Любовная тематика в лирике есенина кратко. Любовная лирика в творчестве С

С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Как ни у кого другого, тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально. Особенность любовной в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

Объекты стихотворений любовной тематики

Особенность любовной лирики Есенина невозможно понять, не узнав о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин имел репутацию не только разгульного хулигана, но и Дон Жуана, у которого было много женщин. Безусловно, поэтическая натура не может жить без любви, таким и был Есенин. В собственных стихах он признавался, что его любила ни одна женщина, да и он тоже не раз был влюблен. Одним из первых ярких увлечений поэта стала Анна Сардановская. Тогда еще 15-летний Сережа влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней. Именно о доме Анны поэт сказал: "Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда".

Следует сказать о том, что не всегда по лирике поэта можно было точно определить, какая женщина стала адресатом. К примеру, героиня поэмы "Анна Снегина" имеет сразу три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина, Ольга Сно. С именем последней у Есенина были связаны очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще. Поэт посещал салон этой писательницы, где участвовал в дебатах и спорах, постепенно привыкая к столичной жизни литераторов.

Нельзя не сказать о жене поэта, Ее образ стал важен не только при создании любовных стихотворений. Ей также была посвящена поэма "Инония". О Зинаиде говорится в стихотворении Есенина "Письмо от матери": "Свою жену легко отдал другому". Именно Райх является лирической героиней стихотворения "Собаке Качалова".

Пожалуй, самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта - это его любовь к До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл кабацкая". "Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел", - восклицает поэт.

Анализ поэзии

Уже в самых первых стихах проявляется основная особенность любовной лирики Есенина: любовь для любого человека - это трагедия. В качестве примера можно привести стихотворение "Хороша была Танюша ". Легкий стиль подчеркивает удалую молодую жизнь, но противоречит звучанию стиха его финал. Танюша убивает себя из-за несчастной любви. Безусловно, ранняя лирика поэта - это прежде всего гимн Родине. Большинство произведений этого периода посвящены Руси, деревне, животным. Зато в более поздние годы Есенин реализовал себя как истинный воспеватель любви.

Стихотворения 20-х годов

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов "Любовь хулигана" отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, они полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине ("Сыпь гармоника ", "Пой же, пой").

Анализ стихотворения "Заметался пожар голубой"

В этом тексте ярко проявилась такая особенность любовной лирики Есенина, как использование ярких метафор и эпитетов. Поэт выражает сожаление о том, что потратил много времени на кутежи и скандалы, забыв о том, что является в жизни главным. Есенин произносит такую мысль: он отрекся бы даже от поэзии, только бы прикасаться к нежной руке и волосам "цветом в осень". Пожалуй, ни один из поэтов не смог бы настолько трогательно описать чувства удалого хулигана. Стихотворение демонстрирует все важные особенности любовной лирики Есенина (сочинение на данную тему обязательно должно содержать его анализ), одной из которых является жизненность. Прежде всего она обусловлена автобиографичностью. Каждое описанное чувство было пережито самим поэтом.

"Пускай ты выпита другим"

Стихотворение исполнено благородной печали по прошедшему. Автор выражает сочувствие всему тому, что было раньше, и тому, что так и не свершилось. Особенность любовной лирики Есенина в том, что любовь всегда печальна. Поэт акцентирует внимание на том, что в человеческой жизни все происходит не так, как в мечтах. Виной этому человеческая глупость, стремление к мелочным ценностям, беспечность. В этом тексте поэт признается своей лирической героине: лишь она одна могла быть ему настоящим другом и женой, но они оба не сберегли себя друг для друга.

Цикл "Персидские мотивы"

Это настоящая жемчужина любовной поэзии. Красивый восточный стиль, особая музыкальность и яркие образы - таковы особенности любовной лирики Есенина в данном цикле. Одно из самых ярких произведений "Шаганэ ты моя, Шаганэ". Оно необычно благодаря своей композиции. Первые строки стиха звучат рефреном и повторяются в последней строфе. Но главная особенность в том, что каждая строфа строится по принципу кольцевой композиции.

