Личная гигиена в средневековье. Средневековые туалеты и утилизация городского мусора Канализация в средневековых замках

Переходим к самому интересному - к туалетам и мусору.

Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях, возможно, они существовали и тогда, когда эти строения возводили из дерева. В замках туалеты как правило находились на каждом этаже, в каждой башне, кроме того, знатные люди имели собственные клозеты. Чаще всего такой туалет представлял собой небольшую пристройку на стене, из которой испражнения падали вниз. Этот архитектурный элемент именовался гардеробом и выглядел вот так:

Если в замке или дворце имелся водопровод и сливная канализация, то туалеты по мере возможности обеспечивались сливом. Самый древний из дошедших до нас подобных сортиров принадлежал бургундскому герцогу Иоанну Бесстрашному и датируется 1405 г. Совершенство форм этого приспособления не оставляет сомнений в том, что ко времени создания такой туалет был обычным делом для знати. Просто более ранние его собратья до нас не дошли.

Туалет Иоанна Бесстрашного

В средневековом Лондоне было минимум 13 общественных туалетов, не менее 2-х из них размещались прямо на лондонском мосту – главной транспортной артерии, соединявшей две половины города. Как и положено средневековому городскому мосту, он был застроен домами, а на нижних ярусах располагались водяные мельницы, которые качали воду в систему городского водопровода. Остальные были расположены над двумя городскими ручьями – Флит и Уорбрук.
Как правило, на одной улице было несколько общественных туалетов, которым пользовали все жители. Так, в 1579 г. на 57 домов на Тауэр стрит, в которых проживало 85 человек, приходились 3 общественных нужника. Однако, в некоторых домах горожан уже в XV в. были частные туалеты. Они были выведены либо в ручьи, либо в выгребные ямы и сточные колодцы.
Первый унитаз со сливом был построен сэром Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г. В течение XVIII в. они стали обычной вещью в домах зажиточных лондонцев.

Унитаз сэра Харрингтона

Когда Париж «покинул» остров и ступил на берег реки, потребовалось обеспечить растущее население системой канализации. С этой целью в 1350 под Монмартром построили первую подземную клоаку - Fosse de St. Opportune, которая была выведена в Сену недалеко от Лувра. Еще в начале XIII в. улицы Парижа замостили. По специально сделанному в центре улицы желобу сточные воды стекали в реку.

Парижская ливневая канализация XV в.

Именно смрад от клоаки заставил Франциска I перевезти свою мать в Тюильри, поскольку находится в Лувре было просто невозможно. Спустя несколько десятилетий Екатерина Медичи построила здесь новый роскошный дворец. В 1539 г. утомленный вонью Франциск приказал горожанам под угрозой конфискации жилища строить выгребные ямы и сточные колодцы, которые отныне должны были быть в каждом доме. Одновременно парижане должны были оборудовать в каждом жилом доме туалеты, однако это требования выполнено не было. В 1606 г. король в очередной запретил справлять естественный надобности где-бы то ни было, кроме нужников, но это мало кого смутило. Буквально через несколько дней его сына застали, когда он мочился у дверей своих покоев во дворце Сен-Жермен.
К 1613 г. в Париже было построено 24 канализационных канала, только часть из них находилась под землей. В XVIII в. в столице было множество общественных туалетов, однако они было настолько отвратительны, что горожане их избегали, предпочитая справлять нужду прямо на улице. Особенно им полюбились террасы дворца Тюильри, которые были загажены настолько, что принц Орлеанский выстроил несколько десятков новых туалетов, в которых старались поддерживать чистоту.

Желтые кресты на фасадах домов средневековых городов означали, что мочиться здесь строго запрещено.

Общесвтвенный туалет XV в.

Парижская выгребная яма. Фото XIX в.

Самые древние крытые клоаки были обнаружены в Кельне и Трите при раскопках римской система канализации. Римская система разделения питьевой и сточных вод по мере сил была реализована в системе средневековой канализации не только во Франции и Англии, но и Германии.
В Тарту были обнаружены и изучены 35 общественных туалетов XIV-XVI вв., самый старый из которых датируется 1305 г. Первоначально, пока город не был обнесен стеной и проблемы свободного места не существовало, по мере заполнение одной отхожей ямы, ее закрывали и рядом строили новую. Однако, после строительства стены общественные туалеты стали чистить по мере заполнения. В среднем один такой туалет полностью заполнялся в течение 40 лет. Аналогичные, только большие по размеру общественные сортиры археологи обнаружили в Любеке и других немецких городах.
В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

Общественные туалеты в Тарту.

