отказу от критики, ведь критика, в сущности, сводится к выявлению противоречия в теории. Расплывчатое утверждение диалектиков, что противоречия неизбежны и что избавляться от них даже нежелательно, ведет к опасному заблуждению, поскольку так называемая плодотворность противоречий, есть просто результат нашего решения не мириться с ними (следуя закону исключения противоречия). Оно опасно, поскольку мнение, что от противоречий избавляться не следует или невозможно избавиться, с необходимостью приводит к концу и науки и критики, то есть к концу рациональности.

    К.Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Менее обманчивыми были бы, по его мнению, термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес».

    Теория равновесия А. А. Богданова

    В трехтомной работе «Тектология», изданной в двадцатых годах прошлого века, Богданов предлагает альтернативную теорию. Он объясняет процессы развития природы и общества на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Все развивающиеся объекты природы и общества представляют собой, по Богданову, целостные образования, или системы, состоящие из многих элементов.

    Равновесное состояние системы Богданов рассматривает не как раз и навсегда заданное, а как «динамическое» или «подвижное» равновесие. Оно выступает как постоянное взаимодействие прогрессивно развивающейся системы с окружающей средой, приводящее со временем к еёнеравновесности и последующей неустойчивости (кризису), очередной структурнойперестройке, создающей новую устойчивость и новое состояние равновесия на болеевысоком витке её дальнейшего развития. «Закон равновесия», сформулированныйЛе-Шателье для физических и химических объектов, по мнению Богданова,имеет универсальный характер и является «выражением структурной устойчивости»развивающихся систем любого уровня организации вещества. Структура их предстаеткак результат борьбы и взаимодействия противоположностей (разнонаправленныхэлементов), а «подвижное равновесие» в целом - как постоянное приспособление кизменяющейся внешней среде путем неизбежных структурных перестроек и сменыодного равновесного и устойчивого состояния другим.

    Характерной чертой теории равновесия Богданова является утверждение, что противоположности должны сбалансировать, уравновесить друг друга и только таким путем достигается устойчивое состояние системы.

    В развивающихся системах одновременно действуют две противоположные тенденции:1. Повышение устойчивости вследствие интеграционных процессов, стремление к равновесию;2. Понижение устойчивости, вызванное появлением «системных противоречий».

    Противоречия эти, на известном уровне их развития, способны приводить к кризисам. Случаи такого рода бесчисленны в опыте, пишет Богданов, они - основной материал для поэтической формулы Гете:

    "Нелепым разумное стало, И благо во зло обратилось".

    «Рано или поздно, системные противоречия усиливаются до того, что перевешивают организационную связь (системы); тогда должен наступить кризис, ведущий либо к ее преобразованию, либо к распадению, крушению».

    «Из системных противоречий вытекает организационная задача, тем более настоятельная, чем сильнее их развитие, задача их разрешения или устранения. Жизнь ее решает или отрицательным путем, - разрушается самая система, например, умирает организм, или положительным путем, - преобразованием системы, освобождающим ее от противоречий».

    Более стройное или «гармоничное» сочетание элементов системы, заключает меньше «противоречий». Это и означает более высокую организованность.

    В тектологии Богданова «впервые сформулированы основные положения системного подхода и теории самоорганизации систем. Она не только не потеряла своей актуальности, выступая фактически как предтеча и теоретическая основа нынешней Концепции устойчивого развития , но и служит важным информационным источником для ее дальнейшего углубления и совершенствования».