В этом тексте наиболее ярко воплотились особенности любовной лирики Есенина. Сочинение по литературе, написанное на данную тему, непременно должно включать рассмотрение средств художественной выразительности, ведь здесь поэт добился потрясающей красоты именно благодаря необычным речевым оборотам. Как странно и одновременно сильно звучит строка "Я готов рассказать тебе поле". Обилие эпитетов позволяет автору выразить любовь к своей родной стране и тоску по ней.

"Я спросил сегодня у менялы..."

В этом удалось выразить свое отношение к такому загадочному чувству, как любовь, прямо. Лирический герой узнает от персидского менялы о том, что любовь не может быть обозначена никакими словами, ее могут выразить только прикосновения, взгляды и поцелуи. Снова необычная композиция. Первая строка повторяется в каждой строфе, создавая особую ритмичность.

Особенности любовной лирики Есенина (кратко)

Рассмотрим основные черты любовных стихотворений поэта:

  1. Любовь как наваждение, болезнь, описание чувства, которое губит человека - вот особенности любовной лирики Есенина. И Маяковского, и некоторых других поэтов того времени. В начале 20 века такой взгляд на это чувство был очень актуальным среди писателей.
  2. Любовное чувство способно на мгновение вытащить человека из повседневной рутины, но, к сожалению, оно не вечно. А после остаются лишь приятные, но в то же время и мучительные воспоминания, щемящие грудь.
  3. Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, это особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, которые искали поиски нового стиха, новой формы и слова.

Таковы особенности любовной лирики Есенина. Краткое сочинение должно отразить все три пункта, причем их необходимо подтвердить конкретными примерами. Это сделать легко, ведь практически в каждом из стихотворений так или иначе затрагивается эта тема. В качестве материала для создания работы по теме "Особенности любовной лирики Есенина" (сочинение или эссе) можно взять такие запоминающиеся тексты, как "Руки милой - пара лебедей", "Письмо к женщине", "Собаке Качалова", "Никогда я не был на Босфоре".

МОУ «гимназия «Дмитров»»
Школьная конференция творческих работ учащихся «Перспективный проект»

Тема: Тема любви в лирике Сергея Александровича Есенина.

Работу выполнила: ученица 9 «Б» класса

Чижова Марина Владимировна.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Хмелевская Светлана Анатольевна

Дмитров, 2016

Цель:

    Изучить жизнь и творчество С.А. Есенина и раскрыть тему любви в лирике поэта.

Задачи:

    Изучить литературу, связанную с биографией С.А. Есенина.

    Систематизироват ь знания по теме «Любовь в лирике Есенина».

    Развивать навыки анализа лирического произведения.

    Увлечь слушателей творчеством С.А. Есенина.

Актуальность темы:

    Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей.

    Тема любви актуальна во все времена.

Содержание

Любовь к матери

Любовь к братьям меньшим

Любовь к природе

Любовь к женщине

Стр. 8

4. Исследование, результаты опроса

старшеклассников.

Стр. 17

5. Выводы.

Стр. 18

6. Список литературы.

Стр. 19

7. Приложение.

Стр. 23

Мои мечты стремятся вдаль,

Где слышны вопли и рыданья,

Чужую разделить печаль

И муки тяжкого страданья.

Я там могу найти себе

Отраду в жизни, упоенье,

И там, наперекор судьбе,

Искать я буду вдохновенья.

С.А. Есенин.

Создавая свой проект, я взяла этот эпиграф за основу. Сергей Александрович Есенин стал вдохновителем для меня. Благодаря его творчеству я открыла в себе поэтический талант.

Почему я выбрала эту тему?

Сергей Александрович Есенин является одним из великих русских поэтов. Его творчество необычно и разнообразно. В его лирике заключены основные нравственные ценности человека (любовь, свобода, отчизна, природа, семья).

Во-вторых, в начале учебного года моя учительница по литературе Хмелевская С.А. сообщила, что в связи с годом Литературы в России объявляется конкурс на написание сочинений, посвящённых поэтам и писателям- юбилярам. Надо было написать сочинение на одну из предложенных тем. Я выбрала тему, посвященную лирике Есенина. В своём сочинении я, естественно, затронула тему любви.

В-третьих, изучаятворчество С.А. Есенина, я вдохновилась его стихотворениями о любви и открыла в себе новый талант – поэтессы.

В-четвертых, я люблю С.А. Есенина и его творчество. Он является моим любимым поэтом.

