Диктант с грамматическим заданием. Тема урока

Входной диктант №1

Совенок

Ребята жили в лесной школе.

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совенка. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совенка. (42 слова)

Грамматическое задание:

  1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения
  2. Выписать 2 слова с безударной гласной в корне.

Диктант № 2

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Листья, как ковер, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть гласные члены пятого и шестого предложений.
  2. Написать три однокоренных слова, выделить корень.
  3. разобрать по составу слова: горка, выдержка, смешинка.

Диктант № 3

Зима

Ночью был легкий мороз. А утром выпал снег. Он мягкий и белый. Березки около дома стоят в теплых пушистых шубках. Дунул ветер – и с деревьев посыпались снежные хлопья.

Хорошо ребятам во дворе! В теплых шубках, варежках и сапожках не страшен мороз. Вот превратили в крепость большой сугроб. Мальчишки играют в снежки. А на площадке гладкий лед. Скользко! Можно кататься на коньках. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. В первом и четвертом предложении обозначить грамматическую основу.(по вариантам)
  2. Разобрать слово по составу: подснежник, зеленка, замазка.
  3. Выписать три слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова.

Диктант №4

Находчивые птицы.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. (58 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.
  2. Подобрать и записать два слова на то же правило самостоятельно.

Диктант №5

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам третье и десятое предложения. (по вариантам)
  2. Разобрать по составу слова: осинка, переход.
  3. Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Диктант № 6

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

(47 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать слова по составу (по вариантам) зимний, шубки; белые, морковки.
  3. найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать проверочное слово. Написать эти слова.

Диктант № 7

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. второе и пятое предложение разобрать по частям речи.
  2. написать пять имен существительных с шипящим согласным на конце.

Диктант № 8

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Разобрать по членам предложения четвертое предложение.

Узкий ручей-

Старательный ученик-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными во множественном числе.

4. Разобрать по составу слова: сахарные, лесистый, глубокая.

2 вариант

1. Разобрать по членам предложения пятое предложение.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Трусливый мальчик-

Высокий куст-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными среднего и женского рода.

4. Разобрать по составу слова: северное, голосистый, сказочные.

Диктант № 9

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (79 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам седьмое и девятое предложения
  2. разобрать по составу слова:

1-засветило, утренний, березки; 2-развесили, веселый, местечко.


Утверждаю: ______

Директор школы:

2016-2017 учебный год

Контрольный диктант в 8 классе № 1 (Нулевой срез)

Диктант

Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые борки, с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко к воде.

Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.

(133 слова)

Грамматическое задание

1. Разобрать слово по составу:

застоявшимися - 1-й вариант; извивающуюся - 2-й вариант.

2. Выполнить фонетический разбор слова:

яркой - 1-й вариант; узкая - 2-й вариант.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте . -

1-й вариант.

Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек . - 2-й вариант.

5. Озаглавить текст.

Диктант

Грамматическое задание

Утверждаю: ______

Директор школы:

2016-2017 учебный год

Контрольный диктант в 8 классе № 2 (1 четверть)

Цель: проверить знания, умения и навыки на конец 1-й четверти по теме «Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения».

Написание производных предлогов;

Постановки знаков препинания:

Фонетического разбора;

Разбора словосочетания;

Составлять предложение с заданным сказуемым.

Вещие птицы

Входите тише. Картины в галерее как вещие птицы. Пока вас нет, они лишены языка. Гомон начинается с первого посетителя.

Беседа художника со зрителем – заключительный акт творчества. Художник оставляет нам мечту своей жизни. Примите ее, как доброго гостя.

Вот она, эта знаменитость! Пройдешь и не заметишь! В 1871 году в Петербурге на Передвижной выставке появилась необыкновенная картина «Грачи прилетели», незаметная, маленькая, которую унесет под мышкой третьеклассник. Она обворожила всех, и все о ней заговорили. А ничего особенного: кривые березки, церковка, осевший снег, да еще птички-кавычки под березками. И невеселая за ними, за церковкой и березами, захолустная даль.

