Как беречь чистую воду. Необходимо ли беречь воду? «Воду нужно беречь» - все

Латыпов Г.Т. 1

Байгудинова А.М. 1

1 Муниципальное бюджетное муниципальное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 города Красногорска

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цели:

Понимать значение воды

Знать сведения об источниках загрязнения воды

На какие источники загрязнения могут повлиять дети.

Учить детей беречь водопроводную воду.

Формирование навыков нравственного поведения в природе.

Задачи:

Формировать умение работать с разными источниками информации по данной теме, отбирать материал, выбирать главное, делать выводы;

Формировать у детей понятие о воде, как источнике жизни и здоровья, средстве закаливания и личной гигиены;

Воспитывать бережное отношение к воде, желание заботиться о своём здоровье.

Тему исследования «Зачем нужно беречь воду?» мы выбрали не случайно. Мы провели большую целенаправленную подготовительную работу: на уроках природоведения мы провели практические работы по исследованию свойств и качеств воды. Установили контакт с объектами изучения в Московском Музее наблюдали, как работают очистные сооружения.

Мотив выбора темы. Человек, бесспорно, влияет на природу. И не всегда его действия благотворны. Примеров пагубных последствий хозяйственной деятельности человека множество и черпать их можно, начиная с древности. В V веке до нашей эры персидский царь Кир переправлялся со своим войском через реку Диала (запад современного Ирана). Во время переправы утонул любимый конь царя, его унесло потоком воды на глазах хозяина. Разгневанный царь приказал солдатам наказать реку. По царскому слову было прорыто 360 каналов. Примерно за год вода ушла, а затем засуха обрушилась на крестьянские поля. Места стали бесплодными, крестьяне были вынуждены уйти с этих мест. Более 1000 лет понадобилось, чтобы на месте некогда полноводной реки возник слабый ручеёк, но до сих пор он не превратился в нормальную реку. Сейчас географы относят этот район к полупустынным.

Безумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности - промышленные и бытовые стоки, это ведёт к истощению водных ресурсов.

Актуальность. В настоящее время существует проблема воды.. 2/3 населения планеты испытывает нехватку питьевой воды. Ежегодно 5 млн. человек в развивающихся странах умирает от болезней, связанных с низким качеством воды.

Вода - добрый друг и помощник человека. Человечество использует воды Мирового океана, они играют важнейшую роль в производстве энергии. Существуют электростанции использующие силу прибоя, волн. Эта жидкость нужна не только для поддержания жизни человека. Без неё немыслима ни одна сфера производства.

Вода! Голубая, нежная, чистая! Что может лучше её? Она дает жизнь всему живому. Вода входит в состав каждой клетки! Но в быту и на производстве нам нужна не любая вода, а пресная.

А разве можно жить без воды? С таким пренебрежением к этому безвкусному, бесцветному и одновременно бесценному! веществу могут относиться лишь жители больших городов. Те, кто вырос в деревне, знают, как тяжело достается питьевая вода… А скажите что-либо в таком пренебрежительном тоне жителю пустыни… Ведь и о кислороде мы не думаем, пока нам легко дышится. А стоит лишиться его, как мы готовы отдать все, что у нас есть за глоток чистого, свежего воздуха. Задумались? Вот теперь мы и поговорим о ВОДЕ.

Как вы думаете, сколько лет московскому водопроводу?

Давайте представим, каково жилось в Москве 200 лет тому назад, когда этого самого водопровода и в помине не было? Вообще-то во времена, когда на берегах Москвы-реки только начинали селиться люди, проблемы с чистой питьевой водой не было. Еще полтысячелетия назад лесисто-болотистая территория современной Москвы и ближайших ее окрестностей была испещрена долинами рек и ручьев, которых насчитывалось несколько сот! Увы! В результате бездумного отношения человека к природе, эта гидросистема практически утрачена. Тем не менее — помимо трех главных рек — Москвы-реки, Яузы и Неглинной, практически скрытой под толщами "культурного" слоя, в современной Москве насчитываются более 50! малых рек..

ИСТОРИЯ ВОДОПРОВОДА МОСКВЫ.

Вплоть до 1804 года (заметьте, в этом году исполняется 200 лет) москвичи пили воду из Москвы-реки, Неглинки и других речек, протекающих по территории города. Однако, сказать, что до этого времени в Москве не было системы водоснабжения было бы неправильно. Люди богатые выкапывали во дворах своих городских усадеб колодцы и целые пруды, запасаясь водой и для питья, и для хозяйственных нужд. Вода Пресненских прудов, например, считалась когда-то самой лучшей в Москве и шла для стола самого царя Алексея Михайловича! Но из речек не только пили. Воды рек крутили колеса мельниц, перемалывающих привезенное в Москву зерно в муку. На берегах рек и прудов строились бани, так любимые русским народом… В реках купались, стирали белье, в них же попадали бытовые стоки, отработанные воды ремесленных производств. Постепенно водоемы превращались в грязные канавы. И, наконец, разрастающемуся городу чистой воды стало просто не хватать.

Московский Музей воды находится в старинной московской местности Крутицы — на территории здания, в котором с 18 июля 1898 года находилась Главная канализационная насосная станция столицы. В экспозиции музея показан весь сложный путь, который проходит природная вода, прежде чем попасть в квартиры москвичей и на промышленные предприятия, а затем после использования возвратиться в природу.