Его произведения меня многому научили, и поэтому я не смогла не взять его творчество для подробного изучения и в дальнейшем для написания проекта.

Жизнь и творчество поэта.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии.

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходс кой второклассной учительской школе в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом - в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философ ское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музы кального кружка.

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну. В это время он сблизился с группой «новокрестьянски х поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.

В 1915-1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого. К 1918 - началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта - «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба - 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательс кой деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз - в Константиново.

В 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну».

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы.

В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологиче ской клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».

В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами.

Тема любви в лирике С.А.Есенина.

Сергей Есенин… Вот уже в который раз я перечитываю его стихотворения. И в который раз, закрыв книгу, словно впервые еще долго пребываю под впечатлением от прочитанного. Нет - от прочувствованног о, пережитого всем сердцем! Водоворот чувств манит, очаровывает, уносит в неведомые волшебные дали, где царствует нежность, грусть, восторг, радость, сожаление, светлая печаль, красивая мечта… И - всегда - любовь. Любовь во всех ее проявлениях - к матери, к родине, к животному и растительному миру, к природе, к женщине. Любовь, ставшая главной темой всего творчества Есенина, волнует сердца читателей. Каждому из нас понятны и близки есенинские строки раздумья об уходящей молодости, о разладе между чувством и разумом, о нравственном очищении, о противоречиях любви. Этот список можно продолжать бесконечно долго - ведь поэт писал о самом сокровенном, о том, что хоть раз в жизни испытал каждый человек.

Поэтому кажется, что он писал о нас - обо всех и в то же время именно о тебе, единственном, таком похожем и таком не похожем на остальных. Любовь поэта… У Есенина она прекрасна и возвышенна, светла и трагична, озарена надеждой, искренностью, страстью, чистотой, верой. С самых первых строк, родившихся в пылком юном сердце.

Любовь к матери.

Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. Исследователи отмечают, что в стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Некоторые читатели убеждены, что поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от невзгод.

«Письмо матери».

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Это тема возвращения.

В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сёстрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Всё его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина».

Стихотворение «Письмо матери» написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой, но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено самому родному человеку, поэтому всё произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.

Так в стихотворение введены просторечия :

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне…

Или в другом четверостишии: «Это только тягостная бредь».

Также легко и непринуждённо Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы , что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож…

Не такой уж горький я пропойца…

Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса :

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Присутствуют здесь обращения : «Ты жива ещё, моя старушка?»; призывы: «…ничего, родная! Успокойся»; восклицания: «…и молиться не учи меня. Не надо!».

«Случайный» выбор слов, а также эти синтаксические приёмы создают впечатление безыскусственног о разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение :

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Эпитеты:

Пусть струится под твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряжённым лирическим монологом, житейский факт приобретает общее значение, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось…

Здесь звучит намёк на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось…

И фраза поэта – «к старому возврата больше нет» — звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.

Лирический герой стихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью». Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сёстрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.

Любовь к природе.

Большая часть произведений Есенина посвящена России.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это - в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. «Моя поэзия богата одной любовью - любовью к Родине. Это - ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», - говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов.

«Вот уж вечер. Роса…».

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами.

Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», - отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

Любовь к братьям меньшим.

Образный мир лирики С.Есенина построен на зоологических метафорах, что является одной из особенностей его творчества.

Стоит отметить, что большинство стихотворений С.Есенина, связанных с животными, заканчиваются трагически. Это – одна из особенностей философских есенинских мотивов, пронизывающих всю его лирику, основная мысль которых – бренность и конечность всего земного.

«Лисица» .

Животный мир у С. Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки. Они бессловесны, но не бесчувственны, а по силе своих чувств и переживаний не уступают человеку. Все стихотворения С. Есенина о животных сюжетны, они раскрывают образ животного в драматических для его судьбы ситуациях. В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах - как прелая морковь.

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

Есенин как бы очеловечивает главных героев в своих стихотворениях, им больно и грустно, как человеку. Их силы закончились, уже нет надежды выжить или вернуть своих детей.