    Философия устойчивого развития

    Над созданием философии устойчивого развития работают сотрудники международной кафедры ЮНЕСКО по экологической этике Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Философия устойчивого развития - это философия диалектического реализма. По мнению руководителя кафедры В. В. Мантатова, наиболее общая закономерность устойчивого развития - это раздвоение единого на противоположности и динамическое равновесие между ними. «Устойчивое развитие имеет место там, где противоположности не достигают антагонизма, где имеет место самоорганизация системы, „разрешимость“ ситуации; Эту диалектику устойчивого развития наиболее адекватно выражает понятие гармонии (в гераклитовской интерпретации). Гармония, по Гераклиту, есть внутренняя связь, скрытая согласованность, то есть равновесие, получающееся в результате „схождения“ неослабевающего „расхождения“ противодействующих сил». «Процесс развития идет - как минимум - двумя противоположными путями: изменчивости и устойчивости, хаоса и порядка, инволюции и эволюции. В этом единстве и взаимопереходе противоположных моментов развития понятие устойчивого развития делает акцент на эволюции, согласованности и направленности изменений. Процессу такого развития присущи порядок и безопасность, выживаемость и сохраняемость структур в противовес хаосу и катастрофичности. Словом, устойчивое развитие - это такая творческая эволюция системы, при которой никакие преобразования внутри системы, никакие внешние возмущающие факторы не могут вывести её из состояния динамического равновесия».

    Форма научного познания, для которой характерен поиск истины через глубокое и всестороннее исследование явных и скрытых противоречий.

    Диалектический анализ основывается на ряде принципов:

    Разделение единого на противоположности;

    Принцип единства теории и практики;

    Переход от конкретного к абстрактному;

    Объяснение внешней стороны объекта и объяснение внутренней стороны объекта;

    Объяснения явлений и объяснение сущности;

    Объяснение конкретных свойств и обоснование явлений;

    Понимание взаимоотношения количества и качества (количественных и качественных характеристик объекта);

    Формулирование законов и закономерностей, ограничивающих свободу допустимых, возможных изменений объекта.

    Диалектический анализ может быть первичным и вторичным. Первичный служит для понимания ключевых моментов в объекте. Вторичный основывается на первичном, служит для детального, плодотворного изучения объекта.

    При первичном диалектическом анализе могут использоваться общенаучные и математические понятия, отражающие идею целостности:

    Интеграция,

    Организация,

    Объединение,

    Единство,

    Множество,

    Квадрат, круг и др. фигуры,

    Единица и т.д.

    Обычно первым шагом является "раздвоение единого". Этот процесс нельзя формализовать. В общем случае можно считать, что раздвоение подвергается некоторое множество (например, содержание понятия). При отсутствии ограничений оно осуществляется многими способами. При их наличии число возможных раздвоений сокращается.

    Определяющим является раздвоение единого на противоположные, противоречивые компоненты. Такие компоненты образуют диалектическую пару или диаду: плюс-минус, левое-правое и т.д. Каждый компонент диады может быть вновь раздвоен по другому основанию.

    В результате двух последовательных раздвоений получается диалектическая тетрада. Дальнейший анализ целого может привести к выделению третьего, промежуточного компонента. Образуется диалектическая триада: плюс-ноль-минус, например.

    Принципы диалектического исследования

    Принципы являются средством конкретизации подходов. Они, отражая практику успешного исследования, влияют на его результат. Они выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования критерия промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.

    Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере девять принципов (рис. 2.8).

    • 1. Принцип объективности, быть может, наиболее ярко проявляется в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
    • 2. Согласно принципу движения и развития все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.

    Рис. 2.8.

    • 3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий как ведущей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
    • 4. Принцип научности устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение – это высший уровень эффективности исследования. Все, что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
    • 5. Принцип проверяемости практикой дополняет принцип научности и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, – не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
    • 6. В соответствии с принципом взаимодействия диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
    • 7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением принципа взаимодействия. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отдаленность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
    • 8. Важным принципом диалектического подхода является принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
    • 9. Перечень принципов диалектического подхода будет неполным, если не назвать принцип генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

    Нет исследований, которые не учитывали бы те или иные принципы. Но как учитывать эти принципы? В каком составе и в какой связи друг с другом? Ведь все принципы теснейшим образом связаны между собой. Поэтому необходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи и взаимодействии (см. рис. 2.8). Необходимо системное использование принципов диалектического подхода к исследованию. Конечно, это не единственный вариант взаимодействия. Но этот пример помогает понять логику системного взаимодействия принципов.