Это маленькое полотно – сокровище Третьяковской галереи.

Стоишь перед картиной, как оловянный солдатик, и отчего-то вдруг сожмется сердце. Прошлое глядит на тебя остановившимися глазами. Подойди поближе. Картина любит беседу наедине. С глазу на глаз она отдает свое сердце. (134 слова).

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант: Беседа художника со зрителем - заключительный акт творчества.

II вариант: Это маленькое полотно - сокровище Третьяковской галереи.

2. Фонетический разбор слова.

I вариант: языка II вариант: сердце

3. Выписать из текста словосочетания, по одному на каждый тип.

4. Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Утверждаю: ______

Директор школы:

2016-2017 учебный год

Контрольный диктант в 8 классе № 3 (2 четверть, 1 полугодие)

Цель : проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Односоставные и неполные предложения» и 1-го полугодия.

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Написание непроизносимых согласных:

Правописание корней с чередованием;

Написание сложных прилагательных;

Н-нн в причастиях и прилагательных;

Не с прилагательными и причастиями.

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятые при причастном и деепричастном обороте;

Тире между подлежащим и сказуемым.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Фонетического разбора слова;

Синтаксического разбора предложения;

Работы со словосочетаниями;

Разбора по составу слова.

Ушастая сова

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. В ночном поле охотились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-то мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

Уши совы, как пеленгатор, определяет точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.

Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься! (147 слов). (По Л. Семаго).

Грамматическое задание

1.Найдите односоставные предложения, выделите грамматические основы и определите тип предложения:

В первом, втором абзацах - 1-й вариант;

в третьем, четвёртом абзацах - 2-й вариант.

2. Разберите слова по составу:

Горбушка, красноватом, назвали - 1-й вариант

кусочек, ширококрылый, растаял - 2-й вариант

3. Сделать фонетический разбор слова:

Порхая - 1-й вариант

взлетают - 2-й вариант

4. Синтаксический разбор предложения:

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. - 1-й вариант.

К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли. - 2-й вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Утверждаю: ______

Директор школы:

2016-2017 учебный год

Контрольный диктант в 8 классе № 4 (3 четверть)

Цель : проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме «Осложнённое предложение. Предложение с обособленными членами предложения».

Проверяемые безударные гласные;

Непроверяемые безударные гласные;

Правописание окончаний имён существительных;

Глагольные окончания;

Гласной в суффиксах причастий;

Н-нн в разных частях речи;

Не с прилагательными и причастиями.

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятые при причастном и деепричастном обороте;

Однородные члены предложения при обобщающем слове.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Выделять грамматические основы предложений;

Синтаксического разбора предложения;

Чертить схемы к предложениям.

Диктант

Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные и ледяные крепости. Встречающие вену делились на две группы. Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает теплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

(134 слова). (По материалам «Календаря»).

Грамматическое задание

1. Начертите схемы предложений.

Повсюду: по овражкам, по склонам холмов - блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки . - 1-й вариант

В лесных чащобах, на опушках рощ - везде слышатся шорохи . - 2-й вариант

2.Подчеркнуть в предложениях грамматические основы, напишите, чем они выражены.

Март - первый весенний месяц. - 1-й вариант

В России март не всегда бывает тёплым . - 2-й вариант

3. Синтаксический разбор предложения:

Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья – 1-й вариант

На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны - 2-й вариант

4. Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Утверждаю: ______

Директор школы:

2016-2017 учебный год

Годовой контрольный диктант в 8 классе № 5 (4 четверть, годовой)

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку.

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написания и-ы после ц;

Правописание окончаний прилагательных и причастий;

Гласные в приставках пре- и при;

Написание не с наречиями и глаголами;

Правильное написание наречий;

Написание н-нн в причастиях и наречиях;

Дефисное написание сложных прилагательных.

