Казни египетские. Интересные факты о десяти казнях египетских Египетская казнь 1 превращение воды в кровь

Почему же именно десять казней?

Вс-вышний создал мир десятью речениями [см. 1-ую главу Торы «Берешит» - рассказ о сотворении мира ]. Мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность исправить себя и мир, в котором он обитает, и таким образом получить максимальное вознаграждение за свои действия. Это вознаграждение, в свою очередь, является максимальным добром, которое может получить творение от Творца.

Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама , избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы .

Египтяне отрицали факт создания этого мира Вс-вышним и дошли даже до того, что приписали создание мира самим себе - Фараон сказал: «Нил мой, и я создал его» (Йехезкель 29:3 и 9 ).

Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай .

Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях , подверглись десяти казням.

Связь 10 казней с целью творения

Чтобы ответить на вторую часть вопроса - почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке - давайте разберём сказанное выше немного подробней.

Мишна в начале пятой главы трактата Авот говорит так: «Десятью речениями был создан мир. Чему это нас учит? Разве он не мог быть создан одним речением? А для того [он был создан именно так], чтобы наказать преступников, которые губят мир, созданный десятью речениями, и вознаградить праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью речениями».

Почему же за поддержание существования мира, созданного бо льшим количеством речений, полагается бо льшая награда?

Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.

Дело в том, что создание мира - это процесс сокрытия лика Творца. (В Святом языке слово «мир» - олам и слово «сокрытие» - hээлем - образованы от одного корня).

Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.

Десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. С их помощью была создана ситуация, когда есть возможность нарушить волю Вс-вышнего. Нарушение - это как раз то, при помощи чего преступники, как говорит мишна, «губят мир».

К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.

Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.

Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.

Суть казней и их порядок

Как было сказано, десять речений обеспечили существование свободы выбора. Последовательно ошибаясь в принятии решений морального свойства (подчиняясь своему дурному началу), египтяне опустились на такой уровень, что стали отрицать даже первое речение «В начале создания Вс-могущим неба и земли» - «Нил мой, и я создал его». В большой мере они увлекли за собой и подвластных им евреев. Чтобы ослабить силу зла, нужно было, чтобы власть Вс-вышнего проявилась, раскрылась именно в тех аспектах существования, в которых восторжествовала тьма, и в том же порядке.

Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.

Последнее речение говорит о том, что наше благосостояние зависит от благословления, которое посылает нам Вс-вышнего: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу»(Берешит 1:29 ). Дальше Тора объясняет, как тут можно ошибиться: «Сила моя и мощь руки моей доставили мне богатство это»(Дварим 8:17 ).

Теперь понятно, что не случайно первая казнь - кровь - поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.

Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).

Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.

Каким образом смерть первенцев соответствует речению «В начале создания Вс-могущим неба и земли»?

Первенец - «реализация» возможности родителей участвовать в сотворении жизни. Только благодаря первенцу его родители становятся родителями. Здесь можно провести параллель с тем, как Творец реализовал Свою возможность творить, произнеся первое речение.

10 Казней - по порядку

Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.

Кровь («дам» ) - вода в Ниле превратилась в кровь, и одновременно вся вода в Египте стала кровью.

Жабы («цфардеа» ) - Египет заполонили вышедшие из реки жабы.

Вши («киним») - весь Египет наполнился вшами.

Дикие звери («аров») - нашествие диких зверей на Египет.

Мор («девер») - падеж египетского скота.

Нарывы («шхин») - гнойные язвы на теле египтян.

Град («барад») - крупный «огненный» град, уничтоживший большую часть урожая («огненный» - т.к. согласно мидрашу, внутри каждой градины был огонь).

Саранча («арбе») - небывалое нашествие саранчи, уничтожившей то, что не было побито градом.

Мрак («хошех») - весь Египет окутала густая, непроницаемая мгла, которая держалась несколько дней.

Поражение первенцев («макат бхорот») - смерть первенцев в каждой египетской семье, от первенцев человека до первенца скота.

Божья кара по определению должна быть во сто крат изощренней и страшней любой казни, придуманной людьми. Земные правители могли казнить сотни, тысячи людей, а небесные - целые народы. Именно так поступил Всевышний по отношению к египтянам, когда их фараон отказался отпустить иудеев из Египта.

