Короткая русская народная сказка о животных. Сказка про животных на ночь

Сказка - это отличный помощник в воспитании школьника и самого взрослого. Разбудить свое воображение и придумать собственную историю может каждый. Главное - это немного разбудить свою творческую жилку. Сделать это можно в процессе общения, задавая друг другу вопросы. Сочинить собственную сказку всегда интересно - ведь это история, в которой события и персонажи автор выбирает сам.

Ниже будут приведены примеры сказок, придуманных детьми-школьниками про животных.

История про Волка, который перестал поедать овец

Рассмотрим придуманную сказку про животных о Волке, который стал добрым. Как-то раз в лесу выдался очень голодный год. Нечего было есть бедному Волку. Уж он и охотился денно и нощно, и огороды с садами все оббегал - нигде не доставалось ему еды. Даже прошлогодние яблоки в саду за озером - и те все поел отощавший Лось. Недалеко была деревня, и повадился Волк есть овец. Ничего не могли поделать жители деревни с оголодавшим Волком, и решили его уничтожить.

А у Волка был маленький дружок - Песец, который в обмен на добычу всегда ему с удовольствием помогал. Вот как-то вечером затаился Песец под столом в доме одного из селян и стал слушать. Придуманная сказка про животных продолжается тем, что крестьяне собрали собрание и стали обсуждать, как они уничтожат Волка. Было решено организовать облаву с собаками и затравить изголодавшегося обитателя леса.

Помощь друга

Прознал о планах охотников Песец и доложил Волку. Волк ему и говорит: «Хорошо, что ты мне эту новость сказал. Придется мне теперь скрываться от разозленных охотников. Держи, вот тебе часть моей сегодняшней добычи за твою помощь бедному Волку». Песец взял кусочек овечьей ножки, которую предложил Волк, и отправился восвояси. Самостоятельным и мудрым был этот мелкий зверек.

Проблема Волка

Придуманная сказка про животных знакомит читателя с дальнейшими событиями. Грустно стало бедному Волку. Не хотелось ему покидать родные края, но что поделать, если так решили обиженные крестьяне? Посидел он около холодного пруда. Зимнее солнце уже подходило к зениту. Стало Волку голодно - остатки добычи съел серый еще вчера вечером. Но в деревню он решил не идти - мигом там его изловят крестьяне. Думал Волк свою тяжкую думу, да бродил вокруг озера. И тут видит - лежит на замерзшем берегу песья шкура. Он надел ее, да направился в деревню, раздобыть свежей баранины себе на обед.

Подобрался Волк к деревне. Никто не заметил, что по улице пробежал, поджав хвост, голодный хищник. Вот пробирается серый в овчарню. Не успел он поймать и одной овечки, как вышла хозяйка и бросила Волку миску с кашей, приняв его за пса. Волк съел кашу, и показалась она ему очень вкусной.

Эта придуманная сказка про животных закончилась хорошо. В следующий раз пробрались в этот двор хитрые соседские козы и стали щипать капусту. Волк решил отблагодарить жителей дома и прогнал коз. Только пока он их прогонял, с него спала песья шкура. Но журить его никто не стал. И с тех пор переселился Волк из лесу в дом, перестал есть овец и перешел на кашу. А когда к нему в гости приходил дружок-Песец, то и его угощал своим обедом.

Сказка о Лисице

Сказка про животных, придуманная детьми - это всегда добрая история. Рассмотрим еще один образец истории, которая послужит вдохновением. Жила-была в лесу около озера одинокая Лиса. Никто не хотел брать ее в жены. Была она очень хитра и пронырлива, и об этом знали все звери. Сватали ее и за Волка, и за Зайца, и даже за Медведя. Никто не хотел брать такую невесту. Ведь она бы все хозяйство себе к лапам прибрала и никому ничего не оставила.

Поняла Лисица, что останется в девках. Невдомек только ей было, почему все знатные женихи ее избегают. Тогда отправилась она к мудрой Сове попросить совета. «У-у-у, у-у-у!» - кричала на ветке Сова. «Эй, мудрая матушка! - обратилась к ней Лисица смиренным тонким голоском. - Хотела я у тебя совета спросить, как мне, рыжей Лисоньке, одинокой не быть». «Хорошо, кумушка, я тебе сейчас дам наставление. Последуешь моему совету - забудешь про грусть-тоску и найдешь себе жениха мигом». «Хорошо, Совушка, слушаю тебя внимательно!» - ответила Лисица. Собеседница же ей и отвечает: «Ступай ты, Лисонька, за дальнее озеро, за лес, за соседскую деревню. Там увидишь ты лубяную избушку, украшенную красками да цветами. Постучи в нее три раза, и когда выйдет обитатель избушки, просись у него переночевать. А если хватит догадливости - то продай изловленную тобой намедни курочку, да подороже. Так ты и поймешь, хотят ли другие с тобой дело иметь».

