Открытый урок по литературному чтению по произведению Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина". Индивидуализация обучения (ТИО) Ю

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект мультимедийного урока

слушателя КПК « Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях »

Выполнила: Тарасова Валентина Серафимовна МБОУ «Красноузельская СОШ» Ромодановского района РМ учитель начальных классов

Предмет : Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: знакомство с новым произведением

Тема урока: Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель урока : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

Задачи (планируемые результаты)

Предметные :

применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; отвечать на вопросы по содержанию словами текста; читать по ролям.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности. (регулятивные УУД).

слушать и понимать речь других; задавать вопросы; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. ( коммуникативные УУД)

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование); создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения. (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

    Организационный момент

Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным?

Ответы детей.

умение организовывать рабочее место; умение организовывать рабочее место (регулятивные) ;

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

О чём говорят эти цифры?

1941 - 1945.

На доске фотография “Бориса Полевого”.

Кто этот человек?

Можете ли вы вязать цифры и имя?

Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? (В учебнике есть информационная справка )

Дети: Нет, он был военным корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.

Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать группами в течение трёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.

Готовясь к этому уроку, я натолкнулась на письмо. Послушайте его внимательно и попробуйте определить, кто написал его.

«Милый Вилли, ...поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это … денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские - народ особенный… . Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном охотнике … . Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня... Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз...»

Его написал немецкий офицер. Как догадались?

Кому предназначалось это письмо? (Брату немецкого офицера)

О чём и о ком писал офицер?(Об охотнике, об эксперименте, о том, что охотник поколебался, но взял деньги.)

Вы уже догадались, кто был этот охотник и этот офицер? (Да, это Матвей Кузьмин и фашистский офицер.)

Какое настроение было у офицера в этот момент? Почему? (Он торжествовал, думая, что одержал победу.)

Дети кратко отвечают, о чем им говорят эти цифры.

Дети рассказывают, что это корреспондент, писатель.

Ответы детей.

Дети работают группами.

Рассуждение детей.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (к оммуникативные УУД )

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера,строить рассуждения(познавательные УУД )

III. Постановка цели урока

- Как вы думаете, какому произведению мы уже посвящаем сегодняшний урок?

Дети: «Последний день Матвея Кузьмина».

Действительно. Все соединилось. 1941-1945. Борис Полевой. Последний день Матвея Кузьмина.

Кто из вас может назвать жанр этого произведения? (Документальный рассказ.)

А что означает слово «документальный»?

При работе с историческими документами, или с документальными рассказами мы часто встречаем специальные или устаревшие слова. И в этом рассказе много сносок. Как вы думаете, почему?

(В рассказе много устаревших слов, а также тех, которые мы не используем в мирной жизни.)

Ответы детей.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД )

IV. Открытие нового

Учитель читает рассказ. Дети слушают, следят по учебнику.

Представьте себе, что вы перенеслись в 1942 год. Вы главный редактор газеты “Правда” для которой Борис Полевой должен написать рассказ о героическом подвиге Матвея Кузьмина. Какое задание вы бы ему дали?

Ваше мнение мне понятно, а каким мы видим Матвея Кузьмина в начале рассказа Полевого? (Он был нелюдимым, неразговорчивым, жил на отшибе.)

Что означает слово «нелюдимый»? Подберите к этому слову синонимы.

Сколько ему было лет? (Больше 80-ти.)

Как к Матвею относились колхозники? (Они не понимали его)

формировать

совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

Ответы детей: дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник .

умение работать с текстом; умение выделять существенное (познавательные УУД );

личностные УУД ).

V. Физкультминутка

Дежурные проводят физкультминутку сами

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД )

VI . Продолжение работы с текстом

Почему фашисты предложили именно Матвею стать старостой, а потом проводником для лыжного батальона? (Потому, что он не общался с людьми, был мрачным, замкнутым, но в то же время знал все тропинки в лесу)

Как вы думаете, зачем Матвей стал торговаться с немецким офицером? (Чтобы офицер ничего не заподозрил.)

Как колхозники отнеслись к тому, что Матвей согласился стать проводником у немцев? Найдите в тексте и прочитайте.

Дети цитируют текст.

Умение работать с текстом, (познавательные УУД )

VI. Первичное закрепление

Рассмотрите иллюстративный ряд. В какой момент вы чувствуете, что Матвей изображает предателя? Когда мы видим истинное лицо этого человека и понимаем, что перед нами герой?

Каждой группе предстоит найти в тексте отрывок, соответствующий одной из иллюстраций и подумать, каким интересным способом вы могли бы представить этот отрывок классу: выразительно прочитать, прочитать по ролям, инсценировать, пересказать.

(Идёт обсуждение в группах. 1 иллюстрация – для 1 группы, 2 иллюстрация – для 2 группы и 3 иллюстрация – для 3 группы).

формировать представление об идее художественного произведения;

лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом; (коммуникативные УУД).