    В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования, которые проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на рис. 2.9.

    Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа.

    Применение диалектических методов предполагает, что любое явление следует рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаиморасположенность (объективную связь, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д.

    Рис. 2.9.

    Сочетание различных подходов в исследовании

    Подход к исследованию является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом и находит выражение искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности. Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже когда они известны. Количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно. Но в любом разнообразии всегда существуют приоритеты, которые характеризуют искусство исследовательской деятельности.

    Знание ускоряет накопление опыта, но не устраняет его необходимости. Опыт экономит усилия и повышает вероятность успеха. Знания без опыта не много значат, и опыт без знаний мелок и недальновиден.


    Рассматривая диалектический метод исследования, немного остановимся на самом понятии диалектика. ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии .

    Теперь по порядку мы разобрались с понятием «диалектика» стоит перейти и рассмотреть вытекающий из него философский научный подход, наверное, самый обоснованный из всех существующих. Мы не раз уже отмечали, что его основателем был Гегель, а Маркс лишь развил его, придав ему новое направление, сделав его поистине сильнейшей школой материалистической философии. Но диалектика Гегеля была диалектикой идеалистической, а современная диалектика, начало преобразованию которой положил Маркс, является диалектикой материалистической. То есть признающей первичность материи, и ее определяющей роли в существовании не материального мира. Этот мир является как следствием существования материи, так и следствием ее движения. Тут я подразумеваю, прежде всего, внутренний мир человека, его психику, которая невозможна без существования живой материи.

    Диалектический материализм , философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания .

    Переходя к основным законам диалектики, стоит отметить, что их применение распространяется и на общественную сферу жизни материального мира. Образуя, таким образом, социально-философское направление марксизма - Исторический материализм. Который в наше время, оказавшееся беспощадно критическим к догматическому и порой косно-неверному пониманию Маркса и его последователей, претерпев заметные изменения превратился в или, как его еще именуют в научных кругах формационный подход . Основное различие этих терминов лежит, в том, что первый применяется для обозначения связи теории с реальной политикой, а второй для обозначения чисто научного применения знаний .

    Итак, законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их. Единство и борьба противоположностей , один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Другими словами единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Переход количественных изменений в качественные , один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. В силу этого закона мелкие, в начале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество. Закон отрицания отрицания , один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Итак закон отрицания отрицания есть закон действием которого обуславливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер .

    «Отрицание , философская категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; отрицание условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве (см. Снятие)» .

    «Снятие (нем. Aufheben), философская категория, введенная Гегелем и означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития» .

    Для изучения политического лидерства диалектический метод исследования имеет огромное значение, поскольку позволяет вскрыть не только противоречивую сущность лидерства, но и на примере действия всеобщих законов диалектики показать, как отражается на политических лидерах и их деятельности социальная борьба, в основе которой лежат социально-экономические противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей находит свое выражение тут еще и в единстве противоречивых сторон, как внутри института политического лидерства, так и в социально-экономическом основании существования различных политических сил, а значит и лидеров их представляющих. Так общественные противоречия, определяющие борьбу между политическими лидерами различных политических сил, представляют собой единство политической жизни общества, в которой борьба дает толчок всему социально-экономическому развитию. Нарастая и обостряясь противоречия, разрешаются, что приводит к исчезновению старого и появлению нового. Борьба представляющих враждебные силы лидеров ведет по мере вызревания объективных и субъективных факторов к победе одного из них, снятию старых противоречий и возникновению новых. Вот тут и вступает в силу другой закон диалектики, закон отрицания отрицания. Исчезнув, старая политическая система приводит и к исчезновению старых политических лидеров, но новые политические отношения и новые политические лидеры, связаны своим появлением с системой старых отношений, они вышли из нее, и несут в себе те ее элементы, которые исторически не изжили себя, и являются актуальными для новых условий.

    Диалектика учит нас, что политических лидеров нужно всегда рассматривать в связи с политическими, социально-экономическими отношениями, а не только в связи между собой. Политический лидер есть не только действующее лицо исторического творчества, но и частица этого творчества, что не исключает существования противоречий внутри отношений политического лидера и общественного развития.

