Героизм, самопожертвование – аргументы ЕГЭ. Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ

(509 слов) Сейчас нередко можно услышать о том, как война пробуждает в человеческом сердце мужество и патриотизм. Однако все эти восторженные речи всегда изрекают те люди, которые знают о боевых действиях понаслышке. Если же мы спросим у ветерана, то он наверняка скажет, что не хотел бы повторения тех ужасных событий ни за что на свете, и никакого благородства в поле боя он не искал бы. Я полностью согласен с этим и считаю, что война разрушает не только города, но и человеческую личность.

Об удручающем действии войны на человека писал и М. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Беседуя с фронтовиком, рассказчик подмечает его глаза и описывает их: «Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Именно таким, сломленным и задавленным тоской, вышел солдат из кровавого месива мировой войны. Андрей Соколов потерял там всю семью. Большую часть войны он пробыл в плену у нацистов, и там ему приходилось жить впроголодь и трудиться за троих. Но все же там его поддерживала надежда на скорую победу и встречу с женой и детьми. Но снаряд убил его супругу и дочерей, а сын погиб в последний день борьбы, будучи в Берлине. Вернувшись домой из плена, он обнаружил, что и идти ему некуда: нет дома, нет близких людей. По дороге он увидел мальчика и представился ему отцом, ведь ему было жалко беспризорника. Так и пошли они вместе искать пристанища. Но Андрей не смог забыть родных и боль от их потери. Своему случайному слушателю он задал риторический вопрос, который уже не раз приходил ему на ум: «За что же ты,жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». После войны Соколов не наслаждался победой, а страдал от тоски и ужасных воспоминаний, которые никогда уже не сотрутся из его памяти. Борьба, плен, смерти и кровь принесли ему столько разочарования, что даже мирная жизнь уже не радовала его. Из этого мы можем сделать вывод, что война угнетает человека и заставляет его страдать даже после боевых действий.

Не менее показательный пример М. Шолохов привел в романе-эпопее «Тихий Дон». Григорий Мелехов был бравым солдатом и дослужился до высокого звания. Он начал свой путь с Первой мировой войны и закончил в банде беглых казаков, скрывающихся от советской власти. Все это время герой мучился от необходимости убивать людей и едва не сошел с ума, напав на матросов и порубив их на куски своей шашкой. Угрызения совести стали обычным делом в его жизни. Но ни в одной из воюющих сторон Григорий не смог найти правды и справедливости, поэтому оправдать себя было нечем. Он не верил ни в монархию, ни в большевизм, ни в отделение казаков от России. В итоге бесконечная борьба привела его, сломленного и постаревшего раньше времени, к полной капитуляции. Роман заканчивается тем, что Мелехов пришел сдаваться советской власти, что бы за этим ни последовало. Жизнелюбивый Григорий был доведен войной до последней степени отчаяния.

Таким образом, война всегда разрушает личность и доводит человека до полного разочарования в жизни. После многочисленных травм, потерь и невзгод боец перестает бороться с тоской и унынием и продолжает жить по инерции, уже не надеясь ни на что. Такое состояние настигает и победителей, и проигравших.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность войны)»

Текст из ЕГЭ

(1)В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал, это ощущалось по частым, напряжённым вздохам, скупым движениям, притихше-настороженному дыханию людей. (2)И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. (3)Утро уже будет принадлежать не им. (4)Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.

(5)Разумеется, иного он и не ждал от этих выродков: оставить его живым они не могли - могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будилы. (6)А так, возможно, и неплохо; пуля мгновенно и без мук оборвёт жизнь - не самый худший из возможных, во всяком случае:, обычный солдатский конец на войне.

(7)А он, дурак, всё боялся погибнуть в бою. (8)Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны.

(9)Правда, в эти несколько партизанских месяцев он всё-таки что-то сделал, исполняя свой долг гражданина и бойца. (10)Пусть не так, как хотел, - как позволили обстоятельства: несколько врагов всё же нашло смерть и от его руки. (11)И вот наступил конец.

(12)Всё сделалось чётким и категоричным. (13)И это дало возможность строго определить выбор. (14)Если что-либо ещё и заботило его в жизни, так это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. (15)Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его «я» перед тем, как оно навсегда исчезнет.