VIII. Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новым произведением)

Достигли мы этой цели? (Да)

Оценивать правильность выполнения заданий (регулятивные УУД).

VIX. Итог урока

Прочитайте, как похоронили Матвея и постарайтесь объяснить, почему это произошло именно так. (Его похоронили как офицера, с воинскими почестями.)

И так как рассказ документальный, то и герой тоже невымышленный, а настоящий.

Удалось ли Полевому создать образ героя в этом рассказе?

Как называется поступок, совершённый Матвеем Кузьминым? (Подвиг)

Что такое подвиг?

Словарь.

формировать представление об идее художественного произведения.

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД ) .

XX. Домашнее задание.

- Предлагаю вам написать дома заметку о Матвее Кузьмине или приготовить сообщение о каком-либо Герое Советского Союза.

Борис Полевой











Кузьмин Матвей Кузьмич - крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза. Родился 21 июля (3 августа) 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области в семье крепостного крестьянина. Русский. Жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза "Рассвет". В ночь на 14 февраля 1942 года 83-летний Матвей Кузьмич Кузьмин был схвачен гитлеровцами, потребовавшими от него указать путь в тыл позиций советских войск на Малкинских высотах, в 6-и километрах юго-восточнее города Великие Луки. Под угрозой смерти старик "согласился" быть проводником...


Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Кузьмин М.К. вывел к утру вражеский отряд к деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Отряд был уничтожен. Проводник погиб от рук гитлеровцев, выполнив свой патриотический долг, и повторив подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, который зимой 1613 года, спасая царя Михаила Фёдоровича, завёл отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Прах самого пожилого Героя Советского Союза покоится на военном кладбище города Великие Луки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На могиле Героя и в городе-герое Москве на станции метро "Измайловский парк" (в 2006 году переименована в "Партизанскую") установлены его памятники, а на месте подвига патриота - обелиск. В городе Великие Луки именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина названа школа и улица. Деревня Малкино - памятное место.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование умения анализировать произведение, учить оценивать поступок главного героя, давать ему оценку.
  • развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем.
  • воспитание чувства патриотизма в детях, гордости за таких героев как Матвей Кузмин.

Повторение.

Произведения какого раздела мы с вами читаем?

Как называется рассказ, который читали дома?

Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Цель урока.

Сегодня на уроке мы должны составить портрет главного литературного героя (по схеме), постараемся определить главную мысль произведения.

На доске схема.

Проверка домашнего задания.

Дома надо было отметить отрывки, характеризующие внешность героя. Найдите и зачитайте описание внешности. Напоминаю, указываем абзац и страницу.

  • заскорузлой ладонью

Как понимаете? (руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником)

  • тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей
  • широкая жилистая узловатая рука
  • в бороду
  • из-под зарослей бороды лучики морщин

О чем говорят эти слова?

Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

Кто помнит подходящую пословицу?

Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

  • нелюдим
  • угрюм
  • неразговорчив
  • молчит
  • мрачный

На доске

Как можно назвать такого человека?

Работа над произведением.

Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.

В 3 абзаце на с. 45 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).

Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу - какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.

Каким здесь показан Матвей Кузьмин?

На доске

Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

Что могли подумать фашисты о нем?

В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 48. 5 абзац).

Зачем Матвей повел немцев по целине?

Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.49)

Почему так изменилось описание пейзажа?

Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю будут уничтожены. Т. о., природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

  • улыбаясь смотрел
  • торжествующая улыбка

О чем говорят эти слова?

Свершилось ли то, что задумал Матвей?

Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. Звучит грамзапись

(отрывок из текста). (Ветер трепал... до слов... сраженный пулей немецкого офицера)

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с.50 - 51)

Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?

Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)

С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг - советский человек.

О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

На доске

Итак, кто такой Матвей Кузьмин - литературный герой?

  • охотник
  • колхозник

Воевал ли Матвей на фронте? Кто он?

3. тыловик

Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

4. герой Великой Отечественной войны

Кто такой герой? (работа со словарем)

ГЕРОЙ - человек, отличающийся своей храбростью, самоотверженностью и совершающий подвиги.

Какой героический поступок совершил Матвей Кузьмин?

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Какая главная мысль произведения?

Не пожалел своей жизни в схватке с врагом.

Книги Б. Полевого - это живая правда тех военных лет. Эти события не вымышленные, реальные. Все это происходило недалеко от г. Пскова в деревне Малкино. (учитель показывает место на карте Великой Отечественной войны 1942 г.)

Историки говорят, что в этой битве немецкий батальон понес большие потери6 50 убитых и 20 пленных, и все это благодаря одному человеку.

Для чего Борис Полевой написал этот рассказ? (чтобы помнили о прошлом нашей Родины, рассказать нам как человек - тыловик помогал в борьбе с фашистами)

Таких людей было не мало. За годы Великой Отечественной войны звание героя Советского Союза получили 11739 человек. Матвей Кузьмин - самый пожилой герой Советского Союза. Это звание он получил посмертно за мужество и героизм 8 мая 1965 г.