Шиффхаузен. Вид со дна туалетной цистерны на ее свод. Цифрой 1 обозначено очко.

Вывоз мусора

Еще в начале ХХ века западные археологи писали об отсутствии археологических доказательств опасного санитарного состояния городов средневековой Европы. Грязь на улицах в средневековом городе была также не приемлима, как и в современном мегаполисе. Как только процесс средневековой урбанизации превратил скопление нескольких сотен деревянных лачуг в поселение с большей частью каменными домами, обнесенными городской стеной, органы управления начали решать вставшую перед ними проблему мусора. Как правило делалось это следующими способами: улицы мостились камнем, за городской стеной устраивались свалки, на которые специально созданные службы вывозили отходы. Само собой, мусорить на улицах строго запрещалось. Археологически доказано, что пресловутые желоба посреди улиц не были заполнены нечистотами, они служили как ливневые стоки и выводили дождевую воду в реку. По этому же принципу устроены все современные ливневые канализации.
Другой дело, что в средние века, как и сегодня, этот запрет соблюдали далеко не все горожане. Также следует учесть, что объемы бытовых отходов, производимых средневековым городом, не идут ни в какое сравнение с современными городами, даже если численность населения в них равная. Средневековье не знало упаковки, которая составляет львиную долю современного мусора. Средневековый горожанин не бросал на мостовую окурки, целлофановые пакеты или обертки от конфет, его домашний мусор состоял главным образом из биологических отходов, часть которых уже тогда шла на переработку. Изношенная одежда попадала к старьевщикам, а затем собиралась как сырье для производства бумаги.
В 1280 г. король запретил горожанам мусорить на улицах Лондона. В 1347 г. королевским эдиктом лондонцам было снова запрещено выбрасывать отходы на улицу, в Темзу или городские ручьи. Однако это не касалось туалетов, которые по-прежнему могли быть расположены над этими водными артериями, однако теперь за право строить из здесь нужно было платить. К XVI в. туалеты над ручьями были окончательно запрещены, а вскоре они были убраны под землю.
Запрет казался как твердых, так и жидких ТБО. Это значит, что с конца XIII в. в Лондоне нельзя было просто так вылить из окна помои на улицу – за этим следили и штрафовали. Конечно, закон нарушали. В 1414 г. была создана специальная сеть информаторов, которая следила за соблюдением этих предписаний. Тем не менее, на улицах было грязно.
По закону горожане должны были выливать помои и выбрасывать мусор в выгребные ямы и сточные колодцы. Выгребные ямы имелись при каждом доме, и ассинизаторы должны были очищать их раз в неделю. В 1427 г. была создана комиссия, которая должна была следить за работой ассинизаторов. В 1531 г. король Генрих VIII издал закон о канализации, по которому комиссия ассинизации была не только возрождена, но и получила общегосударственный статус. Под ее началось были созданы городские службы, в том числе ив Лондоне. И, хотя выгребные ямы часто оставались переполненными, а улицы – грязными, этим вопросом занимались. Сохранилась жалоба лондонца на своего соседа, который не чистит свою выгребную яму, датируемая 20-м годами XV в. Само наличие подобного документа свидетельствует о том, что такое положение вещей считалось ненормальным и порицалось общественностью.
В январе 1421 г. по инициативе новоизбранного мэра Ковентри городской совет принят новые санитарные правила. Остановимся на них подробнее. Итак: при приготовлении пищи отходы запрещалось кидать под стол или выбрасывать на улицу, выпас свиней разрешался только за городской стеной, там же должны были забивать скотину мясники. Горожанам запрещалось выбрасывать отходы у себя во дворе, на улице или в реку, они должны были вывозить их за пределы города на одну из трех свалок. Кроме того, жители города были обязаны следить на чистотой улицы перед своим домом, магазином или мастерской и убирать ее каждую субботу. Те, кто жил на берегу реки, должны были периодически чистить его, чтобы по время наводнений вода беспрепятственно уходила в отводные каналы.
Первая парижская свалка появилась в начале XIII в. Она была расположена там же, где и знаменитая городская виселица Монфокон. Этот полигон ТБО существовал до XVIII в. В XV в. за городскими стенами было создано еще несколько свалок. Именно сюда свозили твердые отходы мусорщики. В 1348 г. парижанам под страхом тюремного заключения было запрещено выбрасывать свой мусор на улицу. В 1404 г. предприятиям, расположенным на берегу Сены, главным образом скотобойням и кожевенным мастерским, было запрещено выбрасывать отходы в реку.
Аналогично обстояло дело и в Германии. Еще в XIII в. бургомистр Мюнхена запретил жителям выбрасывать мусор на улицу и в городские ручьи.