Рыжая отправляется в путь

Сказка про животных, придуманная детьми, должна иметь и поучительный компонент. Лиса удивилась совету Совушки. Подумала и решила послушаться: кому же охота в девках свой век коротать! Вот собрала она свою котомку, расчесала пушистую рыжую шубку, надела сафьяновые сапожки и отправилась в дальние края. Прошла она мимо дальнего озера, леса, да соседской деревни. За той деревней лес был совсем темным. Видит она - стоит на опушке лубяная избушка, украшенная красками да цветами. Постучала она в двери - никто не отвечает. Тогда стала рыжая стучать еще громче, пока из избушки не раздался голос: «Кто там меня своим шумом беспокоит?» - «Это я, рыжая кумушка, иду из дальних краев, ищу на ночь себе кров. Кто меня пустит на ночь, тому продам хороший товар, редкостный - курочку особой породы».

Как Лису вокруг пальца обвели

Тут калитка и отворилась, и вышел хозяин лубяной избушки - Лис. «Чего, рыжая, ты заблудилась в лесу? Почто дома не стала ночевать?». Лиса и отвечает: «Ходила я на охоту, да замешкалась с ловлей породистой цесарки. Вот теперь возвращаться мне домой поздно. Коли пустишь меня во двор - продам тебе свою добычу по хорошей цене». «И какой же будет твоя цена, кумушка?» «За десять золотых отдам тебе целиком, да в придачу с капустным листом» - отвечала Лиса. «Хорошо, тогда проходи» - ответил Лис. Рыжая зашла в лубяную избушку, где была как раз затоплена печь. И до того она изморилась, что тут же на лавке и заснула.

Утром проснулась Лисица, а Лис тем временем по хозяйству управляется, да на охоту собирается. «В чем же здесь наука совиная?» - стала думать рыжая. А Лис ей и говорит: «Ну, коли выспалась, кума, то пей молоко из кувшина до дна. И котомку свою собирай, да избушку уже покидай - пора мне на охоту». «А как же курица?» - спросила Лисица. «А добычу свою оставь себе, видишь, я Лис благородный, странника всегда готов приютить».

Лисица отправилась домой. Глядь по дороге - цесарки в котомке ее нет. Нет и сафьяновых сапожек - берестяные лапти у нее на ножках. Сказала себе обманутая кумушка: «И зачем мне с этим Лисом было дело иметь?». Тут-то и вспомнились ей слова мудрой Совушки, и стала Лиса работать над исправлением своего характера.

История о Еноте

Рассмотрим еще одну короткую придуманную сказку про животных. Герой этой истории - Енот. Пришла в лес снежная холодная зима. Стали звери готовиться к встрече Нового года. Лиса достала свою роскошную огненно-рыжую шаль. Заяц совсем расхрабрился, начал всем петь новогодние песенки. Суетливый Волк бегал по лесу в поисках пушистой елки, но никак не мог ее найти, а времени-то уже было ой как мало… Бобры старались подлатать свою плотину до наступления праздника. Маленькая Мышка собирала остатки сушеного сыра, чтобы испечь к наступлению Нового года ароматный пирог.

Нелегко бывает придумать волшебную сказку про животных. Но это задание помогает разбудить воображение маленькому сочинителю. Все звери, конечно, очень любили этот праздник и готовили друг другу подарки. Но был в лесу еще один житель - полосатый Енот. В этом декабре он как раз гостил у тетушки Енотихи и должен был к Новому году успеть к своим друзьям к праздничному столу. Долго провожала его тетушка, старалась накормить получше, напоить, да причесать как следует полосатый хвост. «Негоже ходить с таким растрепанным хвостом!» - укоризненно говорила тетушка. Енот знал, что тетушка его очень любит, и потому тоже старался как следует уложить свой хвост. «Хорошо, тетушка, мне уже пора идти, - сказал Енот. - А то опоздаю к новогоднему застолью. Кто же без меня будет развлекать всех праздничными частушками?» «Ступай, племянничек, - ответила Енотиха. - Поздравляю тебя с наступающим Новым годом!».

Енот сдался

Придумать детскую сказку про животных можно быстро, если придать ее героям качества людей. Главный персонаж этой сказки имеет характеристики, присущие человеку. Ведь и люди любят праздновать Новый Год. Енот отправился в дорогу. Но пока он вместе с тетушкой расчесывал хвост, наступила темная ночь. «Вроде бы здесь нужно поворачивать… - задумался Енот. - А может, и не здесь, а там…». Совсем запутанной показалась ему дорога. Да еще и Луна спряталась за облака - тьма в лесу настала, хоть глаз выколи.

