Последние годы правления иоанна 4. Неизвестный иван грозный

Споры вокруг личности Ивана Васильевича IV Грозного ведутся вот уже четыре с лишним столетия и не утихают до сих пор. Для одних он – кровавый тиран, одержимый манией преследования, убийца тысяч своих подданных, для других – праведный царь, каравший изменников, державший на себе Русь, вполне достойный канонизации. Когда сталкиваешься с такими полярными точками зрения, возникает соблазн найти нечто среднее, но это – ловушка: среднего арифметического в таких случаях не бывает.

Без гнева и пристрастия

Существует несколько историографических традиций. Первая – дворянская, либеральная, представленная именами Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова и др., – однозначно рисует Грозного тираном-параноиком, загубившим во вторую половину царствования все блестящие результаты его первой половины. Вторая, возникшая в сталинскую эпоху и представленная именами С.В. Бахрушина, И.И. Смирнова, Р.Ю. Виппера, отчасти И.Я. Фроянова, видит в Иоанне Грозном сильного государя, расширившего пределы России, покорившего Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, даровавшего России земское самоуправление и т.д. и выкорчевывавшего боярскую измену.

Однако такие видные ученые, как Д.Н. Альшиц, В.В. Шапошник, Б.Н. Флоря, не спешат с приговором относительно деятельности Грозного, но стремятся к объективному, многомерному и всестороннему рассмотрению его деятельности.

Для того, чтобы «без гнева и пристрастия» явить подлинный облик грозного царя, на наш взгляд, надлежит исходить из следующих принципов:

1. следование источникам и отбор наиболее беспристрастных; подчеркнем: абсолютно беспристрастные источники найти для такого времени очень трудно, подчас невозможно;

2. нравственная оценка героя должна исходить из нравственных критериев его среды и эпохи, и по возможности следует реконструировать его собственную нравственную самооценку;

3. в историософской перспективе для оценки героя мы обязаны считаться с реальными фактами, реальными следствиями его деятельности, а не с групповыми и тем более «партийными» взглядами тех или иных историков.

Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском» , который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым, поскольку он принадлежит перу князя-изменника и изгоя Андрея Михайловича Курбского, Юрьевского воеводы, бежавшего в 1564 году к литовцам. После бегства Курбский воевал против своих соотечественников и единоверцев, и не только мечом, но и пером. Очевидцем событий в России после 1564 года он быть не мог, писал по сообщениям и слухам. Гиперболизм и недобросовестность Курбского зачастую очевидны: десятки тысяч жертв, погибших в Новгороде от рук опричников, – плод его вымысла. В достаточной мере пристрастны и необъективны и показания опричников Таубе, Крузе и Штадена, служивших у Грозного, а затем перешедших в стан его врагов. О правдивости и точности свидетельств Джерома Горсея говорит хотя бы тот факт, что численность погибших во время Новгородского дела он оценивает… в 700 000 человек, а в Новгороде 60-х годов XVI века жило всего-то 30 000.

Не лучше обстоит дело и с русскими источниками. Официальное летописание прекращается с 1568 года. Неофициальные летописи вроде «Псковского летописца» также не составляют полной и объективной картины. Хуже всего с документальной базой: царский архив Грозного был утрачен частично в результате событий Смутного времени, частично в результате пожара 1626 года. Один из главных документальных источников – Синодик опальных, составленный, вероятно, по донесениям опричников, является реконструктом, сделанным на основании разных рукописей ΧVII века .

«Тогда натерпелись мы лишений»

Тем не менее, в общих чертах картину царствования Грозного составить все же возможно. Какова она?

Во-первых, не будем забывать, что Иван Васильевич Грозный был сиротой. Его отец, Василий III Иванович, умер, когда Ивану было три года. Отметим, что сама эта кончина была весьма странной, если не сказать более: пустячный нарыв, несмотря на лечение лучшего врача, переходит в обширный сепсис, при этом лекарь всерьез не борется за жизнь пациента, а торжественно объявляет, что болезнь смертельна. Такой видный российский историк, как И.Я. Фроянов, считает, что смерть Василия ΙΙΙ могла быть связана или с отравлением, или со злонамеренно неправильным лечением . Мать Иоанна Грозного, Елену Глинскую, согласно общему мнению, опоили ядом бояре.

Малолетний Иван во всей силе познал горечь сиротства. У него на глазах бояре Шуйские узурпировали власть и расхищали казну. «И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили», – писал позднее Грозный Курбскому . За наружным уважением к царскому сану очевидными были презрение и кичливая спесь бояр-временщиков: «Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет – ни как родитель, ни как опекун и уж совсем ни как раб на господ».

В активе воспоминаний Грозного были и убийства его верных слуг Бельских, и расхищение родительской казны, и мятеж удельного князя Андрея Старицкого в 1537 году, и кровавое Московское восстание 1547 года, невозможное без подстрекательства бояр, когда погиб ближайший родственник царя – его дядя Юрий Глинский.

А одновременно с этим Ивану Грозному внушались высокие понятия о его царской власти, о том, что, сообразно словам диакона Агапита, царь по природе, конечно, человек, но властию подобен Христу, Сыну Божию. Высоту его призвания подчеркивало и венчание на царство, свершенное в 1547 году. Однако формальное самодержавие царя ограничивалось на каждом шагу – и традициями, и вмешательством Церкви, и многочисленными советниками типа священника Сильвестра и Алексея Адашева. Сам Грозный горестно резюмирует эти ограничения в Первом послании к Курбскому: «…и так вместо духовных стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами… Потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими» .

За фасадом успехов

Возможно, в словах Грозного было и сильное преувеличение, однако, действительно, так называемая «Избранная Рада» – Адашев, Сильвестр, Курлятев и другие – реально правила страной.

Историки считают 50-е годы ΧVI века – время «Избранной Рады» – самым блестящим периодом правления Грозного. Действительно, в это время присоединяется Казанское ханство, Астраханское ханство; проходит Стоглавый Собор; вводится земское самоуправление; принимается новая редакция Судебника; удачно – взятием Нарвы – начинается Ливонская война.

Тем не менее, было бы недолжным преувеличением считать эти победы исключительным достижением кружка Сильвестра и Адашева. В целом ряде событий мы видим руку молодого царя. Именно его решимость и энергия удержали русское войско под Казанью в 1552 году, когда многие воеводы были склонны снять осаду и вернуться домой. Грозному принадлежало решающее слово в принятии плана штурма Казани в октябре 1552 года, он же деятельно участвовал в определении мест, где были установлены русские орудия, сыгравшие решающую роль во взятии города. Такое деяние, как Стоглавый Собор, на целое столетие определивший жизнь Русской Церкви, было немыслимо без активного участия царя, который и созвал Собор, и ставил вопросы пред отцами Собора, и умело, но ненавязчиво вел его ход. Влияние государя Ивана Васильевича ощущалось и в новой редакции Судебника, и в земской реформе, которая оформила и развила и городское, и сельское самоуправление. Наконец, война с Ливонией является исключительно инициативой царя, вызвавшей его трения даже с ближайшим окружением. Как показывают новейшие исследования (А.И. Филюшкин и др.) , война за Ливонию связана не столько со стремлением «открыть окно в Европу» – для этого достаточно было бы основать порт в устье Невы, что и сделал впоследствии Петр, – сколько с необходимостью увеличить земельный фонд для служилого дворянства, а равно раз и навсегда покончить с опасностью для северо-западных рубежей Руси.