Лучшие стихотворения Есенина о животных: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица» — трагичны, но при этом в них нет лирического наблюдателя, извне, по-человечески переживающего трагедию замученного существа (в отличие от Некрасова, наделяющего животных такими гуманно-сострада тельными эпитетами, как «бедные», «сердечные», «горемыка», «несчастный»). Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается «несобственно-пр ямыми» формами высказывания — словно бы словами автора говорит сам персонаж: «Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал» — переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Животное, сохраняя объективные, натуральные черты, впервые становится безусловным и полноправным лирическим объектом. Причем трагедия животных у Есенина не сводится к переживанию собственной боли — их мир расширен и согрет состраданием к детенышам. Этим подчеркивается переход к самим животным той лирической точки зрения, которая раньше принадлежала исключительно герою-наблюдател ю, по-человечески сострадавшему их бедам.

Любовь к женщине.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, отчаяние .

Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации.

Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра Августе Леонардовне Миклашевской, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной - первой женой Зинаидой Николаевной Райх, а стихотворение «Ну, целуй меня, целуй» посвящено Софье Андреевне Толстой.

«Ну, целуй меня, целуй».

Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди них – произведение «Ну, целуй меня, целуй…», созданное в 1925 году. До трагической гибели поэта оставалось немногим более 8 месяцев.

Последний период жизни Есенина неразрывно связан с именем Софьи Толстой, которая стала последней супругой поэта. Этот союз был обречен с самого начала, так как Есенин не испытывал особо глубоких чувствк своей избраннице. По большому счету, ему было все равно, с кем в очередной раз идти под венец, и на брак поэт согласился лишь из уважения к своей новой пассии, которая была в него искренне влюблена. Софья, воспитанная в интеллигентной семье и являющаяся внучкой Льва Толстого, отличалась сдержанным нравом и целомудрием. Эти качества безумно раздражали Есенина, которому всегда импонировали страстные и темпераментные женщины. Поэтому в стихотворении, посвященном супруге, он отмечает: «Не в ладу с холодной волей кипяток сердечных струй». В этой фразе содержится намек на то, что эти два человека совершенно не подходят друг другу, и остается лишь догадываться, что может их связывать в обычной жизни.

Разница в возрасте у Есенина и Толстой была незначительной, составляя всего 5 лет, однако казалось, что поэт прожил на целую жизнь больше своей избранницы. Поэтому, обращаясь к ней в стихотворении, он позволяет себе менторский тон, отмечая: «Понимай, моя подружка, на земле живут лишь раз!». Следует отметить, что в тот момент, когда создавалось это произведение, Есенин и Толстая еще не были официально женаты. Более того, о свадьбе автор даже и не помышлял. Зато очевидно, что о своей скорой кончине поэт догадывался, поэтому и подарил миру следующие строки: «Песню тлен пропел и мне». Именно в этот период Есенин особенно остро ощущает, насколько скоротечна жизнь, и понимает, что она может оборваться в любой момент.

Поэтому он хочет получить от нее все, что возможно, заявляя: «До кончины губы милой я хотел бы целовать». Поэт рассчитывает на то, что найдет понимание со стороны своей избранницы, которая действительно готова ради него поступиться собственными принципами и забыть о хороших манерах. «Пей и пой, моя подружка», - просит ее Есенин, прекрасно понимая, что подобные моменты безудержного веселья в его жизни становятся все более редкими и непродолжительны ми. И очень скоро наступит тот период, когда одиночество поэта уже некому будет скрасить.

Практическая часть.

Одной из главных задач моего проекта было узнать, что ученики 9-10 классов знают о жизни и творчестве С.А. Есенина.

Я провела анкетирование, в котором задала учащимся 5 вопросов:

1. Где родился С.А. Есенин?

2. Какую дату, связанную с Есениным, Россия праздновала в 2015 году?

3. Назовите 3-5 стихотворений С.А. Есенина, которые вы знаете наизусть.

4. Какие темы затрагивал Есенин в своем творчестве?

5. Какое твоё самое любимое стихотворение С.А. Есенина?

В процессе анализа я сделала выводы:

    28% учащихся 9-10 классов знают, где родился С.А. Есенин.

    74% учащихся 9-10 классов знают дату, связанную с Есениным, которую Россия праздновала в 2015 году.