Очисткой и сбережением воды занимались еще с древних времен.(Приложение1)

В музее собраны интереснейшие материалы, знакомящие с историей создания, современным состоянием и перспективами развития одной из старейших служб жизнеобеспечения города, системой московского водопровода и канализации. Экспозиция рассказывает о первых кремлевских водопроводах, действующих во времена правления Ивана Калиты, Ивана III, Михаила Романова, об этапах строительства Мытищинского водопровода, сооруженного по указу Екатерины II, о вводе в строй первой системы канализации центральной части города, первой водопроводной станции в районе Рублева, первой станции биологической очистки сточных вод, Кожуховской станции аэрации. Демонстрирует, как со временем менялось их техническое оснащение, совершенствовалась технология.

Не легче дело обстоит с канализацией: пройдя пять ступеней очистки, вода из туалетов опять попадает в реки, — довольно сложная система, о которой мало пишут по соображениям приличий. Если весь этот процесс расписать во всех подробностях, мало кому захочется после этого пить воду из крана. Сначала влагу пропускают через сорозадерживающие решетки. Затем она последовательно попадает в «песколовки» (очищение от песка), «первичные радиальные отстойники» (где грязь оседает на дно), огромные иловые контейнеры (это скопления микроорганизмов, перерабатывающих органические загрязнения). Затем — вторичные отстойники, и снова в речку

Мы выдвигаем следующую гипотезу: пресной воды на Земле очень мало и если её не беречь, то через десятки лет она может закончиться.

Землю недаром называют голубой планетой.
В реках вода несолёная, а в морях солёная. Почему же так отличается морская вода от речной? В океанах, морях и некоторых крупных озёрах вода содержит разные минеральные соли, которые вымываются из земной коры. Поэтому морская вода солёная и непригодная для питья.
Пресной воды на Земле очень мало, и если её не беречь, то через десятки лет она может закончиться. Мы узнали, какие бывают озёра и что большая часть пресной воды находится в ледниках Антарктиды, что количество пресной воды катастрофически сокращается. Качество воды ухудшается, если 20 лет назад воду можно было пить из-под крана, то теперь этого делать нельзя.

Если покрутить глобус, то он практически весь синий, вода составляет 71% от общей поверхности Земли, но только 3% этих запасов составляет пресная вода.

На нашей территории находится самое глубокое и чистое озеро мира - Байкал. (Байкал содержит 25% мировых запасов пресных поверхностных вод.

В давние времена жители Бурятии одушевляли природу. Человек сохранял природу в первозданной ее красоте и чистоте.

Но самым святым во все века считалось озеро Байкал. Коренные жители свято чтили древние обычаи и всегда приносили дары и подношения хозяину Байкала, бросая деньги в Байкал. Каждый источник освящался.

Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Еще не так давно люди использовали ее целебные свойства для лечения болезней.
В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений. На берегах гнездится 200 видов птиц. В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее - байкальская нерпа.
Возраст этого величайшего дара природы, хранилища пятой части поверхностных пресных вод Земли примерно 25 млн. лет,
Горят и вырубаются леса в Национальных парках, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Отравляя все вокруг себя, работает Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища несознательных отдыхающих усеивают берега Байкала мусором.
Вода - источник жизни, она окружает нас, она везде, без неё не было бы жизни на земле. Слово «источник» обозначает то, из чего берётся, начинается что-либо, что служит основой для чего-либо. Учёные утверждают, что жизнь на Земле зародилась именно в воде.

В теле человека весом 70кг почти 50кг воды; 85% воды содержится в нашем мозге, 7% - в мускулах, 80%- в лёгких и почках.Чтобы осознать, насколько для нас важна вода, надо, чтобы каждый приблизительно измерил, сколько воды он расходует за один день.

Семья из 3 человек в среднем за один день расходует:

50 литров воды идёт на санитарно - гигиенические цели

2-3 литра расходуется на приготовление пищи

Итого: в день приблизительный расход воды составляет около 50-60 литров.
Запасы воды в организме человека постоянно расходуются. Поэтому их нужно непрерывно пополнять. Человек достаточно долго может прожить без пищи и только двое-трое суток - без воды.
За сутки человек теряет примерно 15 стаканов воды. Значит, такое же количество воды ему надо выпить (в виде супов, различных напитков).
Вода - незаменимое средство закаливания организма. Самым могучим способом закаливания является плавание и купание.
Помните: Чтоб долгим, здоровым был жизненный путь,

Про воду в питании ты не забудь.

Что же помогает нам побеждать микробов?

Запомните второе правило
От простой воды и мыла

У микробов тает сила.

Запомнить нужно навсегда:
Залог здоровья - чистота!
Запомните третье правило
Холодной водой начинай обливаться,
И будут тебя все микробы бояться.
При плавании давление воды улучшает дыхание, а это улучшает кровообращение во внутренних органах. Купание увеличивает содержание гемоглобина в крови. Вода действует и как естественный массажёр, улучшая питание кожи. Плавание благотворно действует на органы пищеварения и нервную систему, тренирует сердце и мышцы.

Если кран остался открытым, то чистая вода тратится впустую.
Из незакрытого крана чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижёй. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, люди вкладывают большой труд, строят специальные очистные сооружения.
Эти сооружения буквально захлёстывают огромное количество очень грязной воды. Они работают на пределе. Если кран остаётся открытым, то не только зря испорчена чистая вода, но и увеличивается количество грязной воды, а значит, нагрузка на очистные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но её качество год от года ухудшается.