Однако ученые сомневаются в том, что страшные беды, обрушившиеся на Египет, были вызваны волей небес, и объясняют их вполне земными причинами.

Согласно библейской Книге Исход, древние израильтяне страдали под гнетом египетского фараона и не знали, как из него вырваться. И тогда Господь явился Моисею в виде неопалимой купины (пылающего тернового куста) и повелел ему освободить свой народ из рабства и вести его в Землю обетованную. Моисей и его брат Аарон пришли к фараону и потребовали именем Господа отпустить евреев из Египта. У фараона были свои боги, которым он поклонялся, поэтому он только посмеялся над угрозой кары от какого-то там христианского Бога. И отказал просителям. Нашла коса на камень. Христианский Бог наслал на египетский народ 10 страшных казней, прежде чем фараон уступил ему.

Тайна папируса

Современные ученые не только установили, что беды, обрушившиеся на Египет, - не выдумка, но и выяснили, когда они происходили. Благодаря переводу старинного папируса, написанного египтянином по имени Ипувер и хранящегося в Лейденском музее в Голландии, было установлено, что казни египетские происходили во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.


Но главное - ученые обосновали, что вызваны они были вполне естественными причинами. Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности, выяснила, что при Рамсесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой, что могло повлечь за собой ряд природных катаклизмов.

Сначала на глазах фараона «вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела». Но фараон решил, что причиной тому не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил иудеев. В Книге Исход плохими советчиками, доказывавшими фараону, что беды, постигшие Египет, - не гнев Божий, а колдовство, были египетские волхвы Иан-ний и Иамврий.

Современные ученые уверены, что дело обошлось без колдовства. Один из видов цианобактерий при умирании окрашивает воду в красный цвет и снижает уровень кислорода, из-за чего в воде все гибнет и она становится непригодной для питья.



Вторую казнь связывают с нашествием жаб: «Вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Причем они не просто вышли, а действовали, как было обещано фараону: «Они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои». Ученые обосновали это тем, что после того как в Ниле из-за цианобактерий образовался недостаток кислорода, у головастиков включилась система выживания. Их щитовидная железа вырабатывала большое количество гормонов роста, и головастики превращались в лягушек в два раза быстрей. Это повлекло за собой и нашествие лягушек.

Еще одна казнь была связана с большим количеством мошки: «Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской». Волхвы отступились и попросили фараона отпустить иудеев на все четыре стороны, но тот оставался непреклонен.



Расплодившиеся лягушки не смогли прокормить себя и погибли, еще раньше из-за цианобактерий погибла рыба. В результате в отсутствие естественных врагов начали усиленно размножаться мошки. И тут же говорится: «Налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух».

Кто были эти песьи мухи -достоверно не известно. Принято считать, что это были насекомые, совмещавшие свойства мух и собак. Они летали как мухи, но нападали с собачьим остервенением. Скорее всего, под песьими мухами подразумевались оводы.

Их нашествие было обусловлено теми же причинами, что и массированные атаки мошек на людей и животных. Причем в некоторых источниках мошки и песьи мухи действовали вместе в период третьей казни, а четвертой казнью стало нашествие диких зверей и хищных птиц, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу.

Продолжение несчастий

В перечне казней египетских упоминается и то, что у всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь иудеев. Это объясняется довольно просто: мор скота был вызван нашествием мошек и песьих мух, разносчиков болезней. Рядом с этим соседствует и упоминание о том, как покрылись тела египтян и их животных страшными язвами и нарывами. Но и здесь виной тому были кожные заболевания у людей, причиной которых тоже стали укусы мошек и песьих мух.

Седьмой казнью египетской стал град. Об этом сказано так: «И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал».

Ученые считают, что виновником этой беды стало извержение вулкана Санторин в Средиземном море, когда огромное облако пыли понесло ветром в сторону Египта. Вода, соединяясь с частичками вулканической пыли, превращалась в градины, которые и падали на землю.

Неудивительно, что вскоре после этого страну одолела саранча, «И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве... и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле В Египетской», - так говорит об этом Библия.



Известно, что саранча любит влажную атмосферу, необходимую, чтобы откладывать яйца. Поэтому ничего удивительного, что после дождя с градом она устремилась в Египет.

Следующая казнь и вовсе вошла в пословицу: «Была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня».