Окончательно заблудился бедный Енот. До Нового года остались считаные часы. Бежал он, бежал, и рухнул в ледяную канаву. «Ну все, - думает Енот. - Не успеть мне к празднику». Улегся он на дно ямы и решил лечь спать. Но только он закрыл глаза, как пробежала по нему маленькая Мышка. «Хватит меня будить! - сказал Енот. - Не видишь, я сплю». «Так ты, пожалуй, проспишь весь праздник», - отвечала Мышка писклявым голоском. «А я и не собираюсь на праздник. Мне он не нужен, ясно тебе? Не видишь, я сплю. Отстань от меня». «Я бы от тебя отстала, - говорит Мышь, - да только я собираю по своим подземным ходам остатки сыра на новогодний пирог, а ты лежишь как раз у меня поперек дороги». Сказала - и юркнула в нору.

Окончание сказки про Енота

Короткая сказка про животных, придуманная детьми, должна содержать в себе поучительный момент - ведь с помощью сказки ребенок учится отличать добро и зло, хорошее и плохое. В данной сказке главный герой усваивает свой урок в конце истории. Остался Енот снова в одиночестве. «Не нужен мне этот Новый год, - стал он ворчать. - Мне и без ваших праздников хорошо. Вот посижу тут в яме, погреюсь. А там, глядишь, и снега достаточно выпадет, чтобы мне выбраться наружу. Да и ветвей тут немало, чтобы ночлежку устроить». Но, конечно, не по нутру было Еноту пропускать новогоднее празднество. Спорил он, спорил сам с собой с полчаса, и наконец решил просить Мышь о помощи.

Лучше, если сказки про животных, придуманные школьниками (5 класс) будут иметь хороший конец. Подошел он к земляному мышиному ходу, и стал звать: «Мышь! Мышь! Я передумал. Мне все-таки очень хотелось бы попасть на Новый год». Мышь тут как тут явилась, и говорит: «А будешь ли ты петь веселые частушки на празднике, или опять станешь ворчать?» «Нет, конечно, - ответил полосатый Енот. - Я буду развлекать друзей и сам радоваться, мне бы только попасть к застолью!» Тогда Мышка позвала своих крестниц - десять маленьких мышат, и наказала им по подземным ходам подняться наверх, да прихватить крепкую бечевку. Крестницы поднялись, спустили веревку Еноту и быстро достали бедолагу из ямы. Еще бы, ведь они питаются вкусным швейцарским сыром, а от него сил прибавляется ого-го!

Выбрался Енот на поверхность и стал помогать Мышке печь пирог. Вместе они успели испечь к празднеству такой огромный пирог, которым удалось накормить всех зверей. И понял Енот, что нужно ему быть добрее.

Алгоритм для создания истории

Обычно время, когда детям задают придумать сказку про животных - 5 класс. Сочинять сказку можно, используя специальный шаблон. Он состоит из следующих пунктов.

  1. Время действия. К примеру, «давным-давно», «в 3035 году».
  2. Место развития событий. «В Тридевятом царстве», «на Луне».
  3. Описание главного героя. Так как задание - придумать сказку про животных (литература, 5 класс - это предмет, по которому учащиеся получают его на дом), то здесь основными персонажами должны быть представители животного мира.
  4. Лицо, противодействующее герою. Это могут быть злые силы, или неприятели.
  5. Основное событие, которое произошло с персонажем. Что случилось, чтобы главный герой и его противник встретились лицом к лицу?
  6. Действия помощников главного действующего лица.
  7. Заключительное событие сказки.

Сказки, придуманные школьниками (5 класс), - это одно из лучших домашних заданий по литературе, которое понравится детям. Талант рассказчика не рождается сам по себе. Над его развитием нужно работать. Именно поэтому учащиеся и получают подобные домашние задания, с помощью которых можно развить воображение.

Маленьких детей, как правило, привлека­ет мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Сказки о животных – это самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку.

Сказки о животных, имея наиболее архаичные корни, сей­час почти полностью утратили первоначальное мифологичес­кое и магическое значение. Самым маленьким детям обычно рассказывают специально для них предназначенные «ребя­чьи сказки» («Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и козля­та»). Они невелики по объему, просты по композиции. Большая роль здесь отводится диалогу, повторяемости одного и того же эпизода. Часто это эпизод встречи главного героя с другими персонажами. В сказке «Лиса и заяц» зайчик каждо­му встретившемуся животному жалуется: «Как мне не пла­кать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попро­силась она ко мне, да меня и выгнала».