Однако Грозный видел, что за всеми этими успехами скрываются так и не исправленные беззакония, неправосудие, рознь, неподчинение царю, а временами – измена и прямой саботаж боярства. Митрополит и его приближенные ходатайствовали за явных изменников, бежавших в Литву. Особенно болезненным был для Иоанна Грозного 1552 год, когда он заболел и его ближайшие приближенные отказались целовать крест в верности законному наследнику – малолетнему царевичу Дмитрию, а были готовы поддержать двоюродного брата царя – князя Владимира Андреевича, сына мятежника Андрея Старицкого. На следующий год при весьма странных обстоятельствах Дмитрий погиб: во время паломнического плавания почему-то под мамкой проломились сходни и почему-то царевич утонул. В 1560 году в расцвете лет неожиданно скончалась царица Анастасия – самый близкий царю Иоанну Васильевичу человек. В ее смерти Грозный прямо обвиняет бояр, преследовавших ее при жизни лютой ненавистью и в конце концов, по его словам, отравивших ее .

Первая половина 1560-х годов ознаменовалась целым рядом отъездов в Литву и побегов: особенно болезненным было предательство Андрея Курбского, Юрьевского воеводы, который не только выдал литовцам все секреты и планы русского военного руководства, но и лично предводительствовал отрядом против своих же соотечественников и единоверцев. Грозный справедливо сравнивает Курбского с Иудой-предателем и с Иродом: «Представь же себе, как во время военного нашествия конские копыта попирают и давят нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще больше жестокостей совершается. И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев?» . В этой обстановке, как считал Грозный, необходимо решительно действовать. Но как?

В поисках образца правления

Вынужденный досуг царя Ивана Васильевича в отрочестве и юности способствовал глубокому знакомству с обширным кругом книг и прежде всего со Священным Писанием. Острый и наблюдательный ум царя подсказывал ему, что все прежние политические образцы для нынешней Руси не годятся: Византийская, или, лучше сказать, Восточно-Римская империя, и другие православные государства пали в силу того, что ее цари и правители, по мнению Грозного, слишком сильно зависели от вельмож и Церкви, государство разорялось, частные лица богатели, воинская сила слабела, и дело кончилось турецким нашествием и погибелью. «Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны. Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?» – пишет он Курбскому. О русском удельном порядке и говорить нечего: он привел к междоусобице и кошмару татарщины: «Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое» .

«И в том ли благочестие, чтобы… злодеев не держать в узде и отдаться на разграбление иноплеменникам?»

Что до польских и литовских порядков, которые были вожделенны для части русского боярства в силу вольности польских магнатов, то Иван Грозный прозорливо видел гнилость и бесперспективность этого строя: «Поэтому ты и нашел себе такого государя, который – как и следует по твоему злобесному собачьему желанию – ничем сам не управляет, но хуже последнего раба – от всех получает приказания, а сам никем не повелевает. Но ты не найдешь себе там утешения, ибо там каждый о себе заботится. Кто оградит тебя от насилий или защитит от обидчиков, если даже сиротам и вдовицам не внемлет суд. Что вы, желающие для христианства бед, творите!» Грозный как в воду глядел: в Литве Курбского ограбили, и он так и не нашел управы на своих оскорбителей.

В поисках иных образцов Грозный обращается к Востоку. Весьма популярным на Руси было сочинение Ивана Пересветова «Сказание о Магмет-салтане» , где в образе Магмет-салтана выведен идеальный правитель, жесткий, временами жестокий, но мудрый и правосудный. Иван Пересветов провозгласил: «Правда выше веры». В его словах – тоска по правосудию и правде многих русских людей, например знаменитого путешественника Афанасия Никитина, написавшего: «А русскую землю Господь сохранит, ибо нет земли подобной ей, а правды в ней мало» .

Но так ли это, неужели правда выше веры? У святителя Николая (Велимировича) есть проницательные слова: «Когда угасает любовь, люди ищут справедливости. На развалинах справедливости люди пытаются выстроить равенство. Когда и это не удается, погибает все». Искони и русское общество, и русское государство утверждались на идеалах любви и братолюбия. Вот как обращается к своим боярам перед смертью победитель татар на Куликовом поле Димитрий Донской: «Подойдите ко мне, да поведаю вам, что совершил я в жизни своей. Старцы – что отцы мне были, средних лет мужи – словно братья, молодые же – как дети. Знаете привычки мои и нрав: при вас я родился, на глазах у вас вырос, с вами и царствовал и землю Русскую держал двадцать семь лет, а от рождения мне сорок лет. И воевал с вами против многих стран, и супротивным страшен был в бранях, и поганых попрал Божией помощью, врагов покорил, княжество укрепил, мир и тишину на земле водворил. Отчину свою, которую передал мне Бог и родители мои, с вами сберег, чтил вас и любил, под вашим правлением свои города держал и великие волости. И детей ваших любил, никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не разорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил. Вы же назывались у меня не боярами, но князьями земли моей. Ныне же вспомните о словах своих, сказанных мне в свое время: “Должны мы, тебе служа и детям твоим, за вас головы свои сложить”. Скрепите их правдою, послужите княгине моей и детям моим от всего сердца своего, в часы радости повеселитесь с ними, а в горе не оставьте их. Пусть сменится скорбь ваша радостью. Да будет мир между вами» .

Новый Моисей?

Грозный, формально чтя своего предка – «достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами», по сути дела отказывается от его духовного и государственного наследия и ищет иных образцов. Один из них – грозный пророк Моисей, который ради спасения народа не усомнился перебить 3 тысячи израильтян, поклонившихся золотому тельцу: «Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя – Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога». Не исключено, что когда Грозный шел в новгородский поход, где истребил около 2000 новгородцев (число, сравнимое с численностью евреев, убитых Моисеем) и уничтожил товары новгородских купцов, роптавших на него из-за упадка торговли, то уподоблял себя Моисею, который не только убивал идолопоклонников, но и стер в прах золотого тельца, смешал его с водою и дал пить его неверным израильтянам (см.: Исх. 32: 20).

Еще одна параллель между Моисеем и Иваном Грозным: во время казни 1570 года в Москве он лично пронзает копьем одного из приговоренных. Тем самым он как бы уподобляется ревнителю Финеесу, который остановил языческое развращение израильтян, прилепившихся было к языческому богу Ваалу и вызвавших гнев Божий на Израиль: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину (мадианитянку. – д. В.В. ) в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. (Чис. 25: 7–8).

Однако в приведенных выше словах царя значимо и другое: отказ от симфонии государства и Церкви, выражавшейся в праве патриарха или митрополита давать советы царю и печаловаться за опальных, отрицание всякой роли Церкви в государственной жизни и церковного законодательства для государственного: «Или скажешь мне, что там (то есть в Византии. – д. В.В. ) повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о телах и душах многих людей; одно дело – отшельничество, иное – монашество, иное – священническая власть, иное – царское правление. Отшельничество подобно агнцу, никому не противящемуся, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу; монахи же, хотя и отреклись от мира, но, однако, имеют уже обязанности, подчиняются уставам и заповедям – если они не будут всего этого соблюдать, то совместное житие их расстроится; священническая же власть требует строгих запретов словом за вину и зло, допускает славу, и почести, и украшения, и подчинение одного другому, чего инокам не подобает; царской же власти позволено действовать страхом, и запрещением, и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это самая совершенная заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

«Даже у отрекшихся от мира встретишь тяжелые наказания. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!»

Иными словами, Грозный, в отличие от византийских императоров, не считал себя ответственным перед Церковью, тем более перед подданными, но только перед Богом. С другой стороны, ответственность перед Богом за врученный ему народ он воспринимал со жгучей серьезностью, осмысляя ее, как и всю человеческую жизнь, в перспективе Страшного суда. Вот с какими упреками он обращается к Курбскому: «Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда?» При этом Курбский погубил не только свою душу, но и души предков. Вот и царь несет ответственность не только за настоящее и будущее русского народа и своей семьи, но и за прошлое и уподобляется Моисею, который, как мать, носил Израиль на своих руках. Тем более что Россия – Московское царство – является Третьим Римом и одновременно Новым Израилем, «станом святых и градом возлюбленных», со всех сторон окруженным еретиками, язычниками и врагами – предтечами антихриста. Это – святой воинский стан, подобный ветхозаветному, внутри которого нельзя допустить никакой скверны и никакой измены.