Как был устроен европейский средневековый туалет и как была организованна в средневековых городах утилизация бытового мусора.

Средневековые туалеты были нескольких типов.

Например, наружние Garderobe, над выгребной ямой, рвом, каналом или местом где не проходит дорога

Макет внутреннего туалета оборонительного замка

Поближе

Вот они, гардеробчики

Здесь фекалии сбрасываются в воду, она конечно должна быть проточной



Прошу не путать Гардероб с Ein Dansker- туалет в виде оборонительного сооружения в конвентхаузах Тевтонского ордена в форме эркера или сильно выдвинутой за периметр защиты башни и галереи-хода к ней. Тут два в одном было, сиди, какай врагам на головы и отстреливайся.

Красным цветом отмечен нужник, внизу выгребная яма

Фекалии или стекали по стене с той стороны где все равно не жалко. Вот примеры таких туалетов. Нужно так же учитывать, что замки это старинные сооружения. Много воды утекло с тех пор как их построили. И вполне вероятно, что содержимое этих «кабинок» стекало не на головы проходящих, а в лесной массив, что окружал замок. Шли годы, местность изменялась, там, где был непроходимый лес стала туристическая тропа.

Вот и складывается мнение, что падало все прямо на головы.


Обратим внимание как здесь ответственно подошли к делу. По-видимому эта стена замка выходила к дороге и поэтому фекалии спускались по трубе.

Внизу это дело убиралось.

Схематичное изображение "Нужник в разрезе" внизу видим ассенизатора

Еще несколько схем нужников

Ранее внизу стояла бочка, куда стекали отходы


Замки в разрезе, можно поиграть в игру "Найди нужник"

Находите?

Вот тут, можно разглядеть процесс очистки, если приглядеться конечно




Раз зашел такой разговор, хочу упомянуть часто встречающееся изображение средневекового нужника, которое приводится в пример того, что все падало прямо на прохожих.
Вот этот фрагмент.

А вот само полотно.


Называется оно «Мир вверх тормашками» на нем Питер Брегейль Старший изобразил фламандские народные пословицы и поговорки. Данная сцена с попами из нужника означает пословицу «Ходят вместе в один нужник» и означает- находятся в согласии друг с другом.

Сам же двойной нужник выглядел так. Пятые точки в окно высовывать не надо было.

Обратите внимание на связку сухих трав, средневековый ароматизатор


Вот еще, уютно посидеть, поболтать с товарищем.

Одиночные.



Я обратила внимание, что почти во всех случаях туалет был сделан таким образом, что можно было удобно сесть. Конечно не на голые камни, имелись специальные сидушки защищающие нежное место от грубого кирпича. Поэтому в «позе орла» стоять было без надобности.

Я иногда, когда захожу в современную туалетную кабинку и вижу следы того, что в ней побывала «орлица» невольно задаюсь вопросом- зачем они так рискуют покалечиться? Ну протри ты этот ободок, и сядь удобно. Может у них половые органы по особенному устроены, что соприкасаются с ободком? У обычного человека такой проблемы нет, его слизистые не касаются ободка. Чем отличается прикосновение кожи пятой точки к сиденью туалета от прикосновения ладонью к поручню метро? И там и там кожа. И там и там микробы. С руками даже больше риска, можно забыться, не вымыть и чего нибудь в рот положить. И все- готово дело занесли инфекцию. С пятой точкой такого риска нет.

Ладно, спишем на загадочную женскую душу.

Мамадорогая, они что и в коньках это делают?

Да, чувствую будущим историкам будет чего про наше время рассказать.