В некоторых сказках эпизоды повторяются с нарастани­ем, цепевидно, благополучно разрешаясь в итоге. (Так по­строены кумулятивные сказки.) Особенно выразительна в этом плане сказка «Коза» из сборника А.Н.Афанасьева:

Вода пошла огонь лить.

Огонь пошел камень палить.

Камень пошел топор тушить.

Топор пошел дубье рубить,



Дубье пошло людей бить.

Люди пошли медведя стрелять,

Медведь пошел волков драть,

Волки пошли козу гнать:

Вот коза с орехами,

Вот коза с калеными!

Повторяющиеся эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками (например, пе­сенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козля­та» разными голосами распевают:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся.

Исполнение таких сказок сродни театрализованному пред­ставлению с активным участием слушателей. Сказка при­ближается к игре, что соответствует особенностям восприятия художественного произведения детьми в возрасте от двух до пяти - «содействие и соучастие», как определил его психо­лог А. В. Запорожец.

Чем младше ребенок, тем буквальное он воспринимает события и героев сказки. Сказочные персонажи близки де­тям так же, как реальные живые существа: собака, кот, пету­шок, козлята. В сказке животные приобретают челове­ческие черты - думают, говорят и поступают как люди: строят себе жилища, рубят дрова, носят воду. По суще­ству, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не жи­вотных.

Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной (“Коза-дереза”). Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: “Ловись, рыбка, и мала и велика! (“Лиса и волк”). Лиса извещает тетерева о новом “указе” - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит (“Лиса и тетерев”).

Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости , о хитрости и прямодушии , о добре и зле , о героизме и трусости , о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения .

В сказках о животных представители животного мира воплощают определенные качества : лиса - хитрость, льсти­вость, волк - вероломную силу и глупость, заяц - трусость. При этом в этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персо­нажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наде­лен какой-либо одной чертой , присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно глав­ная черта лисицы - хитрость , поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп ; во взаимоотно­шениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и доб­рым , но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они все­гда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по при­сутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают : то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюже­те о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых , а не сильных.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру . Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе : много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

“Курочка-ряба” в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль . Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох - от разбитого яйца. Много шума из ничего ! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе , что и сам не заметил, как стал хвастуном , которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь - “всем пригнетыш” - не стало теремка (“Теремок”). В каждой сказке о животных есть мораль , которая необходима ребенку , ведь он должен определять свое место в жизни , усваивать морально- этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных . Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия . Сказки “Репка”, “Курочка-ряба”, “Колобок”, “Теремок” и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией : эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! (“Петушок и бобовое зернышко”.) Ирония сказки понятна ребенку , ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора . Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует , приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью ! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу . Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота , которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.

Русская народная сказка «Лиса и рак»

Лиса и рак стояли вместе и разговаривали между собой. Лиса говорит раку: «Давай с тобой бежать наперегонки». Рак отвечает: «Что ж, лиса, ну, давай!»

Начали перегоняться. Лишь лиса побежала, рак уцепился за её хвост. Лиса до места добежала, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я давно уж жду тебя тут».

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, вчера указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Теперь уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вон собаки бегут. Если бы всё было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда же ты? — сказал тетерев. — Ведь указ есть, собаки не тронут.

— А кто их знает, — сказала лиса, — может, они указа не слыхали.

И убежала.

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не шевельнётся, лежит себе как мёртвая.

— Вот будет подарок жене! — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбку и сама ушла.

— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привёз я тебе на шубу!

— Там на возу—и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, —и начала ругать мужа:

— Ах ты, такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную рыбу, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит серый волк:

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуй, братец!

— Дай мне рыбки!

— Налови сам да кушай.

— Я не умею.

— Ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка сама на хвост нацепится.

Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

— Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!

Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка и приговаривает:

— Ясны, ясны на небе звёзды,

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— Это я тебе помогаю.

Долго-долго сидел волк у проруби, хвост его и приморозило; пробовал приподняться — не тут-то было!

«Эка, сколько рыбы — и не вытащишь!» — думает.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат:

— Волк, волк! Бейте его, бейте его!

Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»

Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать: не удастся ли ещё что-нибудь стянуть? Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.

— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка- сестричка сидит да потихоньку напевает:

— Битый небитого везёт,

Битый небитого везёт!

— Что ты, сестрица, говоришь?

— Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».

— Так, сестрица, так!

Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь»

Лиса под кустиком лежала, с боку на бок переворачивалась, думала-гадала: чем бы ей полакомиться, чем бы поживиться. Надумала в деревне на курочек поохотиться.

Идёт лиса по лесу, навстречу ей волк бежит и спрашивает:

— Куда, кума, идёшь-бредёшь?

— Иду, куманёк, в деревню, на курочек охотиться! — отвечает лиса.