Все это достойно уважения, однако гиперответственность и эсхатологическое перенапряжение сыграли, на наш взгляд, с царем Иваном Васильевичем злую шутку. Деятельность его можно было бы определить двумя цитатами из русских классиков. Первая: «Одно правительство желает сопротивляться, но машет в темноте дубиной и бьет по своим» (Ф.М. Достоевский. Бесы). И вторая: «Каялись и грешили и под видом антихристов укокошили неантихристов» (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Второй том). Результаты репрессий и опричнины оказались существенно отличными от поставленных целей.

В 1533 году умирает Василий 3, передав трон своему старшему сыну Ивану. Ивану Васильевичу на тот момент было 3 года. До совершеннолетия он не мог править самостоятельно, поэтому первые годы его правления характеризуются властью матери (Елены Глинской) и бояр.

Регентство Елены Глинской (1533-1538)

Елене Глинской в 1533 году было 25 лет. Для управления страной Василий 3 оставил боярский совет, но фактическая власть оказалась в руках Елены Глинской, которая безжалостно вела борьбу со всеми, кто мог претендовать на власть. Ее фаворит, князь Овчина-Оболенский провел расправу над некоторыми боярами совета, и остальные уже не противились воли Глинской.

Понимая, что трехлетний ребенок на престоле это не то, что нужно стране, и что правление ее сына Ивана Васильевича Грозного может прерваться, фактически и не начавшись, Елена решила устранить братьев Василия 3, чтобы не было претендентов на престол. Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен.

Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным. Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа. В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу:

  • Копейка (на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название).
  • Деньга – равнялась 0,5 копейки.
  • Полушка – равнялась 0,25 копейки.

В 1538 году Елене Глинская умирает. Предположить. Что это была естественная смерть – наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного.


Боярское правление (1538-1547)

В возрасте 8 лет князь Иван Васильевич остался сиротой. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».

На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране.

Воспитание Ивана Грозного

На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:

  • Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
  • Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
  • Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое – это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?

Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3.

Самостоятельное правление

Венчание на царство

16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. 17-ти летнего юношу венчал на царствование митрополит Макарий. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

Официальный титул Ивана Грозного после коронации – царь и великий князь всея Руси .

Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. 3 февраля 1947 года Иван Грозный взял в жены Анастасию Захарьину (Романову). Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля.

Первый шок самодержца

Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.

В результате 80 тысяч населения столицы остались без крова. Народное негодование было направлено на Глинских, которых обвинили в колдовстве и разжигании пожара. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы.

Вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой.

Иван 4 Васильевич

В очередной раз случилось противоречие – царь был уверен в безграничности свой власти, но увидел силу природы, вызвавшую пожар, силу людей, поднявших восстание.

Система управления государством

Систему управления Россией при правлении Ивана Грозного нужно делить на 2 этапа:

  • Период после реформ Избранной Рады.
  • Период опричнины.

После реформ систему управления можно графически изобразить следующим образом.

В период Опричнины система была другой.

Был создан уникальный прецедент, когда одновременно в государстве было 2 системы управления. При этом Иван 4 сохранял за собой титул царя в каждой из этих ветвей управления страной.

Внутренняя политика

Правление Ивана Грозного в плане внутреннего управления страной делится на этап реформ Избранной Рады и опричнины. Причем эти системы управления страной кардинально отличались друг от друга. Вся работа Рады сводилась к тому, что власть должна находиться у царя, но в ее реализации он должен опираться на бояр. Опричнина сосредотачивала всю власть в руках царя и его системы управления, а бояр отодвигала на второй план.

Во времена Ивана Грозного случились большие изменения в России. Были реформированы следующие направления:

  • Упорядочение закона. Принят Судебник 1550 года.
  • Местное управление. Была окончательно отменена система кормлений, когда бояре на местах набивали карманы, а не решали проблемы региона. В результате местное дворянство получило больше власти в свои руки, а Москва – более успешную систему сбора налогов.
  • Центральное управление. Реализована система «Приказов», которые упорядочили власть. Всего было создано более 10 приказов, которые охватили все сферы деятельности внутренней политики государства.
  • Армия. Была создана регулярная армия, основу которой составили стрельцы, пушкари и казаки.

Стремление укрепить свою власть, а также неудачи в Ливонской войне, привели к тому, что Иван Грозный создает Опричнину (1565-1572). Мы можете дополнительно ознакомиться с этой темой на нашем сайте, но для общего понимания важно отметить, что по ее итогам государства фактически разорилось. Началось увеличение налогов и освоение Сибири, как шаги, способные привлечь дополнительные деньги в казну.

Внешняя политика

К началу самостоятельного правления Ивана 4 Россия значительно утратила свой политический статус, поскольку 11 лет правления бояр, когда заботились не о стране, а о собственном кошельке, сказывалось. На таблице ниже указаны основные направления внешней политики Ивана Грозного и ключевые задачи по каждому направлению.

Восточное направление

Здесь были достигнуты максимальные успехи, хотя начиналось все не лучшим образом. В 1547 и 1549 годах были организованы военные походы на Казань. Оба этих похода закончилось неудачно. Но в 1552 году городу удалось взять. В 1556 году присоединено Астраханское ханство, а в 1581 году начат поход Ермака в Сибирь.

Южное направление

Были предприняты походы на Крым, но они были неудачными. Крупнейший поход пришелся на 1559 год. Доказательство того, что походы оказались неудачными, - в 1771 и в 1572 года Крымское ханство осуществляет набеги на юные территории России.

Западное направление

Для решения проблем на западных границах России в 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну. До определенного времени казалось, что они может окончиться успехом, но первые локальные неудачи в войне сломали русского царя. Обвиняя в поражениях всех вокруг он начал Опричнину, которая фактически разорила страну и сделала ее небоеспособной. В результате войны:

  • В 1582 году подписан мир с Польшей. Россия потеряла Ливонию и Полоцк.
  • В 1583 году подписан мир со Швецией. Россия потеряла города: Нарва, Ям, Ивангород и Копорье.

Результаты правления Ивана 4

Результаты правления Ивана Грозного можно охарактеризовать противоречивыми. С одной стороны есть бесспорные признаки величия – Россия расширилась до огромных размеров, получив выход в Балтийское и каспийское моря. С другой стороны экономически страна находилась в удручающем положении, и это несмотря на присоединение новых территорий.

Карта

Карта России к концу 16 века


Сравнение Ивана 4 и Петра 1

Российская история удивительна – Иван Грозный рисуется тираном, узурпатором и просто больным человеком, а Петр 1 – великим реформатором, основателем «современной России». На самом деле эти два правителя очень похожи друг на друга.

Воспитание . Иван Грозный рано лишился родителей, и его воспитание пошло на самотек – занимался чем хотел. Петр 1 – учиться не любил, но любил изучать армию. Ребенка не трогали – занимался чем хотел.

Бояре . Оба правите росли в период жесткой боярской грызни за престол, когда лилось множество крови. Отсюда ненависть обоих к знати, и отсюда же приближение к себе людей без рода!

Привычки . Сегодня пытаются очернить Ивана 4, говоря, что он был чуть ли не алкоголиком, но правда в том, что это в полной мере подходит и Петру. Напомню, что именно Петр создал «всешутейший и всепьянейший собор».

Убийство сына . Ивана обвиняют в убийстве сына (хотя уже доказано, что никакого убийства не было, и его сын был отравлен), но Петр 1 также вынес смертный приговор своему сыну. Более того он его пытал и от пыток Алексей умер в темнице.