    Переход количественных изменений в качественные находит свое выражение и в политическом лидерстве, поскольку, накапливая в себе знания и опыт, лидер постепенно изменяется внутри себя, что со временем может привести к серьезной перемене его политической позиции, что является ярким выражением перехода количественных изменений в качественные. Как мы видим, психика политического лидера представляет собой сложное явление, не доступное для понимания без диалектики.

    В изучении такого сложного, многогранного явления, как политическое лидерство невозможно обойтись без знания и применения законов и категорий диалектического материализма.


    Диалектический метод (подход) базируется на диалектике (lt;лат. dialectica - «искуство спорить» lt; греч. dialectike) - философском учении о всеобщем характере движения и развития, основных законах развития и специфике их проявления в различных сферах бытия (природе, обществе, сознании, познании).
    Этот метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.
    Следует отметить, что понятие диалектика было известно уже в античности, когда под диалектикой понималось искусство обсуждения проблем, взвешивания аргументов pro и contra, в защиту или опровержение какого- либо суждения, вынесение на этом основании итогового заключения о его ис- тинности/неистинности или малозначимости.
    Родоначальником диалектики античности признается Сократ (469-399 до н.э.), который видел в ней искусство поиска истины путём противоборства разных мнений. Но отцом диалектического познания стал его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), у которого диалектика характеризуется как философское мышление. Он доказал, что диалектика может служить специфическим инструментом в познании и объяснении мира и общества.
    Именно мыслительный диалог как логические операции умственного расчленения и связывания понятий ведет к истинному знанию. А. И. Герцен назвал диалектику Платона «изумительной и всепокоряющей». Таким образом, Сократ и Платон придали диалектике понятийный характер: диалектическое мышление пробивается к иному бытию - всеобщему, бесконечному, необходимому и абсолютному, т. е. к тому бытию, которое у этих философов предстало как мир идеальных сущностей или мир идей.
    Аристотель (384-322 до н.э.) органично увязал эту диалектику античности с формальной логикой в своем «Органоне» [Аристотель 1976; 2002]\ поставив и решив вопрос «что такое мыслить диалектически».
    Учёные и философы продолжали углублять идеи диалектики в средние века: Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), Н. Кузанский (1401-1464), Дж. Бруно (1548-1600), а также в XVII-XIX веках: Ж.О. Ламетри (1709-1751), Ж. Ламарк (1744-1829), Ч. Дарвин (1809-1882).
    Особо следует подчеркнуть роль Ф. Бэкона в развитии диалектического мышления, создавшего индуктивную логику и метод индукции. Исходя из единства дедукции и индукции, он обосновал идею о том, что для «восстановления наук», нужно основание, в том числе метод и «таким методом является диалектика» [Бэкон 1977: 64].
    Но поистине развитой формой диалектика становится в философских трудах родоначальников немецкой классической философии от И. Канта (1724-1804) до Г. Гегеля (1770-1831).
    Заслуга введения в науку диалектического метода принадлежит Г. Гегелю, поскольку диалектика в своей конкретной форме проявляет себя прежде всего в диалектике мышления - диалектиеской логике, разработанной Г. Гегелем. В рамках диалектической логики Г. Гегель решает грандиозную задачу - выработать логику развивающихся объектов. При этом само развитие понимается как борьба и единство противоположностей, что приводит к отрицанию высшими формами низших. Предметом диалектической Логики (у Гегеля с большой буквы!) является всеобщее содержание Абсолютной идеи, последовательность категорий, которые она самопорождает в ходе своего имманентного развития.
    Методом этого самопорождения Абсолютной идеи является её восхождение от абстрактного (т. е. бедного одностороннего содержания) к конкретному (т. е. всё более богатому и полному, а в пределе - к абсолютно полному) с помощью раздвоения (расщепления) содержания на противоположности и введение (конструирование) третьего элемента («посредствующего звена»), который обеспечит их синтез в рамках любого предмета как целостности. Такая структура диалектического противоречия (тезис - антитезис - синтез) даёт возможность порождения и развития нового противоречия. Этот механизм циклического порождения предшествующим противоречием последующего ведёт ко все более полному разворачиванию содержания Абсолютной идеи.