— Возьми и меня! А то я завою, собаки в деревне залают, мужики да бабы закричат.

— Пойдём, пойдём, куманёк! Помогать будешь!

Идут лиса и волк по дороге, навстречу медведь тащится и спрашивает:

— Куда, сестричка, идёшь-бредёшь?

— Иду, братец, в деревню, на курочек охотиться! — отвечает лиса.

— Возьми и меня! А то зарычу, собаки в деревне залают, мужики да бабы закричат,

— Пойдём, пойдём, братец! Помогать будешь!

Пришли они к деревне. Лиса говорит:

— Ну-ка, братец толстопятый медведюшка, иди в деревню. А как за тобой погонятся мужики да бабы, убегай в лес. Я и на твою долю кур натаскаю.

Пошёл медведь по деревне. Увидали его мужики да бабы, похватали колья и коромысла, принялись медведя бить. Вырвался косолапый, еле-еле ноги в лес унёс.

Лиса говорит:

— Ну-ка, куманёк серый волчок, беги в деревню! Мужики да бабы за медведем побежали, а собаки остались. Учуют они тебя, за тобой погонятся, ты в лес беги. Я и на твою долю кур натаскаю.

Побежал волк в деревню. Учуяли его собаки, прибежали, стали кусать. Волк еле-еле ноги в лес унёс, чуть жив остался.

А лиса тем временем в курятник зашла. Схватила курочек—и в мешок. И была такова. Побежала по бугоркам, по пенёчкам, по реденьким кусточкам и в лес прибежала.

Положила лиса мешок с курами на землю. А в другой мешок, что больше был, камней, шишек да желудей наложила и рядом пристроила. Сама села под кустик отдохнуть. Прибежали волк и медведь и кричат:

— Эй, лиса, где добыча?! Где наша доля?!

— Да вот мешки с курами лежат, — говорит лиса, — берите любой.

Бросились волк и медведь к добыче. Выбрали самый большой и тяжёлый мешок, что камнями, шишками да желудями набит, и потащили его в лес.

А лиса посмеялась над глупыми волком и медведем, взвалила мешок с курами на спину и побежала к себе в нору.

Русская народная сказка «Как волк у мужика жил»

Жил-был волк. Надоело ему за зайцами гоняться, голодному по лесу ходить. Решил он сделаться петухом и у мужика жить. Думает: «Петух на заборе сидит, весь день песни кричит. Хозяин его за это кормит». Пришёл он к кузнецу и говорит;

Сковал ему кузнец. Взял волк петушиный голос и пошёл в деревню. Забрался на забор и запел: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка- ре-ку!» Мужик вышел во двор. Видит — на заборе волк сидит и петушиным голосом кричит. Взял он себе его на службу — по зорям будить. Наступила ночь. Волк улёгся спать. Утром мужик проснулся, поглядел, а солнце уж над головой стоит, в поле работа кипит. Не разбудил на зорьке его волк петушиным криком. Взял мужик палку и прогнал волка со двора.

Убежал волк. Идёт, побитый, по лесу и думает: «Плохо петухом быть. Сделаюсь я лучше собакой. Собака у крыльца сидит, весь день гавкает. Хозяин её за это кормит». Пришёл волк опять к кузнецу и просит:

Сковал ему кузнец. Взял волк собачий голос и пошёл в деревню. Забрался к мужику на двор, сел у крыльца и давай гавкать: «Гав-гав, гав-гав!» Вышел мужик на крыльцо: Видит — волк сидит и по-собачьи гавкает. Взял его себе служить — дом сторожить. Сидел, сидел волк у крыльца. Припекло солнце ему холку. Пошёл он и спрятался под сарай в тень. А в дом забрался вор и всё добро унёс. Вернулся с поля мужик, поглядел — в доме всё покрадено. Не устерёг волк. Рассердился мужик, схватил палку и прогнал волка со двора.

Убежал волк. Идёт, побитый, по лесу и думает: «Плохо собакой быть. Сделаюсь-ка лучше свиньёй. Свинья в луже лежит, весь день хрюкает. Хозяин её за это кормит». Пришёл волк к кузнецу и просит:

До осени мужик волка кормил. Осенью пришёл в хлев и говорит:

— С этой свиньи сало не возьмёшь, а шкуру на шапку сдерёшь!

Услышал волк, что с него мужик шкуру сдирать собирается, выскочил из хлева и бегом-бегом в лес. Больше у мужика не жил.

Русская народная сказка «Лягушка и кулик»

Прилетел кулик на новое болото. Увидел лягушку и говорит: — Эй, квакуха, перебирайся на моё болото жить. Моё болото лучше твоего. На моём болоте —кочки большие, берега крутые, мошки сами в рот залетают.