Расширение территорий . Во время правления обоих Россия значительно расширилась территориально.

Экономика . Оба правителя довели страну до полного упадка, когда экономика была в ужаснейшем состоянии. Кстати, оба же правителя обожали налоги и активно их использовали для наполнения бюджета.

Зверства . С Иваном Грозным все понятно – тиран и душегуб – так его называет официальная история, обвиняя царя в зверствах относительно простых граждан. Но и Петр 1 был аналогичного склада – он бил людей палками, лично пытал и убивал стрельцов за бунт. Достаточно только сказать, что за правление Петра население России сократилось более чем на 20%. И это с учетом захвата новых территорий.

Сходств между этими двумя людьми огромное количество. Поэтому если вы восхваляете одного и демонизируете другого – возможно есть смысл пересмотреть свои взгляды на историю.

По мотивам "Интересных фактов об Иване Грозном"

В последнее время мне попалось несколько статей или постов на совершенно разных ресурсах о так называемых "тёмных" правителях нашего государства - Иване Грозном и И.В.Сталине. Мысли в них высказывались совершенно разнополярными авторами, не однозначные, но во многом совпадающие…
Причем авторы – это и публика с развлекательных ресурсов сети (как сегодня на наших любимых Фишках), и представители Православного интернета, и атеисты, и монархисты…

Позволю себе изложить совсем немного из накопленного мною по фигуре Царя.
Иоанн IV Грозный меня интересует достаточно давно, первую книгу о нем я прочитал в 1988 году, так что помимо прочитанных/изученных материалов я имею и достаточно весомые свои личные представления о государе.

Сразу скажу - постоянно убеждаюсь, что мысли 90% авторов прочитанных мной постов весьма далеки от исторического документализма. Этим авторам следует в заголовки своих опусов добавить строки… ну что-то типа «авторский взгляд» или «моя интерпритация» и т.п.
Например многие ставят в вину Иоанну якобы имевший место факт избиения опричниками во главе с царем митрополита Филиппа и его изгнание. На самом деле сей домысел не имеет никаких документальных подтверждений, равно как и то, что царь Иоанн IV имел какое-то отношение к смерти митрополита Филиппа. То есть – это вообще целиком выдумка!
Например «Соловецкое житие» утверждает, что "никто не был свидетелем того, что произошло". (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский.-М., 1991, с. 80-81; Преподобный игумен Филипп. - В кн.: Соловецкий патерик. - М.: Синодальная библиотека, 1991. - С. 64; Житие святителя Филиппа, митрополита Московского. - В кн.: Бехметева А. Н. Жития святых. - М., 1897. - С. 61. Федотов Г. П. Указ. соч., с. 82-83.)
И еще, не хотел «подробничать», хотел покороче, так сказать «крупными мазками» отразить, но не могу удержаться.
Чтобы осудить и низложить Святителя Филиппа, Пимен Новгородский (в том же "житие" говорится, что он первый после Митрополита иерарх Русской Церкви, мечтал "восхитить его престол"), Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский и духовник Грозного (который был главным "нашептывателем" против Свят. Филиппа перед Царем: "непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя Царю на Св. Филиппа") стали клеветать на Митрополита Царю. Однако, не добившись ничего, отправили «посольство» в Соловецкий Монастырь, где им удалось подкупить несколько монахов монастыря (кого, обещанием Арихиереского Сана, кого деньгами) и те дали ложные показания на Соборе.
Показательно, что даже Церковные историки, с ярко выраженным негативным отношением к Царю Иоанну, по этому поводу печально констатировали: "Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором Русской Церкви и оклеветанным своими духовными детьми". (Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский. - М.:1991. - с.78.)

Далее. Ну и как не затронуть "конек" обличителей "бесноватого" правителя - так любимые всеми массовые казни.
Как говорится - прежде чем заявлять, изучайте матчасть. Согласно историческим источникам, за весь (!!!) период правления царя Иоанна Васильевича было казнено не более 4-5 тысяч человек. Что ни в какое сравнение не идёт с правлением, например, современника царя Иоанна IV, французского короля Карла IX, по распоряжению которого за одну Варфоломеевскую ночь католики перебили во Франции 30 000 протестантов. В том же XVI веке в Англии только за бродяжничество были повешены 70 000 человек. Эти цифры доказывают, что особая "кровожадность" Грозного царя – домыслы фальсификаторов.

Главный вопрос, который меня всегда преследовал - почему в новых фильмах и сериалах, постах и заметках, Царь Иоанн IV Васильевич представлен душевнобольным, не способным к государственным делам маньяком-садистом?

Почему ВСЕМИ авторами публикаций известные слова Священного Писания влагаются в уста государя как цитата, но звучат как весьма свободное переложение? Я имею в виду фразу: "Ибо написано: всякая власть от Бога" (в Апостоле: "Несть бо власть, аще не от Бога" (по-церковнославянски), или же "Нет власти не от Бога" (по-граждански, или в т. н. синодальном переводе). Поверьте, Царь оооочень хорошо знал КАК написано.
Не многие видимо знают, что опричная "братия" носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным ЛИЧНО царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе (!), а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании.

Все время хочется спросить, а почему ВООБЩЕ ни кто из этих «писателей» ну просто никогда не упоминают о том, что именно при этом Царе территория государства увеличилась в 2 раза – с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км, были завоеваны царства Казанское, Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, население увеличилось более чем на 30%, введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, организовано книгопечатание, создана почтовая служба, регулярная армия, возведено более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты; основано свыше 60 монастырей; было прославлено 39 Русских Святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. Св. Благоверный Князь Александр Невский; было построено 155 крепостей и 300 новых городов;

Были изданы Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Стоглав; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси, как Третьего Рима и Второго Иерусалима.
Да его личность весьма не однозначна, и тут можно долго рассуждать о личном моральном облике, о каких-то спонтанных поступках, но одно должно быть понятно всем - Иоанн Грозный был великий государственный деятель и настоящий патриот.

Промолчу я в этом материале о военных походах Царя, об этом есть много исторических летописей, которые почему-то никто не пользует во время высказываний про, например, "убитый" Новгород и прочая. Если будут конкретные вопросы по конкретным временным событиям, я готов рассказать))

Да, чуть не забыл…. Так, для справки, уверен – никто из прочитавших не знал, что как местночтимый Святой Московской епархии Иоанн IV почитался со времен патриарха Филарета, когда и была написана его икона-фреска в Грановитой палате Московского Кремля. По этой теме кто интересуется может без труда отыскать и прочитать труд «Царь Иоанн Грозный в иконографии XVI-XVII вв.». А что касаемо относительно недавнего прошлого - на готовящемся Соборе 1917-1918 гг. под покровительством Царя Николая II и по личному ходатайству Царицы Александры готовилось общероссийское прославление Святых Благоверных Царя Иоанна Грозного и Императора Павла Первого…
Вот…
Нет, еще не все, вот Вам уважаемый читатель еще один факт: Святитель Димитрий Ростовский (+1709), который тщательнейшим образом изучил все имевшиеся факты и документы по вопросу отношений Царя и Митрополита Филиппа, составил житие Свят. Филиппа. Так вот в этом последнем канонически безупречном тексте жития нигде не упоминает о том, что Царь как-либо причастен к кончине Митрополита. Все дело в том, что в начале XX века профессора, так сказать «переводившие» труд Святителя (он написан на Церковно-Слвянском языке) на русский язык совершили явный подлог: они, под предлогом «исправления ошибок» Святителя, вместо жития Димитрия Ростовского (где черным по белому говорится о невиновности Царя), вставили, дополненное Карамзиным «соловецкое житие». Увы, сейчас переиздается именно этот, «исправленный» в начале XX века, текст Четьих Миней, который к Свят. Димиртрию Ростовскому вообще не имеет никакого отношения…

Иоанн IV Васильевич, Грозный , царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича и второй его супруги Елены Васильевны (Глинской), родился 25 августа 1530 г. Крещён на десятый день после своего рождения в Троице-Сергиевом монастыре игуменом Иоасафом (Скрипыцыным) при восприемниках-иноках: Кассиане Босом и (св.) Данииле Переяславском. Вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на царство 16 января 1547 г., умер 18 марта 1584 г.