Мы узнали, что существует промышленный способ очистки воды.

Макет снегосплавного пункта. Для переработки и очистки снега оборудован тремя молотковыми дробилками и пескоулавливателем. Растопленная сточными водами снежная масса направляется на станцию аэрации.

Москва-река загрязнена. Существует специальная организация «Гринпис» которая защищает природу, экологию. Мы должны и впредь беречь природу родного края. Развитие промышленности не должно способствовать более интенсивному загрязнению окружающей среды.

Человечеству стало не хватать воды не только в пустынях и странах с засушливым климатом, но даже там, где, казалось, пресной воды — море разливанное! Это вызвано и природными, и экологическими, и социальными факторами. Воды, пригодной для питья, становится все меньше. Кроме того — все больше денег требуется на ее очистку. С талыми водами в малые реки, впадающие в Москву-реку и в систему водохранилищ, попадает навоз. Человек и созданная им промышленность загрязняют то немногое, что еще выглядит чистым. Да и самих людей на планете, а особенно в городах, в мегаполисах, становится все больше. Много вреда приносят самовольно построенные на берегах водохранилищ дачи и коттеджи.

Наши многие озера тоже захламлены, лес засорён. Уничтожив леса, перекрыв питание рек, озер при строительстве железной дороги, мы в настоящее время имеем обмеление рек, исчезновение многих озер. Разрушено экологическое равновесие природной среды - отсюда, круглый год сильные ветры, пыль, засуха. При таком отношении к окружающей среде мы скоро будем жить в пустыне.

В результате загрязнения воды мы можем остаться без питьевой воды.

Это большая беда. Ведь уже сейчас есть города, где вода из крана течёт не всегда, и люди страдают от её нехватки. Если вы будете бережно относиться к воде, беречь ее, то время, когда в кране не будет чистой воды, не наступит никогда. И запомните правило:
Бережливым будь с водой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Поэтому мы призываем всех:

Не загрязняйте территории родного края и окружающей среды.

Не бросайте мусор в воду.

Не загрязняйте водоемы!

Помните! Вода - это источник жизни для человека, животных, растений

Берегите воду!

Список литературы.

Приложение

1.Фотографии из экскурсии в Московский Музей воды

2. Специальные выпуски журнала "Детская энциклопедия" "Водопровод от А до Я" и "Вторая жизнь воды", подготовленных еженедельником "АиФ" совместно с МГП Водоканал.

Предлагаем посмотреть снимки из экскурсии

Экскурсия в Московский Музей Воды.

В музее воды представлен также и аппарат нового образца. Его проходимость гораздо выше, так как он умеет не только плавать, но и ездить

Похоже на диск от старого телефона, а на самом деле это шкала для определения мутности воды

Сбор и очистка снега

Номинация «Вода в доме»

1. Введение

2. Цель

3. Задачи

4. Актуальность

5. Вывод

6. Приложение

Введение

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: « Почему воду надо беречь природу».

Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи:

  • Узнать о запасах пресной воды.
  • Выяснить, где мы теряем воду.
  • Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.

Приблизительная продолжительность проекта : 5-6 месяцев

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Технологии – оборудование:

1. Фотопарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер; 5. Видеокамера; 6. Другие: магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.

Ресурсы: Проведение экскурсии к реке, водоканалу.

Методы:

  • самостоятельное обдумывание,
  • чтение книг,
  • поиск информации в Интернете,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Актуальность

Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.

Информация из Интернета.

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

2 % воды - это льды.

1 % воды – это пресная вода.

3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).

69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

24-30 % - грунтовые воды.

0,5 % - атмосферная влага.

0,5 % - поверхностные воды.

Интересные факты о воде.

Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.

Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.

На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.

При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.

При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.

Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап.

Подборка материала, пособий, литературы по теме.

Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».

Чтение ребёнку сказки о воде: Б.Заходер «Как люди обидели реку».

Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:

  • Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
  • Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
  • Беседует: «Как мы бережем воду дома», « Как она попадает в кран».
  • Знакомится с водой и ее свойствами.

Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.

Я провела с ребёнком наблюдение за краном, который неплотно закрыт и мы выяснили, что:

Время

Количество воды

360 капель = 35 мл

Эксперимент «Отношение к воде»

Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.

СВОЙСТВА ВОДЫ

Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.

Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой . Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.

Вопросы: 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2.Должен ли каждый человек беречь воду?

Ответы

да

Нет

не знаю

да

нет

не знаю

Родственники

Соседи

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли.

Заключение.

Чтобы сократить потери воды, надо:

  • не оставлять краны открытыми;
  • следить за исправностью кранов;
  • регулировать силу струи воды;
  • мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
  • выключать воду, пока чистим зубы;
  • уменьшать напор, когда моем посуду;
  • в унитазе снизить уровень заполнения;
  • мыть посуду в чашке.

Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

Приложение.


Первый опыт.

Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

Однажды, получив квитанцию квартплаты, мама расстроенно воскликнула: «Ничего себе!» Я поинтересовалась, что такое, и услышала - высокая квартплата. «А можно ли её как-нибудь уменьшить?» - спросила я. Мама ответила: «Можно, если экономно расходовать воду». А на следующий день на уроке окружающего мира я услышала, что пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Тогда я решила узнать, как можно беречь воду. Поэтому я выбрала тему исследования «Почему нужно беречь воду и как это делать».