    37% учащихся знают наизусть стихотворение «Берёза», 15% — «Письмо к женщине», 14% — «Гой ты, Русь, моя родная…», 14% — «Ты меня не любишь, не жалеешь», 12% — «Письмо матери», 7% — «Не жалею, не зову, не плачу…», 7% — «Черёмуха».

Также были упомянуты такие стихотворения, как «Корова», «Заметался пожар голубой», «Метель», «Осень», «Ну, целуй меня, целуй», «Лебедь», «Пороша».

    36% учащихся сказали, что Есенин затрагивал тему любви в своём творчестве, 33% упомянули тему природы, 23% — отечество, 7% — одиночества, 1% — свободы.

Мне было очень интересно узнать, какие же любимые стихотворения у учащихся 9-10 классов. Большинство учащихся упомянули такие произведения, как «Берёза» и «Письмо к женщине».

Выводы.

Сергей Есенин, наверное, более других поэтов стремился душой к добру и любви. Потому эта любовь, эти чувства так ярко, так тепло освещают все его творчество.

Невозможно отобразить всю полноту творчества Сергея Есенина в одном проекте. Например, на тему любви к Родине в стихах Есенина, можно создать отдельный проект. В его поэзии Родина звучит не только как Россия, но и как место, где ты родился. Может поэтому он близок каждому русскому человеку, будь то москвич, сибиряк или сочинец, и за эту близость мы и называем его народным поэтом.

Творчество Сергея Александровича Есенина вдохновило меня на написание собственных стихотворений. В будущем я бы хотела выпустить свой сборник стихотворений и написать книгу.

Список литературы:

    https://yandex.r u/images/search? text=сергей%20ес енин

    https://ru.wikip edia.org/wiki/Ес енин,_Сергей_Але ксандрович

    http://rupoem.ru /esenin/all.aspx

    Биография писателя. Сергей Есенин. И.С. Эвентов. Москва «Просвещение» 1987 год.

    Сергей Есенин «Клён ты мой опавший…». Оформление. OOO «Издательство «Эксмо», 2015.

    На родине Есенина. С. Васильев, Н. Гончарова. Москва – 1976.

    На Родине С.А. Есенина. Серия «память места СССР». «Планета», Москва, 1985.

    Вырезки из газеты «Комсомольская правда», 1975 – 1999.

Сочинение.

Здравствуйте, Светлана Анатольевна!

Я пишу вам письмо, для того чтобы рассказать вам о моем любимом поэте, которому в этом году исполнилось сто двадцать лет. Я говорю о великом поэте Сергее Александровиче Есенине.

За свою короткую жизнь он написал множество стихотворений. В своих стихотворениях Есенин выражал любовь ко всему живому, жизни, к родине и к женщинам.

Своё письмо хочу посвятить теме любви в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «Кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста». Поэт был очень любим женщинами, но лирика была окрашена трагизмом.

Есенин, мечтавший о высоком чувстве, о духовной близости, показывает лишь страсть в своих произведениях. Такая любовь не просветляет, а опустошает человека. Многие любовные стихотворения Есенина посвящены конкретным женщинам. Например, цикл «Любовь хулигана» посвящен актрисе Камерного театра, а в стихотворениях «Письмо к женщине», «Письмо от матери» говорится о сложных взаимоотношениях поэта с его самой любимой женщиной – первой женой:

Вы помните, Вы все, конечно, помните,

Как я стоял, Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое в лицо бросали мне.

В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи очень трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми.

Одно, из моих самых любимых стихотворений Есенина «Ну, целуй меня, целуй»:

Ну, целуй меня, целуй,

Хоть до крови, хоть до боли.

Не в ладу с холодной волей

Кипяток сердечных струй.

Благодаря этому стихотворению, я написала свое:

Не могу отвести свой взгляд.

Твои губы алые оставляли следы на моих щеках,

И глаза твои серые опьяняли меня не раз,

Конечно, моё стихотворение не такое, как у Есенина, но мое отношение к любви такое же, как у него.

Теперь я понимаю, почему его так любили женщины. Они любили его не только за красоту и харизму, но и за умение красиво писать стихотворения. От них не только становится радостно на душе, они дают задуматься о многом и, главное, они оставляют следы на сердце.

А в конце своего письма я хочу рассказать вам о том, как я познакомилась и продолжаю знакомиться с творчеством этого великого и незаменимого поэта.