    Основными законами развития диалектического мышления, по Гегелю, являются: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений любого содержания в качественные при переходе границы меры его определенности; 3) закон диалектического отрицания, или отрицание отрицания, согласно которому всякое отрицание одного состояния (или качества) другим, противоположным ему, не может быть абсолютным (или полным) отрицанием, а всегда только частичным всегда с удержанием (кумуляцией) некоторого старого содержания.
    Гегель считал эту открытую им схему разворачивания предметного содержания знания единственно правильной и рекомендовал перестроить по этому методу все частные науки, которые, с его точки зрения, построены неверно [Гегель 1975].
    Большие трудности вызвало понимание диалектического противоречия, которое чуждо формальной логике, но которое значимо и в наши дни. Современное понимание диалектического противоречия в системе данного метода состоит в том, что эта «структура, элементы которой представляют собой противоположные стороны, свойства, отношения, векторы изменения некоторых предметов и процессов (как материальных, так и идеальных)» [Лебедев 2008: 196].
    Характерной чертой большинства диалектических противоречий является то, что содержание образующих их противоположностей не является строго определённым, однозначным, а всегда в некоторой степени «размытым», т.к. они находятся в состоянии изменения, саморазвития. При этом противоречие считается допустимым в том случае, если оно не разрушает систему [Канке 2008: 56].
    Благодаря постоянно существующему между сторонами диалектического противоречия динамического напряжения, они представляются одной из главных причин внутреннего развития (саморазвития) большинства систем [Лебедев 2008: 197], учет чего необычайно значим для любого современного научного исследования.
    Таким образом, именно Г. Гегель раскрыл сущность диалектического метода, доказав, что «диалектика составляет природу самого мышления» [Гегель 1975: 96], «обеспечивает инструмент познания исследователей» [Там же: 94], а потому её развитие - «дело исследователей, т. е. тех, кто трудится с её помощью» [Там же: 94].
    Последний этап формирования диалектического метода как диалектической формы познания связан с диалектическим материализмом - философской теорией, объединившей диалектику с материализмом, классиками которого являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
    Карл Маркс (1818-1883) высоко оценивал гегелевскую диалектику: «гегелевская диалектика есть, безусловно, последнее слово всей философии» [Маркс, Энгельс 1954.29: 457]. Он творчески использовал диалектический метод Г. Гегеля при создании своего «Капитала»: «Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса и особенно его первой главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля» [Цитируется по: Войтов 2004: 379].
    При этом К. Маркс, обобщив все ценное в истории диалектики, а особенно законы и категории диалектики Г. Гегеля, во многом по-новому оценил роль диалектического метода в познании, значительно переосмыслив идеалистические формы диалектики, моделью которой служила не объективная реальность, а мышление, вследствии чего диалектика у Гегеля была независимой от реальности, т. е. была чистыми законами абсолютного разума [Хрусталёв 2009: 63].
    Своё радикальное исправление идеалистической сути диалектики Гегеля К. Маркс назвал «переворачиванием» её на ноги, поскольку у Гегеля она стояла на голове. К. Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (выделено мной - З. К.) [Маркс, Энгельс 1954.23: 21].
    Таким образом диалектический метод в марксисткой философии был связан, во-первых, с материалистической переработкой идеалистической диалектики Г егеля; во-вторых, с диалектической переработкой прежнего метафизического материализма. «Это, - писал Энгельс, - вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение (выделено мной - З. К.), которое должно найти себе подтверждение не в некой особой науке наук (т. е. в философии - З. К.), а в реальных науках» [Маркс, Энгельс 1965.20: 142].
    Исходя из этого, диалектика Маркса и Энгельса, во-первых, впервые «реально онтологична» [Новая философская энциклопедия 2010.I: 651] и, во-вторых, становится общенаучным методом [Там же: 656], а потому он оказывает влияние на развитие современной науки, что признают такие выдающиеся философы современности, как Ю. Хабермас, Г. П. Щедровицкий [Канке 2010: 185].