Поверила лягушка кулику и отправилась на его болото жить. Скачет, скачет. На дороге пень стоит, спрашивает:

— Куда, лягушка, скачешь?

— Каждый кулик своё болото хвалит, — говорит пень. — Гляди, в беду попадёшь! Воротись!

— Куда, лягушка, скачешь?

— Скачу к кулику на болото жить. Его болото лучше моего. На его болоте — кочки большие, берега крутые, мошки сами в рот залетают.

— Каждый кулик своё болото хвалит, — говорит лужа. — Гляди, в беду попадёшь! Воротись!

— Куда, лягушка, скачешь?

— Скачу к кулику на болото жить. Его болото лучше моего. На его болоте — кочки большие, берега крутые, мошки сами в рот залетают.

— Каждый кулик своё болото хвалит, — говорит улитка. — Гляди, в беду попадёшь! Воротись!

Не послушала её лягушка и отправилась дальше. Вот скачет, скачет. Наконец прискакала к кулику на болото. Поглядела кругом: кочки — с вершочки, берега — пологи, мошки не летают. Прыгнула в воду — и в трясине увязла, еле-еле выбралась. Нашла сухое место и думает: «Нужно повыше забраться, осмотреться». Видит — рядом шест стоит. Стала по нему вверх забираться. Забралась к цапле по ноге и — прямо ей в клюв угодила.

Русская народная сказка «Кораблик»

Плывёт по реке лапоть. Увидала мышка и говорит:

Села в него и поплыла. Бежит заяц, увидал лапоть и говорит:

— Я, мышка-теретишка!

— Куда плывёшь?

— Плыву в дальние царства, в соседние государства, других посмотреть и себя показать. А ты кто?

— Я зайка-побегайка! Возьми и меня с собой.

Взяла мышка с собой зайца, и они поплыли дальше. Бежит лиса, увидала лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький! Кто в кораблике плывёт?

— Я, мышка-теретишка!

— Я, зайка-побегайка!

— Куда плывёте?

— Я лиса — дивья краса! Возьмите меня с собой.

Взяли мышка и заяц с собой лису и поплыли дальше. Бежит волк, увидал лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький! Кто в кораблике плывёт?

— Я, мышка-теретишка!

— Я, зайка-побегайка!

— Я, лиса — дивья краса!

— Куда плывёте?

— Плывём в дальние царства, в соседние государства, других посмотреть и себя показать. А ты кто?

— Я волк —серый бок! Возьмите меня с собой.

Взяли мышка, заяц и лиса с собой волка, и они поплыли дальше. Идёт медведь, увидал лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький!

И заревел:

Ух-гу- гу, поплыву!

Ух-гу-гу, поплыву!

По воде, по воде,

Чтобы видели везде!

Полез медведь на кораблик. Лапоть затрещал, лыко лопнуло—и кораблик развалился. Бросились звери в воду, до берега добрались и разбрелись кто куда.

Русская народная сказка «Как мыши муку делили»

На краю большого поля жили две мыши. Норки их были рядом. Однажды услышали они стукоток: «Ты-ла-ты, ты-ла- ты». Думают: «Что за стук такой?» Вылезли из норок. Поглядели, а это — мужики на току* пшеницу цепами молотят. Одна мышь говорит:

— Давай, подружка, пшеницы натаскаем и пироги испечём.

— Давай! — соглашается другая.

Вот одна мышь на ток бегает и зерно таскает. Другая мышь это зерно на жерновочке** молотит. Весь день работали. Получилась горка муки. Одна мышь говорит:

— Давай, подружка, муку делить! Мне две мерки***, а тебе одна.

— Нет, мне две мерки, а тебе одна! — говорит другая мышь. — Я больше тебя работала — зерно таскала!

— Я больше работала! — не соглашается первая. — Весь день жерновок крутила!

— Нет, я больше работала!

— Нет, я!..

Спорили они, спорили — кому сколько муки забирать. Час прошёл, два... Уже смеркаться стало. Вдруг налетел сильный ветер, подхватил муку и развеял её всю по земле.

Погоревали две мыши и разбрелись по своим норкам.

_________________________________

*Ток — площадка для молотьбы зерна.

**Жерновок, жёрнов — здесь: ручной каменный круг для перетирания, размола зерна в муку.

***Мерка, мера—здесь: русская народная единица ёмкости муки, круп.

Сказки про животных для детей рассказывают детям, в понятной им форме, о повадках, признаках и жизни друзей наших меньших. Это могут быть сказки в стихах или в прозе. Более реалистичные – детям постарше или просто с участием зверушек – для малышей. Сегодня я покажу вам лучшие экземпляры тех и других.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Даже самым маленьких детям, мы читаем сказки, стараясь привить любовь к книге и познанию мира. Большинство книг для малюток содержат картинки с животными. Мама, папа или бабушка читая их, обращают внимание малыша на картинку. Спрашивают если он узнает персонажа, произносят какие звуки он издает в реальной жизни. Так начинается путь малыша в мир живой природы. Дитя растет и узнает всё больше фактов о животных, насекомых, птицах.