Всё началось с того, что на одном из семейных праздников моя бабушка прочитала стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». Оно заинтересовало меня. Я сразу начала его искать. Найдя, поняла, что оно невероятное и человек, который это написал, имеет великий талант. Позже я изучила биографию Есенина. Мне было очень грустно, когда я узнала, что он прожил всего тридцать лет. А в этом году мне подарили сборник его произведений, который я прочла в первый же день. Теперь, когда мне плохо и грустно на душе, я читаю и учу его стихотворения.

Сергей Александрович Есенин полностью изменил мое отношение к любви. Хоть его стихотворения мужские, я вижу в них себя. Для меня он останется самым любимым поэтом, ведь он изменил меня.

Я влюбилась в тебя без памяти,

Не могла отвести свой взгляд.

Твои губы алые оставляли следы на моих щеках.

И смущалась при встрече я каждый раз.

Я помню ту красную розу, которую ты подарил.

И улыбку твою беззаботную, которой меня одарил.

Как хочется мне признаться в прекрасных чувствах к тебе,

Но я не могу сознаться, и это умрет во мне.

Приложение

Http://pishi-sti hi.ru/pismo-mate ri-esenin.html

Сочинение

Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь — первая и основополагающая эмоция и чувство. Но по мере взросления, к сожалению, человека начинают окружать не очень приятные вещи, и отношение к жизни меняется.

Но все же, несмотря ни на что, любовь остается в жизни людей, напоминая о себе первым поцелуем, морским бризом, лунными ночами и ласковым маем, когда вся природа ликует и любит жизнь. Отношения между мужчиной и женщиной только тогда бывают хорошими, долгими и плодотворными, когда основаны не столько на взаимном уважении, сколько на любви.

Поэтому о том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Писатели и поэты посвящали теме любви не только книги и тома, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-разному, разным наполнял её.

Как же рассматривал это чувство в своих стихах хулиган и деревенский поэт Сергей Есенин?

Мне бы хотелось обратить особое внимание на цикл стихов «Любовь хулигана». Существенной особенностью этого цикла является то, что он выстроен как роман о влюбленном герое. Здесь рассказывается история любви, от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»

В «Любви хулигана» образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; «Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; «Я прощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: «Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях».

Но справедливости ради нужно сказать, что этот цикл относится к позднему периоду поэзии Есенина (если можно так сказать, ведь умер он в 27 лет!). До этого существовал сборник «Стихи скандалиста», где любовь была равна «постели»: «Наша жизнь — простыня и кровать, наша жизнь — поцелуй и в омут». А «Любовь хулигана» — тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою. И в этих стихах, и в последующих творениях на эту тему мы не наблюдаем любовного пессимизма, любовной драмы, характерной для образа любви в лирике М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского.

В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки, и все становится понятным:

Все равно — глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем

Вот она, неповторимость чувства, истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.

Следующий цикл стихов о любви — это «Персидские мотивы», в которых у Есенина раскрывается тайное искусство любви, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний. Поэт упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и вся. Он дает прекрасному образу множество названий: «дыханье ранней весны», «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен».

В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. Такие стихи, как «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Не гляди ты на меня с укором…», «Какая ночь! Я не могу…» посвящены «вспыльчивой связи», принятой за любовь, легкомысленным женщинам. Эта любовь без страдания, она — в удовольствие, это чувство не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой:

Походить я стал на Дон Жуана,

Как заправский ветреный поэт…

Таким образом, отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале — это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь. В его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть.

Другие сочинения по этому произведению

«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)

Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех. И здесь не обязательно владеть особыми навыками письма или придумывать нечто новое и загадочное. Достаточно лишь показать людям их самих. Много может дать ощущений фантастическая баллада, но настоящая, тяжелая, пылкая любовь сделает намного больше.

Есенин С.А. – это именно тот человек, который может заставить проникнуться чувствами и пережить сладостные и, в тоже время, трепетные эмоции.

Особенностью этого поэта является большая привязанность к теме любви. Кто хорошо знаком с его работами, не может и представить этого автора без страсти, пылких чувств и восхищения. Все его творчество пропитано любовью и ее теплом.