Проблема: Как экономить воду?

Цель: Доказать, что к пресной воде нужно относиться бережно.

Задачи:
-уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;
- проанализировать научную информацию по теме;
- узнать о запасах пресной воды;
- описать причины загрязнения водоемов;
- доказать необходимость бережного отношения к воде;
- выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме;
- определить, как устранить потери воды.

Объект исследования : пресная вода.

Предмет исследования: как сберечь пресную воду.

Гипотезы .
Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее.
Если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Этапы работы:
Изучение справочной литературы по теме и поиск информации в интернете.
Наблюдение.
Эксперимент.
Социологический опрос.
Анализ, сравнение и обобщение полученной информации.

Вода ее роль и значение. Факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.Вода - источник жизни
Вода — основа жизни на нашей планете. Тяжело найти такое природное тело, которое бы не содержало в себе воды. Влагу содержат даже камни и огненная магма. Растительный мир состоит из воды на 70-95%.
Вода для человеческого организма — это второе по значимости вещество после кислорода. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды — не более 7 дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода нужна всему живому на Земле.
Вода находится везде - в океанах, морях, реках и озёрах, под землёй и в почве, может быть в виде снега и льда, облаков, тумана, пара, дождя, снега, подземных рек и озёр.
Общее количество воды на Земле не меняется. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды сокращаются из-за загрязнения.

Распределение воды на Земле:
97 % воды на планете - это солёные воды морей и океанов.
3 % (то есть 3,95 млн куб. км- это около 150 озер Байкал) -пресные воды, пригодные для человека.
Запасы пресной воды распределены так:
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
24-30 % - грунтовые воды.
0,5 % - атмосферная влага.
0,5 % - поверхностные воды.

Подавляющее большинство воды на планете Земля--это соленая вода (97%) которая не подходит ни людям, ни животным (за исключением морских животных), ни растениям.
Большинство пресной воды-- это снега и льды. В России много ледников в Арктике, на Кавказе, Камчатке, Алтае, в Сибири. Небольшая часть запасов пресных вод находится в реках и озёрах, их в России около 2 млн. На долю одного только Байкала приходится 88 % запасов пресной воды России! Грунтовые воды распространены по всей территории России на различной глубине.
Я узнала, что:
* 70% земной поверхности занято водой, то есть вода - самый распространенный элемент на Земле.
* В мире воду используют не только для непосредственного потребления человеком (питье, приготовление пищи), но еще для множества других целей: среди отраслей экономики нашей страны первое место по потреблению воды занимает сельское хозяйство. Для получения 1 т пшеницы необходимо 1500 т воды, 1т риса — более 7000 т, 1т хлопка — около10 000 т.
Второе место отводится промышленности. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать, не используя воду из природных источников. Потребность предприятий в воде изменяется в широких пределах и зависит от вида получаемой продукции, принятой технологии, системы водоснабжения (прямоточной или водооборотной), климатических условий и т. п. Так, для получения 1 т угля затрачивается 2 т воды, стали — 15—20 т, целлюлозы — 400—500 т, синтетического волокна — 500 м3.
Третье место по водоемкости занимает коммунальное хозяйство городов. Значительный объем чистой воды затрачивается на разбавление, обеззараживание стоков и отбросов промышленности, сельского хозяйства, строительства, населенных пунктов и транспортных путей, т. е. на борьбу с загрязнением гидросферы.
* В среднем, человек тратит 250 литров воды в день. И для человека она никак незаменима. За свою жизнь он использует около 640000 литров. Именно вода заботиться о жизненных процессах, происходящих в нашем организме, производит биологические реакции, помогает желудку переваривать пищу и извлекать из нее питательные вещества.
Вода в опасности!
Всегда существовало естественное загрязнение воды - это разрушение горных пород, вулканическая активность, выделение продуктов жизнедеятельности различных организмов, которые живут в воде. Например, паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам.
Однако объём естественных загрязняющих веществ очень мал по сравнению с производимыми человеком. Но с развитием человечества возникла проблема искусственного загрязнения.
Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Безобидное, на первый взгляд, широкое применение в быту и промышленности моющих и чистящих средств, приводит к увеличению их в сточных водах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы. А ведь достаточно добавить в 1 литр воды всего 1 миллиграмм синтетического моющего средства, и уже погибнут мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. А если добавить 5 мг, гибнет рыба. Кроме этого из водоемов они попадают в водопроводные трубы- а значит, и к нам в пищу!
Чаще всего мы не видим загрязнение воды невооруженным взглядом, так как загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, «радужные» разводы нефтепродуктов и неочищенные стоки. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ, которые, соединяясь друг с другом,дают новые химические соединения. В воде может быть обнаружено повышенное количество токсичных тяжелых металлов (таких как кадмий, ртуть, свинец, хром), пестициды и многое другое. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти, которая тонкой пленкой покрывает поверхность воды и нарушает поступление кислорода. Птицы и звери, попавшие в нефтяную пленку, гибнут, так как прекращается доступ кислорода.Также нефтепродукты вызывают различные изменения и стремительное размножение микроорганизмов, которые вызывают различные массовые заболевания.
С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