Я бы сказала, что пик интереса ко всему живому находится между 2-мя и 6-ю годами. Не стоит упускать это время, бояться, что малыш не поймет или, что в школе ему будет неинтересно. Давая знания постепенно, вы обогатите его внутренний мир, заложите любовь ко всему живому. Основную информацию ребенок данного возраста получает конечно же из сказок, вот о них мы сегодня и поговорим.

Книга в Лабиринте

Сложно найти родителя, который не знает данные произведения Самуила Маршака. И всё же я не могу оставить данную книгу без внимания, кроме того я поставлю ее на первое место для малюток и не только.

Все 172 страницы поделены на разделы. В первом коротенькие стишки о зверях. Во втором стихи для детей 3-7 лет. Дальше идут сказки в стихах о глупом и умном мышонке – это идеальное сочетание сказок, чтобы ребенок понял не только как не нужно поступать, но также получил пример правильного поведения.

В этом прекрасном сборнике есть стихи о каждом месяце, цветах и буквах. Но главная причина, по которой я внесла его в статью – практически все произведения о животных. Маленькие слушатели узнают как выглядят животные и птицы. Иллюстрации здесь яркие, их множество.

Книга в Лабиринте

Если вы ищите сказки про животных для детей 2,5-5 лет, то эта книга Тамары Крюковой подойдет идеально. Она о маленьком, любознательном ежике, который ушел без разрешения из дома.

В своей прогулке по лесу он узнал много интересного. Где живет белка и зачем ей пушистый хвост, зачем зайцу длинные уши, где живет крот и зачем ему такие большие лапы, зачем лягушке выпученные глаза и на кого охотятся лисы. Во второй сказке Ежик познакомился с домашними животными, узнал об особенностях каждого из них. А третья сказка расскажет детям о том как готовятся к зиме белочка, хомяк, зайчик, дикие утки, медведь и сам ежик. Книга добротного качества, плотная бумага офсет, прошитые и проклеенные страницы, твердая обложка, формат А4.

Книга в Лабиринте

Эта книжка в мягкой обложке переиздается уже в 10 раз! Я же покупала 3-е издание, когда Александру было 2 годика. Мягкая обложка в этом возрасте послужила плюсом, так как на развороте располагаются две сказки, а малыш не способен концентрировать внимание на одной странице, когда на другой есть такие же яркие картинки. Поэтому я просто сгибала книгу как журнал и вопрос решался сам собой . Сказки, собранные здесь, помогут родителю определиться с темами, которые дитя должно освоить до поступления в школу.

Поначалу я так и делала – читала сказки на 1 тему, затем мы ее обыгрывали. Так например, о животных здесь собрано: откуда взялись домашние животные, почему медведь зимой спит, для чего зверям теплая шуба, что нам дает корова, как спят животные, как они спасаются от хищников, для чего нужны хвосты, какие родственники у кошек, кто же такой кит, почему свинья лежит в луже, для чего в лесу нужен волк. Еще больше сказок здесь о птицах и насекомых. Думаю, теперь вы понимаете почему эта энциклопедия описана мною в данной статье. Кстати, после каждой сказки, около картинки даются элементарная информация о прочитанном, поэтому книга и названа Энциклопедией .

Книга в Озон

Думаю, что произведения Сергея Козлова не нуждаются в представлении. Данная книга привлекла мое внимание во время сбора коллекции “Золотые сказки в иллюстрациях лучших художников”. Каждый разворот книги выглядит как отдельная картина написанная маслом. Проглядывается каждый мазок художника, которым является Евгений Антоненков. Издательство Азбука сделало книгу большого размера 31см на 25см, что дает возможность еще лучше рассмотреть иллюстрации. Бумага плотная, матовая, мелованная. Шрифт четкий, отличного размера. Одним словом – качество издания на твердую 5-ку.

Открывая книгу, получаешь ощущение, что попадаешь в сказки о временах года: “Зимняя сказка”, про Новый год, “Весенняя сказка”, “Необыкновенная весна”, “Ежик и море”. Конечно же сюда включено произведение “Трям! Здравствуйте!”, знакомое всем нам с детства. Всего в книге собрано 10 сказок, каждая из которых проводит друзей Ежика и Медвежонка по временам года – начиная с зимы и завершая осенью. Я соглашусь с издательством, которое рекомендует книгу детям 6+. Соглашусь в том, что в 3 годика малыш не оценит данных иллюстраций, его не захватит язык написания Козлова. У нас эта книга хорошо пошла в возрасте 5 лет.