(16)На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрёл какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. (17)Теперь он мог полной мерой позволить себе такое, что в другое время затруднялось обстоятельствами, заботой о сохранении собственной жизни- теперь он чувствовал в себе новую возможность, не подвластную уже ни врагам, ни обстоятельствам и никому в мире. (18)Он ничего не боялся, и это давало ему определённое преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже. (19)Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять всё на себя. (20)Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. (21)Остальные здесь ни при чем.

(22)По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому. (23)Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. (24)Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. (25)Иначе зачем тогда жизнь? (26)Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу.

(27)Было холодновато, время от времени он вздрагивал и глубже залезал под шинель. (28)Как всегда, принятое решение принесло облегчение, самое изнурительное на войне - неопределённость больше не досаждала ему. (29)Он уже знал, когда произойдёт его последняя битва с врагами, и знал, на какие станет позиции. (30)С них он не отступит. (31)И хотя этот поединок не сулил ему лёгкой победы, он был спокоен. (32)У бобиков оружие, сила, но и у него тоже есть на чем постоять в конце. (33)Он их не боялся.

(По В. Быкову)

Вступление

Война и мир – два противоположных понятия, являющих собой состояние общества в разные периоды истории.

Война – самое страшное, что только испытывало человечество за всю свою историю. Война калечит человеческие судьбы, разрушает, убивает. Война антигуманна, противоестественна, она словно направлена на уничтожение всего самого святого, что есть у людей – человечности.

Проблема

В. Быков рассматривает проблему осознания человеком смысла жизни в военное время, перед лицом смерти. Осознание скорого наступления конца заставляет человека думать совершенно иначе, чем в мирное время. Хочется хоть как-то осмыслить собственную гибель, сделать напоследок хоть что-то хорошее.

Комментарий

Находясь с остальными пленниками в подвале, Сотников понимает, что вряд ли доживет до утра. Его начинают одолевать мысли о том, как же провести свои последние часы так, чтобы встретить кончину с достоинством.

Он начинает жалеть о том, что ему не удалось погибнуть в бою, чтобы его смерть была наполнена смыслом. Он даже завидовал сотням счастливцев, которым удалось покинуть жизнь таким способом.

Но потом он осознал, что ему многое удалось совершить – от его руки погибло несколько врагов. Но теперь конец.

В процессе мучительных раздумий для него все вдруг стало понятным и простым. Скорая смерть давала ему преимущества перед другими – он перестал бояться всего на свете. Если раньше он мог опасаться за собственную жизнь или какие-либо нежелательные последствия, то теперь он чувствовал себя абсолютно свободным.

Чтобы оправдать свою безвременную кончину, он решил взять ответственность за окружающих на себя – утром он признает свою вину, и расстреляют только его.

Авторская позиция

Автор размышляет над тем, что каждая смерть должна быть осмысленна. Он уверен, что отношение к смерти не должно быть так упрощено, как во время любой войны, когда во благо общей цели смерть отдельного человека ничего не значит.

Своя позиция

Хоть автор и не заявляет этого прямо, я думаю, он хотел рассказать о бессмысленности войны и смертей людей на войне, об ее антигуманности и противоестественности. Я считаю, что мысли, приходящие Сотникову в холодном подвале, противоестественны. Они не придут в голову человеку, живущему мирной спокойной жизнью. Они характерны лишь для смертника – преступника, приговоренного к смертной казни. Хотя и смертная казнь бесчеловечна.

Аргумент №1

В другом рассказе «Одна ночь» В. Быков представляет случай на войне, когда русский боец Иван Волока оказался в подвале с немцем Фрицем. Из подвала поодиночке выбраться было невозможно, так как вход в него был завален землей.

Чем дольше они находятся наедине друг с другом, тем скорее пропадает чувство ненависти к врагу. Иван понимает, что немец – такой же человек, как и он. Они выяснили, что между ними много общего: мирные профессии, тоска по дому, ненависть к войне.

Но единение их душ завершилось утром, когда им удалось выбраться наружу. Фриц кинулся к своим, а Волока автоматически поднял ружье и застрелил его. Когда он понял, что произошло, он проклял войну.

Аргумент №2

Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» утверждает мысль о том, что война противоречит всем человеческим чувствам – и разуму, и человеческой природе. Она стирает все границы между добром и злом.