Знаки препинания :

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Обособленных определениях, обстоятельствах, дополнениях с предлогом;

При вводных словах;

При прямой речи.

Грамматические задания направлены на выявления умений:

1.фонетического разбора слова;

2. разбора по составу;

3. работы с предложением с прямой речью;

3. синтаксического разбора предложения.

Диктант

В то утро впервые в жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в постели, подрагивая от холодка зари.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота, и пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног своих шляпу и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, подбираясь понемногу ближе. А пастух все играл, казалось, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл как бы в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса: «Вот это мастер! И откуда в нем столько духу!» (140 слов). (По И. Шмелеву).

Грамматическое задание

1. Сделать фонетический разбор слова:

Солнца - 1-й вариант

холодка - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Подрагивая, встававшего, открылись - 1-й вариант

Подбираясь, помазанных, услышал - 2-й вариант

3. Вычертить схему предложения с прямой речью. Перестроить предложение так, чтобы прямая речь была разорвана словами автора.

4. Синтаксический разбор предложения.

Я смотрел в открытое окно, лёжа в постели, подрагивая от холодка зари . - 1-й вариант

А пастух всё играл, казалось, забыв про всё. - 2-й вариант

5. Орфографический разбор текста.

6. Озаглавить текст.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Кораллы

Красная или розовая веточка коралла очень красива. Из неё часто мастерят украшения и различные поделки. Коралл похож на растение. Но это не растение, а скелет маленького морского животного. Они называются полипами. Морские полипы живут колониями в тропических морях. Их даже находили в Средиземном море. Живые кораллы развиваются на скелетах мёртвых кораллов. В результате образуются рифы. Их больше всего в Тихом океане. Удивительны эти маленькие существа! Они оставляют после себя многотонные коралловые рифы и целые острова!

Белобокие сторожа

Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева. Птицы поедали семена ёлки, берёзы, осины. Недалеко от осиновой рощи кормились белобокие сороки.

Однажды ранним утром лиса возвращалась с охоты. Она почуяла запах птиц. У охотницы заблестели глаза, быстро поползла она к добыче. Но подползти к тетеревам лиса не смогла. Затрещали сороки на макушке осины. С криком стали они кружиться около хищницы. Тут тетерева сорвались с кормёжки. Белобокие сороки спасли их от лисицы.

По Н. Никольскому

Бобрёнок

Весной снег растаял. Вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась выше. Пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Маленький бобрёнок стал тонуть. Я вытащил его. Дома он нашёл веник за печкой и стал грызть. После еды собрал палочки и листики, подгрёб их под себя и уснул. Какой спокойный зверёк!

Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся. Что такое? По всему полу стружки валяются, а у стола ножка стала совсем тоненькой. Бобрёнок её со всех сторон подгрыз. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.

По Г. Снегиреву

Лисята

Маленькая лисичка родилась в глубокой, тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестер, и все такие жалкие, неуклюжие и слепые. Мать кормила их своим молоком и согревала своим телом. На ней была такая пушистая мягкая шерсть. Лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к лисятам. Хорошо было лисятам в норе возле матери. Через две недели у лисят открылись глаза и прорезались зубки. Однажды мать взяла лисят за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Перед малышами открылся огромный и загадочный мир.

Битва лесных великанов

На вечерней заре в лесу раздаётся глухой короткий рёв. Из чащи выходят лесные великаны. Это громадные рогатые самцы-лоси. Своим рёвом они вызывают противника на битву. Бойцы любят сходиться на поляне. Они грозно потрясают тяжёлыми рогами. Глаза их налиты кровью. Лоси сцепляются рогами и налегают тяжёлым громадным телом. Расходятся и опять бросаются в бой, пригибаются к земле, бьют рогами. Стук и гром стоит в лесу от тяжёлых рогов. Победитель становится хозяином этих мест. Ни одного сохатого не допустит он в свои владения. Даже молоденьких самцов он не терпит. И грозно звучит далеко по окрестностям его глухой рёв.