После смерти великого князя Василия Иоанновича (†4 декабря 1533 г.), из-за малолетства государя Иоанна фактически стала править государством мать его Елена с приближенными боярами. В 1534 г., при постройке в Москве Китайгородской стены, а в Новгороде - деревянной окружной стены на Софийской стороне, были привлечены к уплате своей части денег вместе с прочими гражданами и все духовные лица во главе с митрополитом Даниилом (1522-1539 г.) в Москве и архиепископом - в Новгороде. В 1535 г. через того же новгородского архиепископа. Макария правительство собрало с новгородских монастырей 700 р. для выкупа наших пленных. В следующем 1536 г. новгородские городские церкви и пригородные монастыри из собственников пожен, отписанных в казну, были сделаны их арендаторами. Митрополит Даниил и в правление Елены пользовался некоторым авторитетом: он успел примирить великого князя и его мать с младшим братом покойного государя, Андреем. (Акт. Истор. 1, № 139; Полное Собрание Русских Летописей VIII. 288, 292). Но после смерти Елены (†3 апреля 1538 г.), присоединившись к сторонникам князя Ивана Федоровича Бельского, Даниил противною партией Шуйских был согнан с кафедры 2 февраля 1539 г. и был вынужден отречься от митрополии по "неспособности" к такому высокому служению. (Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 295). Еще до отречения Даниила, собор епископов избрал ему преемника посредством жеребьевки из числа трех кандидатов. Им стал известный нам игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф, которого посвятили 9 февраля 1539 г. (Акт. Эксп. т. I, № 184). В июле 1540 г. Иоасаф успешно ходатайствовал перед государем об освобождении И. Ф. Бельского и вместе с последним употребил своё влияние и власть для умиротворения отечества. В ночь на 3-е января 1542 г. во время переворота, произведенного сторонниками Шуйских, он едва спасся от смерти и был отправлен в заточение в Кириллово-Белозерский монастырь. В своем поучительном послании в этот монастырь сам Грозный впоследствии характеризует Иоасафа, как человека, любившего хорошо пожить. (Акт. Истор. т. I, № 204, стр. 383).

Собором 8-ми епископов на митрополитскую кафедру 19 марта 1542 г. был поставлен, против своей воли (ibid. № 172, стр. 329), знаменитый Макарий, составитель великих Четьих-Миней, который еще в бытность новгородским архиепископом в 1534 г. являлся лично с дарами к государю, печаловался перед ним за опальных и испросил y него (точнее - y великой княгини Елены, правившей за малолетством Иоанна) позволение принять необходимые меры к искоренению остатков язычества среди жителей Водской пятины Новгородской области. Началом дружбы царя с митрополитом явилось, несомненно, то обстоятельство, что 9 сентября 1543 г. Макарий самоотверженно (Царств. кн., стр. 112 кон.) спас государева любимца - Воронцова от смерти, которой ему грозили буйствовавшие сторонники Шуйских.

Дурное воспитание Иоанна шло независимо от Макария, который не имел возможности стать его непосредственным воспитателем. Первыми актами государственной деятельности Иоанна IV были принятие царского титула и торжественное венчание царским венцом 16 января 1547 г.. Инициатива такого важного решения принадлежала не столько самому молодому государю, сколько митрополиту Макарию (см. y Голубинского Историю русской церкви т. II, 1 полов., Москва, 1900, стр. 767). Хотя царская речь и отчасти сам факт обращения царя к народу на лобном месте оспаривается новейшими исследователями с разных сторон и по разным основаниям (см. в "Журн. Мин. Нар. Просв." 1903, апрель, статью П. Г. Васенко , Хрущевский список Степенной книги). Однако следует признать несомненным, что со времени ужасного московского пожара 21-го июня 1547 г. в душе царя произошел нравственный переворот и он, раскаявшись в грехах своей юности, решил отдать свои силы на устроение государства и церкви. Каковое устроение и было предпринято на земском соборе 1550 г., на церковных соборах 1547 и 1549 г., канонизировавших многих святых, и на Стоглавом соборе 1551 г..

Нравственное исправление Иоанна совершилось под влиянием священника Сильвестра, а также митрополита Макария. Который действовал на благородное честолюбие молодого государя, возложив на него царский венец и указав ему высокие задачи царского служения. С такой точки зрения понятно, что митрополит по нравственным побуждениям должен был уступить царю первенствующую внешнюю роль в деле устроения Стоглавого собора. Действительно, по Стоглавнику (гл. 2, казан. изд. стр. 23 кон.), инициатива созвания собора принадлежала державному самодержцу, который предложил и 69 вопросов о церковных нестроениях. Между тем эти вопросы представляют такое знание недостатков церковной жизни и, кроме того, такое знание особенностей обычаев новгородско-псковской церкви, каким в 1551 г. царь не мог обладать. Если же эти вопросы и вообще мысль о необходимости обновления церкви принадлежат Макарию, что несомненно, то заслуга Иоанна состоит в том, что он отнесся к начинаниям Макария с величайшим сочувствием и явился ему ревностным помощником, поддержав его своим авторитетом и приняв участие в редактировании вопросов. (Что видно по резкому "публицистическому" тону речи в некоторых случаях).

Собор был открыт 23 февраля 1551 г. краткой устной речью царя, (Стогл., гл. 2 конец, каз. изд., стр. 25), вслед за которой была прочтена другая его речь - пространная, письменная (Стогл., гл. 3, ibid., стр. 26 сл.). В них Иоанн приглашал отцов собора потрудиться для утверждения православной веры и просил для себя и бояр наставления, даже обличения. Далее государь представил собору согласно с церковными правилами для исправления свои земский судебник и уставные грамоты, написанные в предыдущем 1550 г. также с благословения собора и требовал совета по разным земским нуждам и нестроениям. Собственно церковную сторону деятельности собора составляло обсуждение 37 вопросов царя, к которым потом было присоединено еще 32. Постановления собора, явившиеся в результате совместной работы, касались церковного богослужения, епархиального управления и суда (учреждение поповских старост), жизни духовенства и мирян, монастырского благоустройства. Ввиду не безукоризненного отношения к источникам и пособиям вероучения появились постановления о двуперстном перстосложении для крестного знамения, о сугубой аллилуйи и о небритии брады и усов. (См. Макар. Истор. рус. цер. VI, Спб. 1887, стр. 237-238).

Государь сам следил за действенностью соборного уложения, угрожая, например, мирскими казнями за нарушение соборных постановлений относительно монашества (Стогл., гл. 49, каз. изд., стр. 236) и поручив в апреле 1552 г. двум чиновникам смотреть в Москве за исполнением соборных правил относительно поведения и нравственности духовенства и мирян. Стоглавый же собор, по предложению Иоанна, сделал некоторые постановления относительно церковного вотчинновладения, признав церковные имения неотчуждаемыми (за исключением незаконно приобретенных, которые отходили "на государя"), запретив выпрашивать y государя новые угодья и оставив ежегодную царскую ругу только за теми монастырями и церквями, которые получали ее при отце царя Иоанна Васильевича. Грозный, несомненно, желал большего, в государственных интересах, тем более, что он разделял мнение заволжан о нравственном вреде вотчинновладения для монашеской жизни и высказывал такие свои мысли открыто в послании в Кирилло-Белозерский монастырь и к архиепископу казанскому Гурию. Но, почитая Макария, написавшего "ответ" о церковных имуществах, он отнесся с уважением к соборному решению. В 1557 г. Иоанн издал дополнительное узаконение относительно вотчин, жертвуемых в монастыри.