Люди вынуждены калечить друг друга, подчиняясь приказам и животным инстинктам выживания. Картины, которые предстают взору солдат, навсегда ломают их мировосприятие. На войне нет правых и виноватых. Экстренные ситуации каждый преодолевает так, как может, порой утрачивая человеческое лицо.

Заключение

Война – явление страшное, не укладывающееся в голове. Она нарушает все библейские заповеди, все утверждения гуманистов. Насилует представления человека о добре и зле, которые во время военных действий находятся по одну сторону баррикад – смерть одного предполагает спасение другого. Либо убивай сам, либо будешь убит врагом.

Война – это бессмысленные жертвы, разрушенные семьи и обездоленные дети. Наша задача – помнить все те ужасы, которые довелось перенести нашим предкам, и во что бы то ни стало не допустить повторения. Для этого нам нужно научиться выгонять её из нашего сердца, и всеми силами сохранять мир друг с другом. Выбирая для себя милосердие, прощение и любовь – единственные вещи, по-настоящему хранящие справедливость. Многомудрый Литрекон готов отстоять эту точку зрения с помощью литературных аргументов против войны.

  1. «А зори здесь тихие» . В знаменитой повести Б. Васильева читатель видит ужасающие последствия войны. Защищать родину выходят милые молодые женщины, которые становятся жертвами своей неспособности воевать. Все они уже успели пережить потери и смерти близких, все видели страх и горе, которые принесла за собой оккупация. Эти картины боли и угнетения вдохновили их на подвиг, на жертву. Женщины взяли оружие и начали отстаивать свою родину в неравном бою с мужчинами. Ни одна из них не дожила до победы, ведь грубая и равнодушная ко всему стихия войны смела с лица земли хрупких героинь. Они могли бы стать женами и матерями, могли бы воспитать своих детей, но вместо этого полегли на поле боя. Таковы трагические последствия боевых действий: они никого не щадят.
  2. «Обелиск» . В. Быков в своем произведении описал самые мрачные страницы Великой Отечественной войны — гибель детей, осмелившихся поднять руку на оккупантов. Мальчики захотели устроить диверсию и утопить автомобиль с полицаями и солдатами в реке, но не смогли воплотить планы в жизнь. Их раскрыли и арестовали, требуя выдать главаря банды — местного учителя. Но правда в том, что Алесь Мороз не знал о готовящейся акции и не допустил бы ее. Желая спасти детей, он пожертвовал своей жизнью и сдался добровольно. Разумеется, никого не отпустили. Все дети, кроме одного спасшегося мальчика, были казнены вместе с учителем, который до последнего мгновения старался поддержать их. К сожалению, никакие правила на войне не действуют, и ее жертвами становятся даже мирные жители и их дети.
  3. Произведение Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» рассказывает о гражданской войне в Испании. Молодой американец Роберт Джордан направлен в один из партизанских отрядов, чтобы выполнить задание по подрыву моста. В партизанском отряде он знакомится с девушкой, которая заставляет его переосмыслить всю свою жизнь. Он влюбляется в Марию. И это чувство проливает новый свет на все события, которые с ним происходят. В романе описаны ужасающие сцены гражданской войны, бессмысленное кровопролитие. Жизнь самой Марии – пример того, как безжалостна война. Ее обрили налысо, а затем били и насиловали просто потому, что она была дочерью чиновника. Но самое ужасное, что у этой войны – человеческие руки. Война – не абстракция, война – это действия обозлённых друг на друга людей. Людей, которые по каким-то причинам стали делить других на категории «свой-чужой». Сам Хемингуэй писал, что нужно в первый же день расстреливать тех, кто посылает людей воевать друг против друга, пытаясь нажиться на военных действиях. Это произведение показывает, что страдают невиновные люди, которые понимают бессмысленность и жестокость войны.