По И. Соколову

Фунтик

Неприятности начались в конце лета. В старом доме появилась кривоногая такса Фунтик. Чёрный кот Степан сидел на крыльце и не торопясь умывался. Он лизал пятерню. Внезапно Степан почувствовал взгляд и оглянулся. Рядом стоял маленький рыжий пёс. Степан изловчился и ударил Фунтика. Война была объявлена. С тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Степан любил по утрам обходить заросший сад, гонять со старых яблонь воробьёв, ловить жёлтых бабочек и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь он обходил сад не по земле, а по высокому забору. Догадались почему?

По К. Паустовскому

Гришка

Гришка не был взрослой, рассудительной птицей. Был он настырным крикливым птенцом. Я нашёл его в лесу под кустом. Он сидел на земле надутый и злой. Ещё утром проснулся он в тёплом гнезде. Рядом были братья и сестры. Они молча раскрывали прожорливые рты и глотали мошек. Гришка растолкал братьев и сестёр и уселся на краю гнезда. Потом махнул крылышками и свалился на землю.

Я взял его на руки и протянул червя. Червя воронёнок проглотил мгновенно. А вечером уже ходил по моему столу и громко требовал новых угощений.

По А. Онегову

Птицы прощаются

Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзах. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.

Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку.

Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища. Скорей в стаю! Пора в далёкий путь! Впереди нелёгкий перелёт.

По В. Бианки

Малыши

Черепахи, змеи и ящерицы несут яйца. Яйца их белого цвета. У змей и крокодилов – с кожистой оболочкой.

Все яйца прячут. Черепахи закапывают их в песок. Змеи, крокодилы и ящерицы прячут яйца в кучи лесного мусора и в опавшие листья. Но королевская кобра строит для яиц гнездо. Она сгребает в кучу изгибами тела сухие ветки и листья. А потом ещё и сторожит. В это время она очень злая и опасная. Тигровый питон свивает гнездо из своего тела. Кладку яиц он обвивает кольцами и лежит так целых два месяца.

Кедровка

Кедровка – лесная птица семейства вороновых. Обитает она в сибирской тайге.

Созревают кедровые орешки. Кедровка начинает запасаться на зиму. К зиме трудолюбивая птичка успевает заготовить семьдесят тысяч орешков. И все надо спрятать! Ведь зимой кедровый орешек – редкая ценность. В одно большое дупло прятать рискованно. Такую кладовую легко найти. Поэтому кедровка прячет орешки примерно по пятнадцать штук. Всего получается до шести тысяч кладовых. Как же запоминает места кладовок птичка? Зрительная память у кедровки по объёму больше человеческой.

Байкал

Байкал – сокровище и гордость России. Байкал – жемчужина среди озёр земного шара. В этом озере удивительно чистая вода, интересный животный и растительный мир. Нашу страну украшают три миллиона озёр. Но Байкал – самое большое. На его территории могли бы уместиться Швейцария, Бельгия или Голландия. В Байкале заключена пятая часть всей пресной воды Земли.

На Байкале всегда много солнца. По количеству солнечных дней он превосходит черноморские курорты. Над озером удивительно чистое небо. Это озеро смягчает климат своих побережий. Зимой здесь теплее, а летом освежает прохлада.

Как образуются пещеры

В известняке кислыми водами вымываются дыры. Возникают пещеры. Их называют ещё солевыми пещерами.

Некоторые пещеры образовались шестьдесят миллионов лет назад. Шли проливные дожди. Разливались реки. Разрушались горы. Появлялись пещеры в известняках. Эту мягкую породу растворяет кислота. Кислота поступает из дождевой воды. Миллионы лет кислотные дожди поливали известняки. В горах появились трещины. Трещины расширялись до тоннелей. Тоннели перекрещивались. Получались ниши. Только через миллионы лет пещеры приняли нынешнюю форму.