В его стихотворениях мы можем переживать радость встреч с любимым человеком, тоску в разлуке, грусть и отчаяние. Он настолько чувственно передает все свои мысли, что никто не может остаться равнодушным.

Есенин, в своих творения, часто описывает любовь к Родине. Он, как будто, переплетает два чувства – любовь и патриотизм. Это помогает ему одушевить все, что вокруг него:

«Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?»

(Зеленая прическа, Девическая грудь.)

Умение правильно подбирать метафоры, создает совершенно новый мир Есенина, где природа оживает и наполняет все своей красотой.

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.»

(Не ходить, не мять в кустах багряных)

Второй этап жизни Есенина характерен сменой настроения, из-за революции, свидетелем которой он стал. Это повлияло на его любовную лирику. Больше не было слов возвышенности любви и любования природой.

«Да! Теперь - решено без возврата

Я покинул родные края,

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.»

(Да! Теперь решено. Без возврата...»)

Теперь поменялось и его отношение к женщине. Если раньше это было милая стройная березка, то сейчас его обращение к женщине, как к грязи.

«В огород бы тебя на чучело,

Пугать ворон.

До печенок меня замучила

Со всех сторон.»

(«Сыпь, гармоника. Скука... Скука...»)

«Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.»

(Заметался пожар голубой)

Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

«Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.»

Следующий цикл произведений – это попытки вернуть утраченную любовь. Есенин старается снова обрести смысл жизни, но та разгульная жизнь оставила отпечаток в судьбе поэта. Он часто пишет о том, как скучал по родине, пытается писать о любви, но сам чувствует, что ее почти не осталось.

«Видно, так заведено навеки -

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.»

(«Видно, так заведено навеки...»)

Все больше мы чувствуем грусть автора о несбывшихся надеждах. Но вместе с этим есть нечто большее. Мудрость… Он по-новому начинает понимать жизнь. И свою любовь, пускай отверженную и безответную, но все также сильную, передает в новых стихах.

Прошло уже много лет а мы все также переживаем все те же чувства, которые заложил автор в своих творениях. А все потому, что он писал о том, что так близко и понятно каждому из нас.

Тема любви занимает важное место в лирике Есенина. Раннее творчество Есенина посвящено России, восхвалению родных краев. Стихи Есенина – отражение красоты русской природы, деревенский быт народа. Его поэзия была близка разным слоям общества, потому что он писал о том, что волнует общество. Тема любви к Родине – основа многих произведений поэта. Эти две темы слились воедино в лирике поэта.

(«О родина!» «Где ты, где ты, отчий дом...»)

Поэт восхищался природой России, ее бескрайними полями, лугами. Многие стихотворения о природе стали текстом для песен.("Край любимый! Сердцу снятся...") Он воплощал образ женщины через природные явления, наделял цветы, деревья характерными женскими обличьями. Для ранней лирики характерны фольклорные мотивы. Лирический герой наслаждается красотой, он молод и готов любить. Так, первые произведения Есенин посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Изменения в стране отразились в лирике поэта. Любовная лирика становится более откровенной, наполненной переживаниями. («Письмо к женщине»)

Цикл стихов «Любовь хулигана» посвящена Августе Миклашевской. Любовь снова становится чистым и светлым чувством. Лирический герой в произведении смог перебороть себя и заново открыть для себя любовь.

В 1924 г. музой поэта становится Шаганэ, которой он посвятил «Персидские мотивы». Поэма расширяет границы любви, для того, чтобы любить не обязательно знать язык. Поэт отделяет это чувство от материального мира, любовь – состояние души.

Поздняя лирика поэта – отражение разочарований и несбывшихся надежд поэта. Есенин больше не восхищается светлым чувством, видит в женщинах неискренность. Поэт так и не смог найти свой идеал. В конце своей жизни в 1925 году Есенин пишет стихотворение

«Листья падают, падают листья». Это произведение – разочарование в любви, в верности.

Стихотворения Есенина – отражение его личных переживаний. Любовная лирика показывает жизненный путь поэта, изменения в его мировоззрении и идеалах. Есенин - загадочная личность. Высказывание: "Вся жизнь театр, а люди в ней актеры" - раскрывает сущность характера поэта. Он был многолик, отличался особой чуткостью, поэтому его произведения такие искренние.