При раскопках в Аварисе (Египет) были обнаружены камни из застывшей лавы, похожие на пемзу. А ученый Макс Бихлер доказал, что эти камни из вулкана на острове Санторин. Так что после извержения этого вулкана пыль и пепел вполне могли закрыть солнце на три дня.

Гибель первенцев

Вполне материальными причинами можно объяснить и гибель египетских детей - старших сыновей в семье. Об этом говорится так: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота».

Ученые объяснили это естественными причинами, а именно воздействием на первенцев токсинов грибка Stachyborys atra, попавшего в зернохранилища из экскрементов саранчи и расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов. Из токсинов этого грибка образовался сильный яд - микотоксин.

По египетской традиции старшие сыновья питались первыми и получали двойную порцию. А среди скота первым к кормушке обычно пробивается самое сильное старшее животное. В результате первенцы среди людей и скота и отравились первыми.

Все десять казней выглядят страшными, но десятая превосходит их все по изощренности. Причем чем-то она напоминает Варфоломеевскую ночь. По преданию, Господь повелел каждой иудейской семье зарезать ягненка, пометить его кровью входы в свои дома и пировать по домам всю ночь.

Отличие от Варфоломеевской ночи лишь в том, что иудеи помечали крестами свои дома, а не дома сторонников другой религии, и убивали не своими руками. Ночью на землю спустился ангел смерти и пошел по Египту, умерщвляя первого ребенка в каждой семье, чей дом не был помечен кровью. В том числе им был убит и наследник фараона.

После этого фараон сдался - разрешил евреям покинуть Египет, забрав все свое имущество. Начался собственно Исход. Из Египта ушли, по оценке экспертов, больше трех миллионов иудеев. Моисей повел их в Землю обетованную, каковой оказалась Палестина. А в память о пиршестве во время десятой казни египетской, предварявшем освобождение от рабства, был установлен праздник Песах (от слова «песах» - обойти стороной, миновать).

Олег ЛОГИНОВ

Обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью .
  2. Казнь жабами .
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки , пухоеды , вши , клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы .
  7. Гром , молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи .
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

Наказание кровью

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить её высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх. ).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унёс он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых .
И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Темнота, павшая на Египет, была необычной, она была густая и плотная, так что её можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придёт, то будет казнён. И сказал тогда Моисей, что не придёт он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья-первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход .

Историчность сюжета

Критика

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских». [ ]

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошёл исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии. [ ]

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. ), а также какими животными было запряжено 600 колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев ().

Ответ на критику

Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера , все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону. [ ]

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре километров от столицы Аварис , издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч - втрое больше населения Авариса того времени - можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Скот мог быть разведён от еврейского, который не был подвергнут мору, а также мог быть куплен в других странах.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера , находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха .

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских . Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.) русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.) русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы » - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб . (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных , по его версии это были жабы рода «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции).
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.) русск. (разновидность мокрецов). (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна , Эндрю Шпильмана , и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза .)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап , передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию . Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. , Исх. , Исх. , Исх. , Втор. )
  • 3 дня без Солнца - это песчаная буря , продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму .
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.) русск. , расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Георга Генделя «Израиль в Египте» (англ. Israel in Egypt ‎; 1739).
  • Текст песни «Creeping Death » (1984) группы «Metallica » написан от имени ангела смерти, описывающего 10 казней египетских.
  • Второй альбом «Exodus» российской группы «Shokran» полностью посвящён 10 казням, все 10 треков альбома названы согласно наименованиям казней, а лирика описывает событие каждой казни [

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

1.Наказание кровью
2.Казнь лягушками
3.Нашествие мошек
4.Наказание пёсьими мухами
5.Мор скота
6.Язвы и нарывы
7.Гром, молнии и огненный град
8.Нашествие саранчи
9.Необычная темнота (тьма египетская)
10.Смерть первенцев

Наказание кровью.
Первая казнь

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

(Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками
Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

(Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек
Третья казнь

На Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

(Исх.8:17-19)

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами
И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

(Исх.8:20-25)

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь
Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил. (Исх. 9: 3-11)

Язвы и нарывы
Шестая казнь

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.
Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал

(Исх.9:23-25)

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Необычная темнота
Девятая казнь Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их

(Исх.10:22-23)

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев
Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота

(Исх.12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.