Охрана воды
Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.
Несколько десятилетий назад реки благодаря самоочищающей функции справлялись с очищением вод. Теперь же в наиболее обжитых районах страны в результате строительства новых городов и промышленных предприятий створы водопользования расположены столь плотно, что нередко места сброса сточных вод и водозаборы находятся практически рядом. Поэтому разработке и внедрению эффективных методов очистки и доочистки сточных вод, очистки и обезвреживания водопроводной воды уделяется все больше внимания.
Последовательная очистка сточных вод на современных предприятиях предполагает проведение первичной, механической очистки и вторичной, биологической. Обеззараживание сточных вод проводится посредством их хлорирования и озонирования.
Даже современные очистные сооружения справляются со своей задачей только на 85-90% и лишь в отдельных случаях - на 95%. Поэтому даже после очистки сточные воды необходимо разбавлять чистой водой в 6-12 раз. Только при таком условии сохраняется нормальная жизнедеятельность водных экосистем.
В защите водных ресурсов от загрязнения важное значение имеет комплекс мер, который включает в себя создание комплексных районных схем водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод. Должен быть строгий контроль за качеством воды в источниках, где происходит забор и разработка методов качественной очистки.
Необходимо подчеркнуть, что одной из основных мер борьбы с загрязнением служит прекращение рассматривать водные объекты в качестве приемников сточных вод. Одни и те же водотоки и водоемы, при возможности, не должны одновременно использоваться для водозабора и приема сточных вод.

Почему воду надо беречь
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли (жители Африки и Азии)испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
Годовой сток Российских рек — 4 тыс. км3 воды, т. е. в 10 раз больше, чем годовой ее расход. На первый взгляд воды хватит с избытком. На деле оказывается не совсем так. Три четверти речной воды стекает в море за
3 месяца весеннего половодья. Чтобы круглый год иметь в распоряжении достаточно воды, мы перегораживаем реки плотинами и запасаем воду в водохранилищах. Работа эта трудная и дорогая.
Природа несправедливо распределила пресную воду на поверхности суши. На севере, где мало солнца и почва не особенно плодородная, воды много. На юге — в украинских и приволжских степях, в пустынях Средней Азии много солнца и почва плодородная, а воды мало. Иногда там, где земля богата углем и рудой, где самое подходящее место для развития промышленности, тоже оказывается мало воды. Чтобы напоить иссушенные зноем земли и обеспечить водой промышленность, проводят каналы на десятки и сотни километров. Их сооружение обходится дороже, чем постройка плотин и водохранилищ. Во многих местах подземные воды приходится выкачивать с помощью насосных станций. Словом, вода — дорогой «материал», и, чем больше расстояние, на которое приходится ее доставлять, тем она дороже.
Мы можем прорыть каналы, создать водохранилища и использовать подземные воды. Это обеспечит орошение полей и снабжение водой городов и промышленности. Нам не грозит недостаток пресной воды, но нам угрожает нечто более страшное — недостаток чистой воды.

Загрязнение воды в наши дни стало всемирным бедствием. Вот почему воду нужно беречь!

Интересные сведения:
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.
При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа. То есть, если объем ванны составляет 300 литров, то при принятии душа мы экономим 200 литров!
На приготовление пищи в сутки тратится 30-40 литров воды.
В выходные расход воды в доме увеличивается на 100-150 литров.

Берегите воду.

I. Выбор темы исследования.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

II. Цель исследования.

Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

III. Задачи исследования.

Проанализировать научную информацию по теме;
описать причины загрязнения водоемов;
познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
доказать необходимость бережного отношения к воде;
выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

IV. Объект, предмет и база исследования:

Объект исследования: экология;

Предмет исследования: вода – источник жизни;

База исследования: учащиеся, их родители.

V. Гипотеза исследования.

Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!

VI. Методы исследования:

анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.

VII. Результаты исследования:

Вода – источник жизни.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Сначала она несла на себе первые утлые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…

Вода в опасности!

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах . При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду .

Охрана воды.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие . Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.

Почему воду надо беречь.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

Наши исследования.

Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г. Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к данной проблеме.

В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.

Опасно ли загрязнение воды для человека?

Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе?

Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?

Должен ли каждый человек беречь воду?

Взрослые

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.

Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.

Классный час “Почему воду нужно беречь?”

Цели:

дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Организационный момент.

Сообщение темы и целей классного часа.

Учитель.

Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно беречь?”

Введение в тему.

Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Ученик.

Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Ученик

Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Учитель.

Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”

Вопросы

По горизонтали:

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

По вертикали:

1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

Ответы:

По горизонтали:

6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали:

1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.

Ученик.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Ученик.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…

Учитель.

Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий.

Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка.

Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель.

Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Ученики.

Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель.

Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Ученик.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Результаты исследовательской работы.

Учитель.

У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.

Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.

Прослушивание докладов учеников по теме исследования.

Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.

Подведение итогов.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.

Ученики.

    Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.

    Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

    Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

    Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

    Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

    Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Учитель.

Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.

Выводы:

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

«Воду нужно беречь» - твердят родители и учителя, дома и в школе. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же ее беречь, если ее вон сколько вокруг?

Дома отвернул краны – течет, хорошим напором, широкой струей. Хочешь тебе – холодная, хочешь - горячая. Готовь еду, купайся, стирай, сколько влезет. На улице измазался, играя в футбол, – колонка неподалеку. Нажал на рычаг – вода льется рекой, мойся, плещись сколько угодно. А вон по городу и за городом - сколько озер, рек, прудов. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаешь понимать, зачем же ее так беречь, воду-то эту, если ее огромные объемы, куда ни взгляни.