Возвращаемся в средневековье.

Имелись и заглушки, чтобы не распространялся запах.




Чтобы не бродить в темноте по холодным коридорам имелись внутренние туалеты. Там уже слуга должен был горшок выносить.


Кстати, если вы поклонники «Игра престолов» то припомните сцену убийства папаши Ланнистера- его как раз застрелили из арбалета в замковом нужнике.


Туалеты в городских домах располагались или с выводом в канал или в выгребную яму.

Европейские дома обычно лепятся друг к дружке тесно, но тем не менее каждый дом имеет задний двор с хозяйственными постройками и отхожим местом.

Некоторые городские улицы имели две сточные канавы по обеим сторонам, те, что поуже одну посередине. Использования вода сливалась туда, а во время дождей канавы служили как ливневая канализация отводя воду с улиц. Городские законы средневековых городов регламентировали утилизациию отходов. На нерадивых нарушителей заводились судебные дела.


Первое городское право Страсбурга

(последние десятилетия XII в.)

82. Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим

домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением

предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей,

также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и

около места, которое называется Гевирке.

Сточный желоб идет из дворика


Видите как улица сужается к середине, чтобы все стекало, в том числе и во время дождя

Сточная канава за ненадобностью заделана камнем

Имелись городские мусорщики именуемые на английском Night soil

Вот пожалуйста, горшок на музыкантов. Ну не понравилась тетке мелодия в ночи и она окатила бродячих попрошаек.

Я ее с одной стороны понимаю, когда едешь бывало в Брюсселе вечером с работы, усталая, хочется побыстрее уже домой, а тут в вагон заходит «Крокодил Гена» попрошайка- типамузыкант. И начинает фальшиво наяривать на аккордеоне или гитаре. Ты сидишь терпишь, благо он дольше одной станции в вагоне не едет, ему евро косить надо. А потом заходит второй, конкурент.

Но особенная жесть в праздничные дни. Когда ты в пятый раз послушаешь на все лады «Джингел бел, джингел бел ляляляля ля» тебе реально хочется вытолкнуть их из поезда. А будь под рукой горшок, не могу утверждать наверняка, дрогнула ли у меня рука.

Как бы то ни было, я безусловно не оправдываю такое поведение, которое конечно имело место быть, но осуждалось обществом и за норму не считалось.

И раз уж зашла речь за ночные вазы, то вот несколько средневековых chamber pot

Гошок под кроватью скурпулезно от отображен средневековым рисовальщиком


К горшку приучали с детства


Даже у бедных стояли ночные вазы под кроватью

Еще детский горшок

Имелись так же дорожные уриналы, чтобы справить нужду во время езды в экипаже.


В более поздние годы они стали изящными и богато расписанные, как впрочем все предметы быта галантного века.


В средневековье так за красотой не гнались. Удобно и ладно.

В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

У пейзан туалеты были попроще

Историческая реконструкция

Слева нужник под навесом

В монастырях тем более не гнушались удобствами.



Может возникнуть закономерный вопрос- а чем подтирались? Да в основном сухим мхом, листьями и соломой. Стояло ведро в нужнике, достал жмень, подтерся и выбросил. Или стоял кувшин с водой и губкой, как на картинке из монастырского туалета.

Сухой мох так же использовался в качестве прокладок во время «красных дней календаря» у женщин. Его заворачивали в ткань и облегчали себе жизнь. Потом стирали, сушили и по новой. Мох отлично впитывает, поэтому и приходил на помощь как в обычные дни, так и в критические.

Нельзя обойти вниманием факт о попытках изобретения унитаза со смывом.

Унитаз «Аякс» представлен Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г.

Работала смекалка в верном направлении.

На этой прогрессивной ноте позвольте откланяться и возблагодарить прогресс за центральную канализацию и унитаз со смывом. (Прямо как тост сказала)

Источники

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. сайт публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения


В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».



Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»


Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.



Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало


Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.



В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов


Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».



Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России — русская печь


Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.



Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Яна Королева

Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.

Средневековый туалет

Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.

Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».

Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.

Другая сторона медали

Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.

Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.

Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)

Чистота телесная

Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.

В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.

Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.