Золушка

Я возвращался из леса. Вдруг услышал тихонькое скуление. Я нагнулся. Смотрю – щенок. Я схватил его и пошёл домой.

Дома отец сказал, что это лисёнок. Мы назвали лисёнка Золушкой. Она бегала по комнате, катала мяч и лаяла. Осенью во время прогулки Золушка убежала в лес. Только утром появилась с куропаткой в зубах. Несколько раз убегала Золушка и возвращалась с добычей. А тут вдруг притащила курицу. Заперли мы её в сарай, а она обиделась. Подкопала Золушка стенку и убежала навсегда в лес.

По Л. Сергееву

Смог

Смог – это бич больших городов. Это жёлто-серая пелена из дыма, газа, тумана и пыли. Он нависает над городами с развитой промышленностью. В таких городах значительный выброс в атмосферу вредных веществ. Это убивает всё живое.

Людей начинает душить кашель, появляются рези в горле, из глаз льются слёзы. Ядовитые соединения останавливают работу растений. Посевы близ городов не вызревают.

Самый опасный смог – когда нет ветра. В такие дни врачи не рекомендуют выходить на улицу. Однако больным людям это мало помогает. Многие умирают.

Дивный цветок

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка.

По Е. Пермяку

Сова

Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники из всех хищников.

У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Когти соединены в одну лапу.

У большинства сов большие глаза лучше видят вечером или ночью. Дневной свет им мешает.

У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.

У совы мягкие перья на крыльях. Они позволяют сделать полёт беззвучным. Это помогает при охоте.

Совы едят мышей, белок, ящериц. Сова может съесть и кролика. А мышиное шуршание совы слышат за сотни метров.

Рождество

Рождество Христово – один из главных христианских праздников. В православной церкви он празднуется седьмого января. В этот день украшаются храмы. Священники надевают самые лучшие и нарядные ризы. В храмах зажигаются все лампады.

Перед Рождеством для приготовления к встрече этого праздника – строгий пост. День перед Рождеством называется сочельником. Православные верующие не едят до самого вечера. Они ждут появления на небе первой звезды.

На Рождество во всех домах зажигают свечи и поздравляют друг друга с рождением Христа.

Икра

Не все лягушки и жабы мечут икру в воду озёр и болот. Жаба-пипа прикрепляет икринки к спине. Живая детская коляска на две сотни мест! У жабы-повитухи икра похожа на шнур с бусами. Она наматывает своё украшение на поясницу. Одна тропическая лягушка мечет икру на землю. Сторожить икру остаётся самец. Из икринок появляются головастики. Они заползают на спину к папе. Папа несёт их к воде. Живите сами! Одна удивительная лягушка свои икринки проглатывает. А потом выплёвывает готовеньких лягушат. Вот такие чудеса!

По Н. Сладкову

Бамбук

Растёт бамбук очень быстро. За сутки он может вымахать почти на метр. Его молодые побеги съедобны. Но малыши спокойно могут проломить асфальт. А корневища в почве под дном широкой реки могут протянуться на другой берег. Удивляют бамбуковые леса. Они похожи на множество колонн. Из стеблей бамбука можно построить дом, обставить его мебелью из бамбука, провести в нём водопроводные трубы. Всем знакомы бамбуковые удочки и лыжные палки. А в армии Японии в начале двадцатого века были орудия с бамбуковыми стволами. Цветёт и плодоносит большинство видов бамбука один раз в жизни. Случается это раз в пятьдесят и даже в сто лет.

4 класс

Хищные грибы

Способны ли грибы выслеживать и поджидать в засаде добычу? Могут ли они устраивать ловушки? Учёные давно стали замечать на грибницах некоторых грибов удивительные кольца. Эти кольца служат для поимки червяков размером с миллиметр. Вот гриб почувствовал близко червя. Гриб готовит липкие пузырьки. К ним прилипают червяки. И оставляет гриб от червячка пустую кожицу. Эти червячки сильно снижают урожай овощей. С помощью грибов можно с ними бороться.