Теперь давайте посчитаем более конкретно. Каждый человек ежедневно выпивает около полутора-двух литров воды. Да плюс суп, да еще чай, кофе, компоты всякие. Это только внутрь. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из жильцов многоквартирного дома. А в деревне еще коровок-овечек напоить, а огород полить каждый вечер в жаркую погоду. Еще вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая энергию для нас, еще переносит на своих волнах огромные корабли. А сколько воды используется на любом производстве! Для охлаждения, увлажнения, промывания. Тонны, десятки тонн, сотни тысяч тонн ежедневно.

А теперь посмотрим на нашу планету. Нет, не на Вселенную – она как раз бесконечна. А планета, Земля? У нее есть северная и южная крайние точки, западная и восточная. То есть она ограничена в размерах, как ни крути. А, следовательно, ограничены и ее природные ресурсы. Представьте на минуточку: вода может закончиться! Одновременно, на всей планете. То есть совсем-совсем. Ни к соседям не сходить, чтобы набрать воды в чайник, ни у колонки не вымыться, и воды тебе ни отдадут, ни продадут ни за какие богатства мира. Представили? И как? Не очень, правда? Ну, помыться можно и подождать. А суп сварить? А просто – глотнуть свежей чистой воды, придя с тренировки или вернувшись домой с жаркой улицы. А между тем, в течение одних суток, то есть двадцати четырех часов, человечество использует – вдумайтесь на минутку – семь миллиардов тонн воды! Даже страшно себе представить такое количество, не говоря уж о том, чтобы с ним навсегда попрощаться.

Да что там говорить – на нашей планете уже и сейчас существуют населенные пункты, страны и даже целые части материков, где люди страдают от нехватки воды. И будьте уверены: там они ее так бездумно не расходуют, берегут каждую капельку и очень точно просчитывают, сколько и когда ее потратят. Вот для того чтобы не пришлось скоро считать каждую каплю воды всему человечеству на Земле, воду крайне необходимо беречь. Закрывать краны, как только перестаешь пользоваться водой, экономно расходовать ее на любые нужды. Ну и, конечно, стараться не засорять любой из водоемов, будь то речка, озеро или пруд – каждому из нас когда-то придется напиться из такого же.

Номинация «Вода в доме»

1. Введение

4. Актуальность

6. Приложение

Введение

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому выбрали тему исследования: « Почему воду надо беречь природу».

Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи:

  • Узнать о запасах пресной воды.
  • Выяснить, где мы теряем воду.
  • Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.

Приблизительная продолжительность проекта : 5-6 месяцев

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Технологии – оборудование:

1. Фотопарат; 2. Компьютер; 3. Интернет; 4. Принтер; 5. Видеокамера; 6. Другие: магнитофон для прослушивания музыки на природе; организация игр с ребёнком.

Ресурсы: Проведение экскурсии к реке, водоканалу.

Методы:

  • самостоятельное обдумывание,
  • чтение книг,
  • поиск информации в Интернете,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Актуальность

Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Почему надо беречь воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Почему надо беречь воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.

Информация из Интернета.

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.

2 % воды - это льды.

1 % воды – это пресная вода.

3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).

69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.

24-30 % - грунтовые воды.

0,5 % - атмосферная влага.

0,5 % - поверхностные воды.

Интересные факты о воде.

Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.

Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.

На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.

При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.

При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.

Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Подготовительный этап.

Подборка материала, пособий, литературы по теме.

Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».

Чтение ребёнку сказки о воде: Б.Заходер «Как люди обидели реку».

Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».

Исследовательский этап.

В течение проекта ребёнок вместе с взрослым:

  • Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
  • Проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
  • Беседует: «Как мы бережем воду дома», « Как она попадает в кран».
  • Знакомится с водой и ее свойствами.

Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.

Я провела с ребёнком наблюдение за краном, который неплотно закрыт и мы выяснили, что:

Время

Количество воды

360 капель = 35 мл

Эксперимент «Отношение к воде»

Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.

СВОЙСТВА ВОДЫ

Во время опытов мы выяснили, какие бывают свойства воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, растворительная, текучая.

Во время работы с проектом провели опыты и экспериментирование с водой. Создали картотеку с опытами. Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, по сбережению воды, мы провели интервью среди родственников и соседей. Проанализировав, ответы родственников и соседей мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других людей к данной проблеме.

Вопросы: 1. Опасно ли загрязнение воды для человека? 2.Должен ли каждый человек беречь воду?

Родственники

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что большинство людей осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли.

Заключение.

Чтобы сократить потери воды, надо:

  • не оставлять краны открытыми;
  • следить за исправностью кранов;
  • регулировать силу струи воды;
  • мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
  • выключать воду, пока чистим зубы;
  • уменьшать напор, когда моем посуду;
  • в унитазе снизить уровень заполнения;
  • мыть посуду в чашке.

Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

Приложение.


Первый опыт.

Цель: Выяснить, что происходит с водой в процессе замерзания.

Вывод: Объём воды увеличивается.

Россия,Республика Бурятия,Муйский район, п. Таксимо

МБОУ "Таксимовская СОШ № 1 им. А. А. Мезенцева"

Учитель начальных классов

Байгудинова Айгуль Мухаметкалиевна

Ученица Тихонова Люба

«Зачем нужно беречь воду?»