  4. «Живи и помни». В пронзительной и очень печальной повести Валентина Распутина «Живи и помни» война не только на фронте, но и в душах героев, которые оказались заложниками обстоятельств. Андрей, желая хоть на несколько дней увидеть родных, задерживается в пути и понимает, что совершил дезертирство. Ему приходится скрываться. Об этом догадывается его жена – Настёна, и они устанавливают регулярные встречи. В повести описано, как страшно Настёне, будто это и не её муж. Настолько он одичал от постоянных скитаний, и вечной необходимости прятаться. Положение Андрея – тяжёлое. Но ещё тяжелее оно у Настёны. Когда она понимает, что беременна, то вынуждена говорить всем, что ребёнок чужой, потому что Андрей должен быть на фронте. Её выгоняют из дома. Односельчане постепенно начинают догадываться, что Андрей может быть где-то поблизости, и, чтобы проверить это, устанавливают за Настёной слежку. Девушка хочет предупредить мужа, но понимает, что не успеет, и топится в реке. Так, загубленными оказываются сразу три жизни: Андрея, Настёны и будущего ребёнка. Война в этой семье разрушила их судьбы, даже не нанося непосредственных поражений. Одним своим существованием, она лишила их возможности жить.
  5. « В романе «Бойня номер пять или крестовый поход детей» Курта Воннегута есть предыстория, которая рассказывает читателю о том, почему герои дальнейшего повествования так неприглядно описаны автором. Писатель сидит на кухне у своего друга и его жены. Жена ведёт себя странно: злится, мешает разговору, грубо отвечает. Писатель спрашивает её в чём дело, и получает ответ, который определил дальнейшее развитие книги. Женщина говорит, что не хочет, чтобы он писал о войне. Потому что все герои наверняка будут как в фильмах: неунывающие красавцы, а война получится прекрасным фоном, чтобы подчеркнуть их доблести и достижения. И люди, которые на ней не были, будут думать, что война – это способ почувствовать себя героем. Курт Воннегут исполнил желание этой женщины. Его герои – это неуклюжие дети, попавшие в отвратительные условия войны, которая стремится забрать их жизни. Война там по-настоящему ужасна и абсурдна. Такая, какой её видят все, кому пришлось в ней участвовать.
  6. «Судьба человека» . В знаменитом рассказе М. Шолохова представлен герой, который потерял абсолютно все из-за войны. Андрей жил счастливо со своей большой семьей, но вот на СССР напала нацистская Германия, и Соколов вынужден был отправиться водителем на фронт. Там он не единожды рисковал собой, провозя снаряды и медикаменты под градом пуль. Но все же и он попал в плен, где выдержал нечеловеческие условия содержания. Набравшись мужества, герой бежал, взяв в плен важного вражеского чиновника. Он и не знал, что бежать уже некуда: дом разрушен снарядом, а семья убита им же. Сын его тоже пожертвовал собой, защищая родину. В итоге Соколов вернулся опустошенным и разочаровавшимся во всем. А его взгляде рассказчик видит только тоску. Вся судьба этого человека исковеркана войной.
  7. «Повесть о настоящем человеке». Героем этого произведения стал знаменитый лётчик-истребитель Алексей Маресьев. Подвиг, совершённый этим человеком в жизни, Борис Полевой описал в своём произведении. Самолёт этого легендарного лётчика был сбит вражеским самолётом, и Алексей потерпел крушение. Он упал в лес, где был чуть не съеден медведем. Только сила воли и спокойные рациональные действия спасли его: он застрелил зверя. С первых минут Алексей понимает, что повредил ноги, но ему нужно выбираться. Восемнадцать дней, терпя невыносимую боль, он скитался по лесу. Большую часть пути Маресьев проделал ползком. Мужество этого человека, природная сила воли и цель – выбраться во что бы то ни стало, вернув себе жизнь, сделали своё дело. Он оказался в госпитале. Но лечение потребовало от него не меньше мужества, чем скитания по лесу. Ему пришлось принять, что ступни ампутируют, и научиться жить с протезами. Алексея вдохновляет товарищ по палате – комиссар Воробьёв. Он помогает ему не сдаться, и начать бороться за выздоровление. Алексей Маресьев не только возвращает себе способность ходить, но и летать. Военная комиссия после многих испытаний допускает его до полётов. Война, испытания, болезни, увечья – ничто не смогло сломить этого мужественного человека. Его дух боролся за мир, и мир победил.

Леонид Андреев – яркий представитель русской литературы Серебряного века, знаменитый русский писатель. В своем произведении автор поднимает вопрос отношения человека к войне.

Обдумывая данную тему, писатель говорит читателю, «ум человека отказывается осознать и объяснить то, что безумно в своей основе». Леонид Андреев пишет, что война не способна принести ничего, кроме страданий, выжженных земель, на которых еще совсем недавно располагались дома. Пишет он и о беспощадности, жестокости, изображает для читателя все «безумие» войны: люди, которые «друг друга убивают», «прикрываясь правильность своих действий».