Удивительные рыбы

Рыбы путешествуют. Они путешествуют большими косяками в поисках пищи, зимовки или икрометания.

Самое длинное и удивительное путешествие совершают угри. Из рек угри спускаются к морю. Из моря плывут в Атлантический океан. Из океана в Саргассово море. Море без берегов посредине океана! Там они мечут икру.

Личинки угрей подхватывает тёплое течение Гольфстрим и несёт к берегам родной Европы. В пути личинки вырастают в маленьких угрей. Они находят реки своих родителей. В этих реках они становятся взрослыми и повторяют путь своих предков.

По Н. Сладкову

Сенокос

У песчанок начался сенокос. Песчанка – это маленькая мышь. Старые песчанки далеко отбегают от нор и стригут зубками траву. Настригут, натолкают в рот целый снопок и тащат его к норе. Всюду мелькают светлые зверьки. Одна притащила пышный букет красных маков. У другой в зубах букет жёлтых ромашек. Пучки кладут сушиться у нор на горячий песок. Из нор появляются маленькие песчаночки. Они садятся на задние лапки, а передними толкают в рот зелёные травинки. Самые шустрые встречают стариков с пучками и объедают травинки прямо у тех изо рта. Сенокос в полном разгаре. Старики косят и носят. Молодые пробуют. Солнце траву сушит.

По Н. Сладкову

Медвежонок

Зиму медвежонок провёл около матери. Весною в берлоге оказались ещё два маленьких медвежонка. Сам он стал нянькой, пестуном. Он должен был следить за ними, забавлять их. Лучшую добычу отдавали малышам. Ему доставались только остатки. Однажды он отнял у маленьких братьев вкусные тетеревиные яйца. Малыши завопили. Медведица жестоко наказала пестуна и выгнала его из своей семьи. Не сразу он научился ловить птиц и мелких зверюшек, а потому питался только ягодами и корнями трав. Осенью старые медведи устраивали берлоги. Медвежонок издалека наблюдал за ними. Он тоже нашёл себе укромное место и устроился на зимовку.

По И. Зыкову

Полярная сова

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом птиц являются мыши. Многие зайцы побывали в когтях у полярной совушки. Терпеливо дежурит сова на своем посту. Часами ожидает она своей добычи. Охотнику редко удается подойти к птице. Зимнее оперение её кажется белее снега.

По И. Соколову-Микитову

Каким видят мир животные

Каждое животное видит мир по-своему. Вот сидит в засаде лягушка. Она видит только движущиеся предметы. Это насекомые или её враги. Как ей увидеть всё остальное? Для этого лягушке надо начать двигаться самой. Ночные животные волки почти не различают цвета. А вот стрекоза хорошо различает. Но только нижней половиной глаз. Верхняя часть смотрит в небо. На фоне неба хорошо видна добыча.

Снегирь

Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна.

Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Мы снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

Пушистая спортсменка

Припекало весеннее солнце. На шоссе дрессировщица Наталья Архипова тренировала медвежат. Они должны были кататься на велосипедах. Тепло разморило медвежат. Они не хотели выполнять задание. Вдруг на шоссе показалась группа велосипедистов. Среди них были кандидаты в олимпийскую сборную. Медведица Катя вскочила на велосипед, приналегла на педали и с большой скоростью помчалась вперёд. Напрасно её звала Архипова. Катю охватил настоящий спортивный азарт. Она не хотела ударить в грязь лицом перед олимпийцами. Догнать Катю оказалось сложно даже опытным мастерам.

По С. Краюхину

Лягушка

Я вдохнул поглубже и решился. Лягушка чуть запоздала. Я успел ухватить пальцами скользкую заднюю лапку. Но лягушка не захотела так легко отказаться от своей свободы и завопила. Она стала лягаться другой задней лапкой и царапать мне ладонь. Моя хватка стала ослабевать. Мокрая лапка выскользнула из моих пальцев. Волосатая лягушка улизнула. Мои чувства сложно передать словами. Я провёл столько часов в бесплодных поисках и встретился с ней лицом к лицу. А теперь по глупости упустил её!