Цели:

  • Понимать значение воды.
  • Знать сведения об источниках загрязнения воды.
  • На какие источники загрязнения могут повлиять дети.
  • Учить детей беречь водопроводную воду.
  • Развивать чувство ответственности за сохранение чистоты водоемов и прилегающих территорий.
  • Формирование навыков нравственного поведения в природе.

Задачи:

  • Формировать умение работать с разными источниками информации по данной теме, отбирать материал, выбирать главное, создавать конечный результат, делать выводы;
  • Формировать у детей понятие о воде как источнике жизни и здоровья, средстве закаливания и личной гигиены;
  • дать сведения об источниках загрязнения воды и водоёмов;
  • развивать чувство ответственности за сохранение чистоты водоёмов и прилегающих к ним территорий;
  • Воспитывать бережное отношение к воде, желание заботиться о своём здоровье.

Мотив выбора темы. Человек, бесспорно, влияет на природу. И не всегда его действия благотворны. Примеров пагубных последствий хозяйственной деятельности человека множество и черпать их можно, начиная с древности. В V веке до нашей эры персидский царь Кир переправлялся со своим войском через реку Диала (запад современного Ирана). Во время переправы утонул любимый конь царя, его унесло потоком воды на глазах хозяина. Разгневанный царь приказал солдатам наказать реку. По царскому слову было прорыто 360 каналов. Примерно за год вода ушла, а затем засуха обрушилась на крестьянские поля. Места стали бесплодными, крестьяне были вынуждены уйти с этих мест. Более 1000 лет понадобилось, чтобы на месте некогда полноводной реки возник слабый ручеёк, но до сих пор он не превратился в нормальную реку. Сейчас географы относят этот район к полупустынным.

Безумная эксплуатация природных вод становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности - промышленные и бытовые стоки, это ведёт к истощению водных ресурсов.

Актуальность. В настоящее время существует проблема воды.. 2/3 населения планеты испытывает нехватку питьевой воды. Ежегодно 5 млн. человек в развивающихся странах умирает от болезней, связанных с низким качеством воды.

Вода - добрый друг и помощник человека. Человечество использует воды Мирового океана, они играют важнейшую роль в производстве энергии. Существуют электростанции использующие силу прибоя, волн. Эта жидкость нужна не только для поддержания жизни человека. Без неё немыслима ни одна сфера производства.

Вода! Голубая, нежная, чистая! Что может лучше её? Она дает жизнь всему живому. Вода входит в состав каждой клетки! Но в быту и на производстве нам нужна не любая вода, а пресная.

Мы выдвигаем следующую гипотезу: пресной воды на Земле очень мало и если её не беречь, то через десятки лет она может закончиться.

Землю недаром называют голубой планетой.
В реках вода несолёная, а в морях солёная. Почему же так отличается морская вода от речной? В океанах, морях и некоторых крупных озёрах вода содержит разные минеральные соли, которые вымываются из земной коры. Поэтому морская вода солёная и непригодная для питья.
Пресной воды на Земле очень мало, и если её не беречь, то через десятки лет она может закончиться. Мы узнали, какие бывают озёра и что большая часть пресной воды находится в ледниках Антарктиды, что количество пресной воды катастрофически сокращается. Качество воды ухудшается, если 20 лет назад воду можно было пить из-под крана, то теперь этого делать нельзя.

Если покрутить глобус, то он практически весь синий, вода составляет 71% от общей поверхности Земли, но только 3% этих запасов составляет пресная вода. Рис.

На нашей территории находится самое глубокое и чистое озеро мира - Байкал. (Байкал содержит 25% мировых запасов пресных поверхностных вод.

В давние времена жители Бурятии одушевляли природу. Человек сохранял природу в первозданной ее красоте и чистоте.

Но самым святым во все века считалось озеро Байкал. (Слайд о Байкале ) Коренные жители свято чтили древние обычаи и всегда приносили дары и подношения хозяину Байкала, бросая деньги в Байкал. Каждый источник освящался.

Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Еще не так давно люди использовали ее целебные свойства для лечения болезней.
В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений. На берегах гнездится 200 видов птиц. В Байкале встречается уникальное, типично морское млекопитающее - байкальская нерпа.
Возраст этого величайшего дара природы, хранилища пятой части поверхностных пресных вод Земли примерно 25 млн. лет,
Горят и вырубаются леса в Национальных парках, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Отравляя все вокруг себя, работает Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища несознательных отдыхающих усеивают берега Байкала мусором.
Вода - источник жизни, она окружает нас, она везде, без неё не было бы жизни на земле. Слово «источник» обозначает то, из чего берётся, начинается что-либо, что служит основой для чего-либо. Учёные утверждают, что жизнь на Земле зародилась именно в воде.

В теле человека весом 70кг почти 50кг воды; 85% воды содержится в нашем мозге, 7% - в мускулах, 80% - в лёгких и почках. (слайд: силуэт человека)
Чтобы осознать, насколько для нас важна вода, надо, чтобы каждый приблизительно измерил, сколько воды он расходует за один день.

Наша семья из 5 человек за один день расходует:

  • 500 литров воды идёт на санитарно - гигиенические цели
  • 10 литров расходуется на приготовление пищи
  • 20 литров на мытье посуды

Итого: в день приблизительный расход воды составляет 530 литров.