Следующий церковный собор состоялся в 1553-54 г. по делу еретиков-рационалистов: боярского сына Башкина с товарищами и монаха Феодосия Косого с учениками. Обсуждался вопрос и о церковном иконописании, поднятый думным дьяком Быковатым. К 1553 г. относится послание царя Иоанна IV к (преп.) Максиму Греку с приглашением явить себя поборником православия против еретиков. По сказанию Курбского, в 1553 г. Иоанн даже лично был y Максима, который отговаривал царя от дорогостоящих поездок по монастырям и советовал устроить на те деньги судьбу вдов и сирот убитых воинов. (Курб. I, стр. 49- 52). Максим был освобожден царем из заключения только в 1551 г., хотя гораздо раньше писал к Иоанну два слезных послания и, хотя за него просили константинопольский патриарх Дионисий II в 1544 г. и александрийский патриарх Иоаким в 1545 г. (Сочин. пр. Макс. II, стр. 346-347).

С восточными патриархами y царя были еще сношения по другому делу. По просьбе Иоанна IV от 1557 г., об утверждении его в сане царя, через пять лет (в 1562 г.) константинопольский патриарх Иоасаф II послал утвердительную грамоту, в то же время предложив государю в частном письме вторично "венчаться" от руки митрополита - патриаршего посла. Но, Иоанн на это не согласился, не желая создавать себе такую зависимость от патриарха, в какой находились западные императоры от папы. Константинопольский собор 1565 г., низложивший Иоасафа II, прислал Иоанну IV подтвердительную грамоту.

Иоанн, потеряв супругу Анастасию Романовну (в замужестве с 3 февраля 1547 г. - †7 августа 1560 г.), стал проявлять свой жестокий необузданный характер. После суда 1561 г. он удалил от себя советников Сильвестра и Адашева, но сохранил расположение к митрополиту Макарию до конца дней его жизни. Отношения между Иоанном и Макарием всегда были благожелательные, основанные на взаимном уважении и доверии. Когда царь отправлялся в казанский поход в 1549 г., митрополит убеждал воевод, князей и всех ратных людей оставить рознь и местничество и послужить государю. Когда в 1552 г. наши дела под Казанью пошли неудачно, Макарий не замедлил ободрить воинов, послав из Москвы 21 мая освящённую воду и пастырское поучение. 16-го июня того же 1552 г. отправляясь навстречу крымцам, государь отдал на попечение митрополита своё семейство и столицу. Вскоре (13 июля) Макарий послал Иоанну обширное наставительное послание и получил от него в ответ благодарственную грамоту. Покорение Казани (2 октября 1552 г.) было радостным событием для русского религиозного чувства, так как масса православных (до 90 000 чел.) была освобождена от тяжелого плена. Трогательная встреча победителя-царя с митрополитом произошла 29 октября y Сретенского монастыря. Царь благодарил митрополита и духовенство за молитвенную помощь и поклонился им до земли; то же сделал и митрополит с духовенством, воздавая должное царю и войску за понесенные труды. Зная влияние Макария на государя, литовские паны в 1553, 55 и 56 г.г., присылали к нему послов с просьбою ходатайства пред самодержцем. Макарий был восприемником детей Иоанна Васильевича Грозного - Иоанна, Феодора и Евдокии и второй его супруги черкешенки Марии. После взятия Полоцка 15 февраля 1563 г. Иоанн наградил митрополита, который поздравил его с очищением церкви "от иконоборец-люторей" сребропозлащённым крестом с каменьями.

Царь и митрополит совместно были озабочены введением книгопечатания в России. Они, конечно, не воспользовались предложением датского короля, приславшего типографщика и протестантскую Библию. Русские люди - московский диакон Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев, родом мстиславец, 19 апреля 1563 г. начали печатать "Апостол", оконченный 1-го марта 1564 г. уже после смерти митрополита. Когда чернь впоследствии подожгла печатный двор, Грозный устроил типографию y себя в Александровской слободе. Митрополит Макарий умер 31 декабря 1563 г., окружённый заботами государя. Какого был о нём мнения Иоанн Васильевич, видно из его письма от 5 апреля 1557 г. к св. Гурию, который 3 февраля 1555 г. был поставлен епископом на новооткрытую с миссионерскими целями казанскую кафедру. "О Боже, сколь бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий да ты". (В Татищевско-Миллеровском издании Судебника, 2 изд. 1786 г., стр. 229 кон.).

Для выбора нового митрополита 9 февраля 1564 г. был созван собор, который сначала, по предложению царя, постановил о некоторых внешних отличиях русских иерархов: митрополиту и архиепископу новгородскому носить белый клобук и запечатывать грамоты красным воском, а казанскому архиепископу предоставить одно последнее преимущество. Митрополитом был избран царский духовник Афанасий. При нём 3 декабря 1564 г случился известный отъезд Иоанна Грозного с семейством и приближенными в Александровскую слободу. А 3 января 1565 г. митрополит Афанасий получил от царя грамоту, обвинявшую бояр, служилых и приказных людей в корыстолюбии и нерадении, а духовенство - в ходатайстве за изменников и объявлявшую о намерении царя оставить государство по указанной причине. Иоанн склонился на челобитье новгородского архиепископа Пимена и других московских депутатов и принял управление государством, поставив главным условием учреждение опричнины.

На земском соборе 1566 г (по вопросу о продолжении ливонской войны) были и духовные чины; им вскоре пришлось выбирать нового митрополита на место Афанасия, ушедшего с кафедры по своей воле. По не вполне достоверному рассказу князя A. М. Курбского, отъехавшего в Литву еще в 1564 г., митрополитом был избран казанский архиепископ Герман, не понравившийся Иоанну и потому немедленно удаленный с митрополитской кафедры. (Курб. Сказания I, стр. 160-161). Сам Иоанн умолил соловецкого игумена Филиппа (Колычева), лично известного ему с 1550-51 г., принять святительский жезл. Посвящение Филиппа в митрополиты состоялось 25 июля 1566 г. Согласно своему мнению, что духовные лица не должны вмешиваться в светские дела, высказанному в ответе Курбскому, Грозный взял с Филиппа обещание "в опричнину и царский домовый обиход не вступаться". (Собран. Госуд. грам. I, № 193).

Но казни Иоанна заставили (св.) Филиппа исполнить свой пастырский долг. После бесполезных тайных увещаний митрополит Филипп II трижды в соборной церкви обличал царя смелыми речами. Тогда наряжен был суд над Филиппом и, для собирания о нём сведений, был отправлен в Соловки суздальский архиепископ Пафнутий. Подкупленные лестью и обещаниями, игумен Паисий и старцы давали показания против митрополита. Собор духовных лиц во главе с новгородским архиепископом Пименом осудил митрополита. Филиппа II, умолив Иоанна сохранить ему жизнь, так как царь собирался казнить святителя чрез сожжение, как обвиняемого в волшебстве. Схваченный опричниками в церкви 8 ноября 1568 г. и лишённый на другой день сана, Филипп был сослан в тверской Отрочь монастырь, где был задушен наперсником Иоанна Малютой Скуратовым 23 дек. 1569 г., в то время как сам Иоанн направлялся с опричниками в Новгород. Страшный погром (8 января-13 февраля 1570 г.) постиг этот город, измены которого опасался государь: владыка Пимен был заточен в веневский монастырь. Все церкви и монастыри были разграблены; до 500 человек монастырских властей и старцев было убито. Всех новгородских священнослужителей ежедневно истязали на площадях, требуя пени; число убитых новгородцев было велико.