Я поняла, что как-то неудачно разбила свой импровизированный хит-парад. Дело в том, что в так называемом донжоне Анны в Динане целых три туалета! Напомню вам, что в одном - на крыше сидит часовой с корзинкой слив, а в другой наведывается стражник из большого зала стражи. Вот так выглядит сам донжон XV в. постройки.

1.Третий туалет находится на нижнем этаже. Как видите, он такой же как и предыдущие.

В вот еще любопытное место! Это современный туалет в музее... И возможно четвертый средневековый.. выглядит очень аутентично на мой вкус.

2. Башня Луи XI. Служила тюрьмой для государственных преступников.



Решетка вделана, чтобы узники не сбежали, а враги, соответственно не просочились внутрь!

3. Лош. Клетка кардинала Балю.
История эта темная... Про кардинала пишут, что он гад каких мало и сам нарвался. Но я терпеть не могу Луи XI. Как правитель, он, может, был и не плох, но мне эта его сторона как-то совсем без интереса. А вот как человек он воплощает все самые неприятные мне черты. В общем, когда я увидела клетку - сочувствовала кардиналу! Но, оказывается он не был лишен самых элементарных удобств!




4. Лош. Туалет в башне. Еще один. Но заделан почему-то. Я не поленилась и попробовала заглянуть под крышку - там дырка!

5. Фужер. башня Мелюзины. XIII в. Этот туалет расположен рядом с жилой комнатой в небольшом закуточке. Из за толщины стен и двух дверей, думаю, запах жильцам не мешал, зато если у тебя заболел живот- можно быстро добежать до цели!

6. И наконец... наконец мы добрались до герцога... нет! Короля средневековых сортиров! находится он в башне Жана Бесстрашного в Париже. Всем любителям Средних веков отчаянно рекомендую это маленький музей - единственную сохранившуюся часть Бургундского отеля. Конец XIV века. Здесь обитал Иван Филиппыч Бургундский, предшественник Ричарда III - злодея замышлявшего все свои преступления, сидя на толчке! Поскольку туалет у Жана был оборудован лучше, чем у Ричарда, в своих замыслах он был более успешен.

Уборными же были оснащены не все дома. У большинства имеется только простая деревянная кабинка в саду. В доходных домах, отхожее место расположено в комнатке, под самой крышей между двумя домами.

Посмотрите, что произошло с этим беднягой! Мне его ужасно жалко! Небось хозяин, жмот такой, не починил пол вовремя вот вам результат! Похожая история произошла в Якутии в середине 50-х с одним маленьким мальчиком. От утопления в сортире его спасла только вечная мерзлота.
Но вернемся к нашим французам. В жилых помещениях все пользовались ночными горшками. Власти так же заботились о чистоте города.
В 1374 Карл V издает указ, который предписывает всем владельцам домов оборудовать туалеты с выгребной ямой или водостоком.
Богатые горожане по примеру одного уже знакомого вам герцога начинаю устраивать себе специальные комнаты, называемые гардеробными.
Французские ученые систематизировали средневековые туалеты и насчитали их целых три типа:
- отхожее место в выступе, замковой стене, на заднем или боковом фасаде дома или башни. На 1-2 места.Отбросы снова падают либо на улицу, либо в яму, где их можно собрать, либо в крепостной ров. Такие туалеты мы видели на стене Фужера, например.

Отхожее место внутри дома: труба, расположенная под углом, позволяется нечистотам стекать в специальную яму.

Отхожее место с централизованной системой труб. По вертикальный трубам, проложенным в толще стен нечистоты попадают в специальную яму. Яма обладает проницаемой почвой чтобы дать возможность жидкости впитываться, а экскрементам быстро отвердеть,предотвращая таким образом брожение и неприятные испарения. Яма располагает внешним доступом, чтобы была возможность чистить ее время от времени. К этому типу относятся туалеты Жана и донжона Анны, а также Лоша.

В качестве туалетной бумаги, богатые пользуются хлопком или льном; бедные используют пучки травы, соломы или сена, которыми затыкают трубы отхожего места.
Все могут пользоваться листами растения bouillon blanc, судя по всему какой-то разновидности коровяка. У него широкие бархатистые листья и горожане активно выращивали его в своих садах.
Только в XVI-ом веке в туалетах начнут использовать бумагу, пока не чистую, а уже исписанную.
На этом пока все.
продолжение следует!

Пикардийский ребус. 16 в. BnF