Издание практически квадратного размера 21 см на 22 см, страницы мелованные, полностью заполненные иллюстрацией, на которой располагается текст. Книга прошита и проклеена, на обложке располагается лакированный цветок.

Книга в Лабиринте

Это одна из самых моих любимых книг в детской библиотеке. Я очень рада, что издательство “Добрая книга” ее переиздало. Уверена, что еще множество деток и их родителей влюбятся в этого прекрасного медвежонка. Эта сказка о полярных животных: белом медведе, северном олене или карибу, тюлене, голубом ките. Как видно из названия, маленький медвежонок идет искать солнце. По пути он любуется полярной ночью и северным сиянием, а также встречает других жителей тех мест. В итоге он возвращается к любимой маме в тот момент, когда солнышко опять пришло в страну вечных снегов.

Милые, как живые иллюстрации в фиолетово-сине-розовых тонах. Бумага матовая мелованная. Издание отлично прошито, обложка твердая. Пододет детям с 2-ух до 6 лет. В конце книги дается энциклопедическая информация доступным языком. Она предназначена для родителей, которых завалят вопросами маленькие почемучки .

Книга в Лабиринте

Еще одна книга Тамары Крюковой, которая расскажет детям о том куда ушли мамонты, откуда у дятла красная шапочка, почему страус летать не умеет, почему летучая мышь вниз головой спит и как лиса блоху проучила. Здесь нужно учитывать очень важный момент. Книга подойдет детям после 4 лет, когда основная информация по данным вопросам уже рассмотрена и у ребенка развито воображение. То есть, читать данные сказки нужно детям которые понимают, что мамонт образно снял шкуру для стирки . Для обсуждения сказок здесь множество тем. После прочтения каждой из них с Александром, мы сначала обсуждали прочитанное, соотносили информацию с реальной жизнью животных и только после этого приступали к следующей сказке.

В конце книги дается достаточно длинное, но легко читаемое и воспринимаемое стихотворение о природных приметах в природе. “Лесной календарь” рассказывает ребенку о лисе, который решил узнать обо всех приметах по временам года. Данные приметы касаются лесных животных и птиц. Эта часть книги нам понравилась больше всего.

Книга в Лабиринте

Думаю, что все знакомы с произведениями Виталия Бьянки. Поэтому просто напишу, что несмотря на то, что это Махаон – сборник удачный. В него вошли 9 сказок про лесных животных, птиц и насекомых. Удовольствие, от прочтения и рассматривания иллюстраций, любителям животного мира обеспечено. Данный сборник можно рекомендовать детям лет с 4-ех, сказка “Как муравьишка домой спешил” будем им уже понятна. Но вся книга будет доступна для понимания лет с 5-ти. Само же издательство рекомендует книгу для среднего школьного возраста.

Иллюстрации не броские, но большие и понятные. Их много и они четко соответствуют написанному. Формат книги 29 см на 21 см, бумага офсет, страницы достаточно плотные. Шрифт крупный, подойдет детям для самостоятельного чтения.

Наша обязанность как родителей, научить детей любить живых существ, привить им понимание, что всё, что существует в природе, имеет на это право. Сказки про животных для детей, являются начальной точкой в этом нелегком деле. На сегодня у меня всё, уважаемые читатели, в следующих статьях я познакомлю вас с рассказами и энциклопедиями про животных. Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на рассылку в правой панели.

Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка - это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.

За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок - животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.

Сказка и ее значение для народа

Сказка - это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии - о лепреконах, гномах, котах и т.д.

Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.

Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как "барин", "мужик". Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.

Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин . Здесь описывается место, где будут происходить события. Если о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка . На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация . Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка . На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Русские народные сказки

Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.

Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:

1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе ("Терем-теремок", "Курочка-ряба" и т. п.)

2) Волшебные ("Скатерть-самобранка", "Летучий корабль").

3) "Ехал Ваня на коне...")

4) ("Про белого бычка", "У попа была собака").

5) Бытовые ("Барин и собака", "Добрый поп", "Хорошо да худо", "Горшок").

Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.

Образы животных

Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц - это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.

Медведь - это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.

Лисица - это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц - это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.

Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.

Примеры

Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку "Лиса и Журавль". Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.

Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: "Мяу, мяу...". А волку и медведю кажется: "Мало! Мало!". Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.

Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.

Животные в английских сказках

Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.

Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение "Кошачий король". Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: "Старый Питер умер! Я - кошачий король!". После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку "Вилли и поросенок". Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

Животные в других жанрах литературы (басни)

Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки" известны всем.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.