После смерти преемника Филиппа II - Кирилла (из троицких игуменов; † 8 февраля 1572 г.) митрополитскую кафедру занял Антоний, архиепископ полоцкий. Собор, устроивший это избрание, дал Иоанну разрешение на вступление в четвертый брак (с Анной Алексеевной Колтовской), наложив на него суровую трехлетнюю епитимию. Но царь епитимии не исполнил и, разводясь с прежними жёнами, женился в 5 раз (на Анне Васильчиковой) в 1575 г. и в 6 раз (на Марии Феодоровне Нагой) - в 1580 г.

При митрополите Антонии состоялись следующие распоряжения о церковных имуществах. Освященный собор 9 октября 1573 г. приговорил: не жертвовать вотчин в большие монастыри, а в малые - только с доклада государю. По соборному решению 1580 г. все вообще монастыри и архиерейские кафедры не могли приобретать новые вотчины ни по духовному завещанию, ни покупкою, ни по закладу. Кроме того, государь волен был взять от монастырей в свою казну "княженецкия" земли. (Акты истор. I, стр. 270). Грозный сам нарушил эти постановления, пожертвовав богатейшему Кирилло-Белозерскому монастырю 2 села в 1575 г. и 3 села - в 1583 г. При Иоанне Васильевиче Грозном были крещены препод. Трифоном печенгским пазо-печенгские лопари (†14 декабря 1582 г.) и понойские или терские лопари, по просьбе которых царь приказал построить церковь грамотою от 20 феврали 1575 г. на имя старца Феогноста.

После смерти Антония митрополитом был поставлен в феврале 1581 г. Дионисий, игумен Хутынского монастыря. Он успел постричь в монашество умирающего Иоанна (†18 марта 1584 г.) под именем Ионы и похоронил его в Архангельском соборе.

Иоанн IV, на первый взгляд, представляет человека, горячо привязанного к православной церкви. Но его благочестие в общем было обрядовым, внешним, фарисейским (Макар ., Истор. рус. цер. VIII, Спб. 1877, стр. 333). Хотя, без сомнения, были у него минуты искреннего религиозного настроения. Грозный был начитан в церковных книгах и являлся ревнителем церковных уставов. Каждый день он посещал все церковные службы, хотя во время богослужения занимался иногда государственными делами. В своей Александровской слободе Грозный старался выполнять монастырский устав. Почитая юродивых, Иоанн на похоронах Василия блаженного в 1552 г. сам нёс гроб покойного; он со смирением выслушал обличение Николы Салоса в Пскове в 1570 г. Но велико было и нравственное падение Иоанна: примеры его жестокости и нравственной распущенности уже известны...

С другой стороны, его привязанность к православной вере находит себе новое подтверждение в его отношении к восточным патриархам, католичеству и протестантству.

По просьбе иерархов православного Востока царь нередко посылал им щедрые "милостыни". В 1557 г. Иоанн послал константинопольскому патриарху Иоасафу II соболей на 2 000 золотых, в 1559 г. отправил на восток подарков на сумму свыше 3 000 р. и т. д. В 1551 г. царь даже ходатайствовал пред султаном о Хиландарском монастыре. Заслуживает упоминания то обстоятельство, что Иоанн IV посылал к константинопольскому патриарху молодых людей для изучения греческого языка.

Находясь в затруднительных обстоятельствах во время войны со Стефаном Баторием, Иоанн через своего гонца Шевригина в 1580 г. уверял папу в своём желании вступить с ним в союз и обещал обратить свои силы против турок, если он посодействует заключению мира с Польшей. Пользуясь случаем, Григорий XIII послал учёного иезуита Антония Поссевина, который, будучи принят царем в Старице 18 августа 1581 г. с чрезвычайными почестями, представил Иоанну письмо папы и дары (крест с распятием, чётки с алмазами и книгу о Флорентийском соборе). Но Антоний после трёх аудиенций у царя (21 февраля, 23 февраля и 4 марта 1582 г.), где спорил с ним о предметах веры, не добился ничего, не получив даже разрешения строить костёлы в России.

Более снисходительно царь относился к протестантам, пока видел в них только рьяных врагов папства и, следовательно, как бы своих союзников. Он позволил им построить в Москве две кирки и сам слушал проповеди голландского пастора Христиана Бокгорна. Но познакомившись ближе с протестантским учением, он переменил свой взгляд и в 1579 г. приказал сжечь обе кирки. В 1570 г. Иоанн IV имел интересную беседу с членом общины чешских и моравских братьев Иваном Рокитою. Грозный написал потом, опровержение на лжеучение Рокиты, где называл его еретиком и запрещал ему распространять своё учение в России.

Источники.

Полное собрание Русских Летописей т. III, IV, VI, и VIII;
Александро-Невская летопись ("Русская Истор. Библиот. ", III);
Строгановская летоп., изд. Спасского 1821 г.;
Есиповская, изд. его же;
Ремезовская летопись, Спб. 1880.
Разрядные книги (в "Древ. Росс. Вивлиоф", ч. XIV, в. "Витебской старине" ч. IV и в "Симбирск. сборнике").
Акты Арх. Эксп. т. I;
Акты историч. т. I;
Дополн. к акт. истор. т. I;
Собрание госуд. грам. и догов. т. I и II;
Акты Московск. госуд. т. I;
Русско-Ливонские акты;
Сказания князя Курбского;
Древ. Росс. Библиот. т. VIII, XIII, XX, XXVIII-XXXI;
Памятн, дипломат. снош., т. I и X;
Стоглав изд. Кожанчикова и казанской Д. Академии;
Старчевского Hist. Ruth. Scriptores , т. I и II (сборник сочинений о России иностранцев: Гваниньи Одерборна, Поссевина, Гейденштейна);
Флетчер и Горсей в изд. Bond, Russia, at Close of XVI Cent.;
Tayб e и Крузе в "Sammlung Russ. Geschichte", X и др.

Пособия.

Н. М. Карамзин , История гос. российского т. VIII и IX;
С. М. Соловьев , Ист. России с древ. врем. т. VI п VII;
К. Е. Бестужев-Рюмин , Русская Ист. II, 1.
Д. И. Иловайский , История России III;
М. Макарий , История рус. церкви VI и VIII;
E. Е. Голубинский , История русской церкви II, 1 (Москва 1900);
Проф. M. А. Дьяконов , Дополнит. сведения о реформ. Грозного (в "Журнале Мин. Нар. Просв." 1894 г., № 4);
К. Валишевский , Ivan le Terrible: 3-me éd., Paris 1904;
Pierling , Papes et Tsars и др.

* Александр Васильевич Попов,
студент Историко-филологического
института в С.-Петербурге.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 122. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Иван IV Васильевич Грозный
при вступлении на престол — Иоанн IV)
Годы жизни: 25.08.1530-18.03.1584.
Годы правления: 1547-1574, 1576-1584

Великий князь московский и всея Руси (1533-1547)
Первый царь всея Руси (1547-1574 и с 1576)
Князь Московский (1574-1576).
Православный мыслитель.

Первый русский царь

Из династии Рюриковичей, сын Василия III и Елены Васильевны Глинской .
Внук Софьи Палеолог .

Иван IV, прозванный впоследствии Иваном Грозным, родился в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был очень желанным ребенком, и его рождения ожидала вся страна. Перед его появлением юродивый Домитиан объявил Елене Глинской, что она будет матерью Тита, широкого ума. Писали, что в момент рождения Ивана земля и небо подверглись неслыханным громовым ударам, что было воспринято как добрый знак.