Это настоящее сумасшествие. Ведь люди, которых так ждут родные, близкие, со всей злобой и лютой ненавистью губят друг друга. Только в том случае, если человек осознает, что война приносит исключительно душевное опустошение и боль, он сможет прекратить воевать!

Я совершенно согласен с такой позицией, я уверен, что война – это антигуманный, наиболее жестокий метод устранения противоречий. Очень не просто осознавать, какое количество жизней она забрала.

Такую проблему ранее поднимали многие российские классики. Хороший пример – это роман «Живые и Мертвые» Константина Симонова. Писатель рассказывает для нас невероятную историю Ивана Синцова. Сразу же после начала войны он оказывается на фронте, погружается в ужасную атмосферу войны: он становится свидетелем многих смертей, страданий, боли, бомбежки ближайших деревень. Кроме того он наблюдает за ужасными жизненными условиями советских солдат, по факту, они проживали в окопе. Иван, за весь период нахождения на фронте, отчетливо видит душевные и физические страдания солдат, которые воюют с ним плечо к плечу. Писатель демонстрирует читателю, что война беспощадна и неумолима.

Представлю еще один яркий литературный пример, в котором также встречается подобная тема. В произведении «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева изображена вся трагичность войны. И все же солдаты бесстрашно справляются с любыми сложностями: с внутренними конфликтами, с нехваткой пищи, с сыростью, холодом, голодом. Автор демонстрирует нам антигуманность, боль войны, ведая читателю, что миллионы человеческих жизней были потрачены напрасно.

В заключение хочу добавить, война – это ужасы и жестокость, она разрушает города и села, и самое важное - она отнимает многие жизни, разбивает судьбы. Я уверен, человечество обязано извлекать полезные уроки из прошлых ошибок, дабы в будущем не допустить новых ужасных и фатальных событий!

Формулировки в виде проблемного вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Какие вопросы задает человечеству война? Почему мы сегодня читаем произведения о войне? Каковы нравственные уроки войны? Можно ли остаться человеком на войне? В чем заключается подвиг? (Кого можно назвать настоящим героем?) В чем заключается нравственный выбор человека на войне? Какие нравственные качества необходимы человеку на войне? Что такое истинный патриотизм? Проблема способности человека к выживанию в экстремальных условиях. 10. Проблема взросления человека на войне. 11. Проблема предательства как духовного поражения человека.

Подбираем аргументы из художественной литературы ü Нравственная оценка войны ü Поведение человека на войне ü Героизм ü Мужество ü Патриотизм на войне ü Истинный и ложный патриотизм на войне Л. Н. Толстой «Война и мир» , «Севастопольские рассказы» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…» В. В. Быков «Обелиск» , «Сотников» М. А. Шолохов «Судьба человека» , «Тихий Дон» Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Э. Хэмингуэй «Прощай, оружие» Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

ü Международные конфликты ü Бесчеловечность и бессмысленность войны ü Нравственный выбор ü Нравственная прочность человека ü Ответственность перед самим собой М. Ю. Лермонтов «Валерик» Л. Н. Толстой «Война и мир» В. В. Быков «Одна ночь» М. А. Шолохов «Судьба человека» А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В. Г. Распутин «Уроки французского» В. В. Быков «Сотников» , «Волчья стая» В. Л. Кондратьев «Сашка»

Анализируем тексты (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: – (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие? (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне. – (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.

(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты! (По Л. Андрееву*)*Андреев Леонид Николаевич (1871– 1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Работаем с текстом 1. Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на ключевые слова, словосочетания… 2. Определите тему текста: о чем этот текст?

3. Определите стиль и тип речи текста. 4. Подумайте, для чего автор написал данный текст. Что он хотел сказать этим текстом? Над чем предлагает поразмышлять?

5. Сформулируйте проблему текста (Проблема может быть сформулирована как вопрос к утверждению, выражающему позицию автора или как самостоятельное суждение). 6. Напишите комментарий к проблеме (Подумайте об актуальности проблемы. Ответьте на вопросы: на каком материале автор раскрывает проблему? На какие аспекты проблемы обращает внимание?)