Д. Даррелл

Заботливые барсуки

В этот вечер барсук принёс яйцо степной курочки. Мальчик охотно съел яйцо. Ночью барсук свернулся калачиком около мальчика. Один или два раза он лизнул мальчика в лицо. Барсучиха долго кормила и оберегала нового жильца. Часто пища оказывалась ему не по вкусу. Ведь барсучиха приносила дохлых мышей и бурундуков. Новый детёныш отвергал даже её молоко. Этим он сильно удивлял свою приёмную мать. Иногда ей попадались пчелиные соты с мёдом и яйца домашних птиц. Это приёмыш ел с удовольствием.

По Э. Сетон-Томпсону

Лес

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес был дремуч. Такой лес сохранился теперь только в Сибири и на Севере. Лес давал людям дичь, ягоды и грибы. В хозяйстве славян из дерева изготовляли почти всё. Люди делали и дома, и посуду, и прочую утварь. Славяне в лесу выделяли особые деревья. Эти деревья были непомерной высоты или толщины. Они считались хранителями и помощниками славянского селения. Такие деревья до сих пор украшают наши леса. Теперь их называют памятниками природы. Самыми уважаемыми деревьями были дуб, берёза, сосна.

По М. Семёновой

Леший

Наши предки очень любили и уважали лес. Они верили в то, что у леса есть хозяин. Зовут его Леший. Он оберегает лес и его обитателей. Не даёт безобразничать в нём. Леший – означает лесной. Внешность его переменчивая. Он может предстать перед человеком великаном или маленьким человечком. Чаще всего леший похож на человека. Волосы у него серые с зеленью. Ресниц и бровей нет.

Лешего можно встретить в лесу весной, летом и осенью. Зимой он впадает в спячку.

Леший любит заводить путников в чащу и пугать их в лесу. Но он умеет платить добром за добро. Поэтому люди благодарили Лешего за лесные дары и оставляли ему разные лакомства.

По М. Семёновой

Пугливый сверчок

Ночью поёт в пустыне сверчок. Как колокольчик звенит! Лежишь на спине и слушаешь. Сколько глаз видит – всё звёзды и звёзды. Сколько ухо слышит – всё сверчковые колокольчики. Везде. Даже у самого горизонта. Не звёзды ли ночные это звенят? Услышать сверчков просто, а разглядеть трудно. Сверчки удивительно чутки и пугливы. Услышат человека и замолчат. Подбираешься чуть дыша. Всё равно слышат. Заслоняешься, стоишь, не дышишь. Кругом тишина. Слышишь только стук сердца. А сверчок не пошевелится. Не слышит ли сверчок сердце? Так и не удалось мне увидеть певца. Я могу тихо ходить, долго не шевелиться, но сердце остановить не умею. Чем ближе тайна, тем громче оно стучит. А сверчок чуткий. Всё слышит.

По Н. Сладкову

Проказница

На лесной полянке играют лисята. Они радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кинулся к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами. Лисёнок свалился на поросят. Поросята завизжали, захрюкали и разбежались. Один бросился в кусты малины. А там медведь сидит и ягоды ест. Косолапый заревел и побежал к реке. Мчится медведь берегом. Только подошвы мелькают. Остановился он только на поляне. Там раньше лисята играли. Поднял мишка голову и увидел белочку.

Сидит белочка на сосновой ветке, шишки грызёт. Эта проказница шишку уронила и переполох в лесу устроила.

По В. Бурлаку

Медвежата

Медвежат привезли в зоопарк. Посадили всех в одну клетку. Самый маленький сидит в углу, чешет живот и ворчит. А другие весёлые. Они борются, бегают по клетке, кричат.