После смерти Василия III в 1534 году власть перешла к Елене Глинской. Но в 1538 году и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений. Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.
В 1543 году 13-летний царь впервые показал свой характер, восстав против бояр и отдав на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским — Михаилу и Юрию, дядям Ивана Грозного, которые устраняли соперников ссылками и казнями, играя на жестоких инстинктах юного Ивана. Не зная семейного тепла, страдая от насилия в окружавшей среде, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха во всех церемониях и придворных праздниках. Он много времени проводил в библиотеке, читая труды великих, за ним закрепилась репутация самого начитанного человека XVI века и богатейшей памяти.

Главной идеей царя, осознанной уже в ранней юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Царский титул позволил занять ему другую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Русский самодержец Иоанн встал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

С конца 1540-х годов Иван Грозный правил с участием Избранной рады (А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр). При нем начались созывы Земских соборов, составлен Судебник 1550 года, который подтвердил право свободного перехода крестьян. Были проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1549 году созван 1-ый Земский собор, в 1551 году Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-1556 гг.Иван IV Васильевич отменил кормления и принял Уложение о службе. Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам раскладки податей и надзора за порядком а также право самоуправления.

В 1565 году после измены князя Курбского, была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 год), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552 год) и Астраханское (1556год) ханства. В 1558-1583 гг. шла Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против крымских татар (Русско-крымская война 1571-1572 годов), началось присоединение Сибири (1581 год).


На время правления Ивана IV пришлось множество войн.

Казанские походы.
После того, как в Казанском ханстве воцарился хан Сафа-Герай, враждебно настроенный к Московской Руси, Иван IV Васильевич решил устранить угрозу и совершил 3 похода на Казань:
поход 1547-1548 годов был неудачным, был прерван, так как на Волге под лед ушла вся осадная артиллерия и часть войска;
поход 1549-1550 годов — Казань не взята, но при отходе русского войска неподалеку от Казани, поставили крепость Свияжск, которая послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода в 1552 г.;
поход 1552 года (июнь — октябрь) — взятие Казани штурмом.

Астраханские походы.
Астраханское ханство в нач. 1550-х годов являлось союзником крымского хана.
Для подчинения Астраханского ханства было совершено несколько походов в 1554, 1556 годах. Позже Крымский хан Девлет I Герай совершал попытки отвоевать Астрахань.
В 1550-е годы в зависимость от царя Иоанна Грозно также попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.

Войны с Крымским ханством.
При княжении Ивана IV набеги войска Крымского ханства продолжались.
В 1541, 1555, 1558, 1559 гг. крымский хан Сахиб I Герай потерпел поражения от русских войск. После захвата Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств Девлет I Герай поклялся вернуть их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он вновь потерпел поражение при нападении на Астрахань.
Однако вскоре совершил еще 3 похода в московские земли:
1570 г.- разорительный набег на Рязань;
1571г. — поход на Москву, ее сожжение;
1572 г. — последний поход крымского хана в царствование Ивана IV Грозного , закончился поражением крымско-турецких войск в битве при Молодях.

Война со Швецией 1554-1557гг.
Была вызвана спором о приграничных территориях. После взаимных осад, в итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет, согласно которому русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, Швеция возвращала всех пленных русских с захваченным имуществом, а Русь возвращала шведских пленных за выкуп.
В 1553 г. устанавливаются торговые отношения с Англией на Белом море.

В январе 1558 г. Иван IV Грозный начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, а к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена и Орден фактически перестал существовать.

В 1563 году войска овладели Полоцком, который был на то время крупной литовской крепостью. Но уже в 1564 году царя предает командующий западной армией князь Курбский, который принимает литовское подданство. Русские войска терпят серьезные поражения от поляков на р. Ула, под Полоцком и под Оршей.

Измена князя Курбского и нежелание бояр участвовать в борьбе против Литвы и Польши приводят царя к мысли об установлении личной диктатуры и разгроме боярства. В 1565 году он объявил о введении на Руси опричнины. Страна делилась на 2 части: территории, которые не вошли в опричнину, стали носить название «земщина». В опричнину попали северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Опричники приносили клятву на верность царю и обязывались не общаться с земскими, одевались в черную одежду.

С помощью опричников, освобожденных от судебной ответственности, Иван IV насильственно проводил конфискацию боярских вотчин, при этом передавал их дворянам-опричникам. Крупным событием опричнины стал новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение царя в том, что Новгорода желает перейти к Литве. лично руководил походом и репрессии обрушились обрушены на новгородскую купеческую знать.

В 1572 г. царь отменил опричнину по причине военной несостоятельности во время нашествия на Москву в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея. В результате этого набега, согласованного с польским королем, погибли десятки тысяч людей, более 150 тыс.взяты в плен; были разорены южные русские земли, была сожжена вся Москва.

Итоги правления Ивана Грозного

Конец царствования Ивана IV Грозного сложился крайне неудачно. Южные области страны были разорены крымско-татарскими нашествиями. Войсками польского короля Стефана Батория в 1579 г. взят Полоцк, а после и др. русские города. Засуха и торговая блокада со стороны Швеции и Польши привели Русь к повсеместному голоду и эпидемиям. Конец 1560-х и начало 1570-х годов были ознаменованы страшными стихийными бедствиями: гибель урожая, эпидемия чумы. Ливонская война завершилась крахом и потерей исконно русских земель. С 1578 г. царь Иван Грозный перестал казнить, в завещании 1579 года каялся в содеянном.

После изучения останков Ивана Грозного существует версия, что его отравили ртутью и очевидно, что из-за ртутной интоксикации царь не контролировал свое психическое состояние, страдал от сильных болей. Периоды покаяния сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1581 года царь Иван Грозный случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла Ивана Грозного в отчаяние, он отправил в монастырь на помин души сына большой вклад.

Жёны Ивана Грозного:

  1. Анастасия Романовна
  2. Мария Темрюковна
  3. Марфа Собакина
  4. Анна Колтовская
  5. Анна Васильчикова
  6. Василиса Мелентьева
  7. Мария Нагая

Точное количество жен Ивана Грозного неизвестно. Возможным объяснением многочисленности его браков, не свойственной для того времени, является возможно то, что несмотря на любвеобильность, царь в то же время был большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщинами только как законный муж. Сам Иоанн Грозный в духовной грамоте признавал за собой и «блуд», и «чрезъестественные блужения».

Дети Ивана Грозного:

  • Дмитрий Иванович (1552-1553гг.) — наследник отца был уронен случайно в реку в младенчестве.
  • Иван Иванович (1554-1581гг.) — по одной из версий погиб во время ссоры с отцом, по 2-й версии, умер в результате болезни.
  • Фёдор I Иоаннович;
  • царевич Дмитрий.
  • Мария

Вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста к службе праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором.

В последние годы жизни у царя усилились боли в позвоночнике (мощные соялные отложения), он перестал ходить.

18 марта 1584 царь умер. Перед смертью, согласно летописным источникам, Иоанн Грозный завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

Спор о результатах правления царя Ивана Васильевича Грозного продолжается уже 5 веков. Некоторые современники считали его грубым, но праведным судьей, богочестивым человеком, проницательным правителем.

Многие российские историографы описывают Грозного, как великого и мудрого царя в 1-ю половину царствования и беспощадного тирана во 2-ю. Иностранные деятели отмечали создание им хорошей русской артиллерии, укрепление самодержавия и искоренение ересей.

В конце ХХ века обсуждался вопрос канонизации Грозного, но эта идея встретила категорическое осуждение церковного священноначалия и патриарха.

Образ Ивана Грозного отображен в искусстве: в живописи (Илья Репин, «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»), в кинематографе («Иван Грозный» (1944), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Царь Иван Грозный» (1991), «Ермак» (1996), «Иван Грозный и митрополит Филипп» (2008).

4 октября 2016 в городе Орле был торжественно открыт первый в России памятник Ивану Грозному