Запасы воды в организме человека постоянно расходуются. Поэтому их нужно непрерывно пополнять. Человек достаточно долго может прожить без пищи и только двое-трое суток - без воды.
За сутки человек теряет примерно 15 стаканов воды. Значит, такое же количество воды ему надо выпить (в виде супов, различных напитков).
Вода - незаменимое средство закаливания организма. Самым могучим способом закаливания является плавание и купание.
Помните: Чтоб долгим, здоровым был жизненный путь,

Про воду в питании ты не забудь.

Что же помогает нам побеждать микробов?

Запомните второе правило
От простой воды и мыла

У микробов тает сила.

Запомнить нужно навсегда:
Залог здоровья - чистота!
Запомните третье правило
Холодной водой начинай обливаться,
И будут тебя все микробы бояться.
При плавании давление воды улучшает дыхание, а это улучшает кровообращение во внутренних органах. Купание увеличивает содержание гемоглобина в крови. Вода действует и как естественный массажёр, улучшая питание кожи. Плавание благотворно действует на органы пищеварения и нервную систему, тренирует сердце и мышцы.

Если кран остался открытым, то чистая вода тратится впустую.
Из незакрытого крана чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижёй. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, люди вкладывают большой труд, строят специальные очистные сооружения.
Эти сооружения буквально захлёстывают огромное количество очень грязной воды. Они работают на пределе. Если кран остаётся открытым, то не только зря испорчена чистая вода, но и увеличивается количество грязной воды, а значит, нагрузка на очистные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но её качество год от года ухудшается.
Предлагаем посмотреть снимки из экскурсии

Мы узнали, что существует промышленный способ очистки воды. В лаборатории через микроскоп мы видели особые виды микробов, разнообразных по форме, но не опасных для людей, которые помогают очищать воду от ядовитых веществ.

В нашем Муйском районе много разных рек и речушек.

На экологической карте, которую составляет специальная организация «Гринпис» - защищает природу, экологию, Муйский район обозначен изумрудно - зеленым пятном - это говорит о благополучной экологической обстановке. Мы должны и впредь беречь природу родного края. Развитие промышленности в нашем районе не должно способствовать более интенсивному загрязнению окружающей среды.

Самым подходящим водоемом для отдыха детей считается озеро Ульто. Мелкие песчаные пляжи, теплая чистая вода. Однако то состояние, в каком сейчас находится озеро и его береговая полоса для детского отдыха не годится. Берег замусорен, в том числе битыми бутылками, места для купания захламлены упавшими деревьями.

Наше Баранчеевское озеро тоже захламлено, лес засорён. Уничтожив леса, перекрыв питание рек, озер при строительстве железной дороги, мы в настоящее время имеем обмеление рек, исчезновение многих озер. Разрушено экологическое равновесие природной среды - отсюда, круглый год сильные ветры, пыль, засуха. При таком отношении к окружающей среде мы скоро будем жить в пустыне.

Воздух чистый, свежий,

Дышится легко и свободно,

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

В результате загрязнения воды мы можем остаться без питьевой воды.

Это большая беда. Ведь уже сейчас есть города, где вода из крана течёт не всегда, и люди страдают от её нехватки. Если вы будете бережно относиться к воде, беречь ее, то время, когда в кране не будет чистой воды, не наступит никогда. И запомните правило:
Бережливым будь с водой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Поэтому мы призываем всех:

  • Не загрязняйте территории родного края и окружающей среды.
  • Не бросайте мусор в воду.
  • Не мойте машины на берегах водоемов.
  • Не загрязняйте водоемы!
  • Помните! Вода - это источник жизни для человека, животных, растений

Список литературы: Газета «Муйская новь» 2001г.

Приложение: Видеозапись об очистных сооружениях.

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем

Памятка «Экономь воду!»

1 . Не допускайте, чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды.

2. Не включайте воду полной струей.

3 Выключайте воду, когда чистите зубы. Это позволить сэкономить около 900 литров в месяц.

4. На принятие душа уходит в 10-20 раз меньше воды, чем на принятие ванны.

5. Установите экономичную насадку на душ. До 50% можно сэкономить, если установить на душ вместо обычного рассеивателя более экономичный, с меньшим размером отверстий.

6. Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.

7. Устраните протекание кранов и труб, подтекание воды в унитазах.

Берегите воду!

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Интересные факты :

Вода покрывает 70 процентов Земли, но только 3% из нее – чистая и подходит для потребления.

Средняя семья из четырех людей тратят 450 литров воды в день, что составляет 164 тысячи литров в год.

Если семья сэкономит хотя бы 20% водопроводной воды от того объема, который она использует, то за год такое количество может образовать озеро диаметров 200 метров, а глубиной – 2 метра.

Неисправный кран за сутки может «накапать» от 30 до 300 литров воды.

Из полностью открытого крана вытекает воды больше, чем вы думаете: каждую минуту – 15 литров. На мытье грязной посуды под сильной струей уходит, в среднем, свыше 100 литров. При мытье автомобиля с помощью шланга – более 300 литров.

Рисунки детей.

Символ жизни на Земле - ВОДА!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №1

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРД БУГУРУСЛАН»

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Памятка

для детей и родителей.

«Экономь воду!»

г. Бугуруслан

Ул. Красногвардейская д.64

2015 г.