С кем из героев прочитанных раннее рассказов можно сравнить Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина. В годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный сусанинскому.

Давайте сравним историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина по плану.

План.

1. Возраст.

2. Год, в котором совершен подвиг.

3. Поступок героя, его причины.

4. Поведение в конце пути.

Что объединяет этих героев?

Пожертвовали своей жизнью ради любви к Отечеству.

Вспомним прощальные слова, которые говорит Иван Сусанин перед смертью.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

Как называют таких людей?

На доске

Каких людей называют патриотами? (Тот, кто любит свое Отечество и предан своему народу, Родине.)

Патриотизм - характерная черта русского народа. Несколько столетий отделяет одно событие от другого, но мы видим, что русский народ всегда вставал на защиту своей Родины и даже жертвовал своей жизнью во имя ее свободы.

Над каким произведением работали?

Все творчество Бориса Полевого посвящено нравственному подвигу простого человека.

Перед вами выставка книг. Многим читателям Б.Полевой известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный летчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, затем ампутацию конечностей, он нашел в себе мужество снова сесть за штурвал самолета и продолжать борьбу с фашистами. Я советую вам прочитать эту книгу.

Домашнее задание: найти и выучить 5 пословиц о героизме и подвигах.

Чтобы довести эмоциональный накал слушателей до предела, использовала эффект неожиданности, т.е. без каких либо пояснений зазвучал “Вокализ” С.Рахманинова. К концу музыкального произведения убрала звук и выдержала паузу. Это позволило детям глубже почувствовать трагическую гибель главного героя. С опорой на ранее полученные знания провели сравнение подвига Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина.

Цели урока:

А) Знакомство детей с биографией и творчеством Б.Полевого, с подвигом героя СССР Матвея Кузьмина.

Б) Воспитание в детях любви к Родине, патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны.

В) Развитие навыков беглого, осознанного чтения; развитие логического мышления, кругозора учащихся.

Г) Умение отстаивать свою точку зрения, давать развернутые, связные ответы.

Оборудование: карточки с заданиями, ТСО, презентация.

Проект урока
А. Учитель знакомит детей с темой урока. Дети самостоятельно пытаются выполнить задания.
Б. Выполнение заданий:
1 уровень. Чтение рассказа. Ответы на вопросы по содержанию текста.
2 уровень. Ответы на вопросы на понимание прочитанного.
3 уровень. Минисочинение.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Сообщение темы и цели урока.

Ставят себе цель выполнить все задания и достичь желаемой оценки

Просмотр презентации.

Показ презентации.

Просматривают презентацию и знакомятся с новым материалом.

Чтение рассказа и ответы на вопросы карточек.

Организует детей на самостоятельную работу. Помогает некоторым ученикам.

Читают рассказ, самостоятельно отвечают на вопросы карточек.

Разбор вопросов задания

Задает вопросы, дает детям высказать свое мнение.

Высказывают свое мнение, дают ответы на вопросы учителя.

Рефлексия

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

Домашняя работа.

Объясняет задание.

По желанию записывают задание.

Подбери синонимы к словам:
Нелюдим- дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник.
Чурается - сторонится, избегает.
Батальон- подразделение или воинская часть, численностью 350-500 человек.
Двустволка - ружьё с двумя стволами.
Ваше благородие - обращение к лицам благородного, дворянского происхождения.
Целина - место, где не ходили люди.
Авангард - передняя часть отряда.
Маскхалат - военная одежда для маскировки.

Карточка 1.
1. Как к Матвею относились остальные жители?
2. Опиши семью Матвея.
3. Для чего Матвей понадобился немцам?
4. Что предложили немцы Матвею за работу?
5. Куда Матвей отправил внука Васю?
6. Как вел себя Матвей на поляне?
7. Кто убил Матвея?
8. Где и как похоронили Матвея?

Карточка 2.
1. Почему из всех жителей на должность старосты немцы выбрали Матвея?
2. Для чего старик торговался с немецким офицером?
3.Зачем Матвей так долго водил фашистов по лесу?
4.«Торжествующая улыбка выскользнула из-под зарослей бороды, разбежалась лучиками морщин.»
Чему так торжествующе он улыбался?
5.«Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой…Глаза его….насмешливо сверкали из-под дремучих бровей…. Мгновенье он (офицер) с ужасом смотрел на этого лесного человека…»
Почему Матвей снял шапку?
Чему ужасался немецкий офицер?
6. Почему этого нелюдимого человека хоронили с военными почестями?

Карточка 3.
Как ты думаешь, кто такой герой?
Кого можно назвать героем?

Скачать презентацию к уроку boris_polevoy.zip

Мамонтова Ольга Викторовна
МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
[email protected]