    На базе диалектического материализма в наши дни осознаны диалектические противоречия сознания и познания. Они представляют собой противоположные стороны (характеристики, свойства, элементы) сознания и познания, взаимно отражающие и взаимно предполагающие друг друга. Такой тип отношения между ними фиксируется с помощью соответствующих бинарных оппозиций: чувственное - рациональное; эмпирическое - теоретическое; сознательное - бессознательное; явное - неявное; субъективное - объективное; интуитивное - дискурсивное; познавательное - практическое; научное - вненаучное и т. д.
    Как и в случае общих диалектических противоречий, между противоположными сторонами диалектических противоречий сознания и познания не существует жесткой демаркационной линии, наоборот, она подвижна и относительна в силу конструктивного характера познания и когнитивной воли субьек- тов познания.
    Важной чертой диалектических противоречий познания является то, что они, как правило, опосредованы каким-либо промежуточным элементом, сочетающим в себе в определенной степени свойства противоположных сторон данного противоречия. Возникает так называемый «кентавровый» тип знания.
    Например, противоречие чувственного и рационального знания опосредовано эмпирическим знанием, сочетающим в себе свойства чувственного содержания и рациональной (понятийно-дискурсивной) формы.
    Ещё один пример: противоречие эмпирического и теоретического знания опосредовано интерпретативным знанием, в частности - эмпирическая интерпретация каких-либо теорий.
    Таким оброзом, диалектический метод необходим учёным не потому, что так кому-то очень хочется, а потому, что в конечном счёте в природе, обществе и в самом человеческом мышлении все свершается диалектически, потому диалектический метод - это путь к научному познанию.
    В связи с этим диалектико-материалистический метод играет возрастающую роль в современном научном познании, поскольку он функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, рецептов, а в качестве гибкой диалектической системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе - и мышления.
    Раскроем основные методологические принципы диалектико-материалистического метода. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - «сгущенный») - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). Историзм - философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Принцип противоречия - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям: выявление предметного противоречия; всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; исследование другой противоположности; рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них; определение места противоречия в системе других противоречий предмета; прослеживание этапов развития данного противоречия; анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения.
    При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений [Кохановский 1992; Кохановский и др. 2008: 320-321].
    Однако следует учесть два предупреждения. Во-первых, если в марксистко-ленинской философии этот метод под названием диалектико-материалистический метод считался единственным, универсальным (субстанциональным) методом научного познания, то в наши дни осознано, что, хотя «он и является результатом, выводом из истории развития познания» [Шептулин 1983: 316], однако диалектический метод, как в гегелевской, так и в диалектикоматериалистической интерпретации не является универсальным [Войтов 2004; Лебедев 2007; 2008; Минаева и др. 2007; Кохановский и др. 2008; Хрусталёв 2009; Марков 2011 и др.] , т.к. он применим в определенном интервале абстракции, по отношению к определённым объектам и целям познания [Лебедев 2008: 352].
    Во-вторых, следует учитывать то, что в СССР с 70-х годов XX века диалектико-материалистический метод подвергается жесткой дискредитации и, следовательно, в какой-то мере забвению. Причину этого объяснил К. Поппер, который, как и многие другие, резко отрицательно относился к революционным взглядам К. Маркса и В.И. Ленина, которых назвал в своей книге «врагами открытого общества» [Поппер 1992.2] .
    По этой и ряду других причин «в начале XXI века понимание Гегеля в мире близко к нулевой отметке. Это - результат не стихийного, а созидательного убийства его идей» [Войтов 2004: 362]. И чтобы «овладеть диалектикой как методом, ... как инструментом научного труда», следует, по мнению А. Г. Войтова, изучать труды «гениев» диалектики: Аристотеля, Гегеля и Маркса» [Войтов 2004: 460-466], а также осознать «остроту состояния проблемы диалектики». «Если представить ранжировку остроты научных проблем, то острота состояния диалектики должна быть признана максимально возможной» [Войтов 2004: 422].

    При этом дальнейшее совершенствование диалектического метода в наши дни многие исследователи видят в преодолении кризиса его диалектикоматериалистического этапа .
    Метод восхождения от абстрактному к конкретному
    напрямую связан с диалектическим методом в его гегелевской и марксистской интерпретации, в котором он является «ядром» в формулировании сущности диалектического противоречия и диалектической логики.
    Итак, в диалектической традиции анализа мышления метод восхождения от абстрактного к конкретному - это «способ движения теоретической мысли по все более полному, всестроннему и целостному развертыванию её предмета» [Новая философская энциклопедия 2010.I: 447].
    В историко-философской традиции абстрактное обычно противопоставляется конкретному как мысль, содержание которой отвлеченно, абстрагировано от конкретной действительности, выступающей в чувственном созерцании в полноте и целостности существования.
    С этих позиций абстрактность интерпретируется как бедность, неразвитость, односторонность знания, а конкретность - как его полнота, содержательность, развитость.
    Значимость метода заключается в том, что он даёт способ реконструкции развития объекта, широко и глубоко разработанный в диалектике Гегеля и Маркса. Сущность его заключается в следующем: в признании главным источником и причиной развития любой системы её внутренних противоречий; в выделении среди множества противоречий системы её основного противоречия; в полагании неразвитой, простейшей по содержанию (и благодаря этому всеобщей) формы основного противоречия в качестве исходного начала всего последующего процесса рациональной реконструкции развития изучаемой системы; в использовании в качестве внутреннего механизма последовательной разверстки из исходного (абстрактного) противоречия всех остальных противоречий системы (названных Г. Гегелем конкретными) диалектического ритма: тезис - антитезис - синтез2, что даёт возможность после
    многократного повторения синтеза противоположностей достичь его на более высоком (конкретном уровне).
    В истории науки наиболее мощной попыткой применения данного метода явилась реконструкция К. Марксом в «Капитале» развития экономической системы капитализма из исходного противоречия между ценовой и потребительской стоимостью, заключенного в любом товаре. Механизмом расширенного воспроизводства исходного противоречия капитализма К. Маркс считал ритм «товар - деньги - товар» [Войтов 2004: 425-427; 438-470; Лебедев 2008: 436 и
    др].
    Таким образом, конструктивный потенциал рассматриваемого метода связан «с преодолением эмпиризма в трактовке возможностей теоретического мышления, в обращении к процессам развития сложных теоретических систем на их собственной основе, стимулируемыми в значительной степени возникающими в процессе познания противоречиями. Этот потенциал ассимилирован в современных методологических представлениях о способах развития теоретического знания» [Новая философская энциклопедия 2010.I: 448]. Конкретные примеры применения этого метода в теоретическом познании и в изложении его результатов довольно многочислены [Швырев 1988: 54-62].
    В наши дни при реконструкции развития изучаемых систем более широко и плодотворно используется гибкое сочетание исторического и логического подходов (методов) [Лебедев 2008: 436; 386; 51; 429].
    Обратим внимание на сферу использования данного метода: он применим «только к задаче реконструкции развивающихся объектов и его нельзя отождествлять с методом движения знания от простого к сложному, который имеет более общую сферу применения по сравнению с методом восхождения от абстрактного к конкретному» [Лебедев 2008: 436].
    С другой стороны, сфера действия этого метода достаточно широка. К примеру, В.С. Юрченко в книге «Философия языка и философия языкознания», рассматривая вопрос методологии лингвистики, подчеркивает, что общенаучный метод гипотетико-дедуктивный есть «вариация метода восхождения от абстрактного к конкретному» [Юрченко 2008: 339]. Вот почему в пособии в разделе 9.2.1 характеристика гипотетико-дедуктивного метода не дается.