Один из них всех перерос, а есть не умеет. Его работница зоопарка кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаёт ему. Он бутылку хватает и сосёт как соску. Чёрненький медвежонок полез по железным прутьям клетки к потолку. Прутья скользкие. Он два вершка проползёт и обратно съедет. Медвежонок визжит от злости. Принесли медвежатам молочной каши. Малыши толкаются, кричат. Съели кашу, но вывозились и стали все полосатыми.

По Е. Чарушину

Шустрик

Однажды лесорубы валили деревья. Из одного дерева выпал бельчонок. Я подобрал его, принёс домой и дал молока. Но малыш не умел сам пить. А у нашей кошки Маркизы как раз родились котята. Поздно вечером она убежала ловить мышей. Мы подложили бельчонка в ящик с котятами. Маркиза не заметила прибавления своего семейства. Она облизала приёмыша шершавым языком и стала его кормить. Бельчонок скоро окреп. Он вместе с котятами играл с клубком и катушками ниток, бегал за шариками. За резвость его прозвали Шустриком.

Фомка

По дороге топал ёж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барии выгнул спину дугой и выбежал на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф и зашипел. Но через неделю ёж и кот уже частенько ужинали вместе.

По А. Баркову


Тема урока. Тематическая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

Цели: совершенствование, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Односоставное предложение»; проверка уровня усвоения темы. Оборудование: текст контрольного диктанта (два варианта). тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.

Ход урока

I. организационный этап

II. обобщение, систематизация

И контроль знаний и умений учащихся

І вариант

ОСЕНЬ НА ПРОРВЕ

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

Найдите в тексте диктанта три односоставных предложения (в том

Числе и те, которые являются частями сложного предложения).

Предложений.

ІІ вариант

УШАСТАЯ СОВА

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую, сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не присматривается. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

(По Л. Семаго)

Грамматическое задание

Найдите в тексте 3 односоставных предложения (в том числе и те,

Которые являются частями сложного предложения).

Обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих

Контрольная работа по русскому языку во 2 классе (УМК «ПНШ»)

1 четверть

Цель: проверить умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами.

Диктант

Совёнок

Ребята жили в лесной школ е .

Мальчики п о шли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Ребята взяли из гнезда совёнка. Ночью сова пр и летела к дому. Она села на берёзу под окном и кричала.

Миша и Коля выпустили совёнка.

Слова для справок : выпустили.

    Слова с подчеркнутыми орфограммами четко проговариваются

Грамматическое задание

    Записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу. Показать стрелками словосочетания с указанием вопросов.

1 вариант:

Колючий ёжик готовится к спячке.

2 вариант:

Яркое солнце ушло за облака.

    Выписать слова-названия предметов, указать их род, выделить окончание (если оно есть).

1 вариант:

метро, ясная, осень, дерево, гулять, горка, Толя, павлин

2 вариант:

Ваня, улитка, носорог, кино, яркий, думать, тетрадь, море

Контрольная работа по русскому языку во 2 классе (РО)

1 четверть

Цель работы: проверить у обучающихся умения и навыки, связанные с оформлением предложений на письме, написанием гласных после шипящих, сочетаниями чк, чн, с записью имен собственных.

Диктант

В парке

Был ясный день. Дети гуляли в парке у речки. Вот пушистые ёлочки и стройные сосны. Лёня и Яна ищут шишки. Миша и Юля сели под берёзку. Они слушают песню синички. Вася устроился с удочкой у речки. Он ловил щуку.

Грамматические задания

    Обозначьте количество букв, звуков, слогов:

I вариант: огоньки, ёжик, якорь

II вариант: угольки, Яша, июль.

    Продолжи предложение. Запиши его и подчеркни главные члены предложения.

I вариант: На лесной опушке…

II вариант: По голубому небу…

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе (УМК «ПНШ»)

1 четверть

Цель работы: проанализировать, как идет закрепление материала по пройденным ранее темам (безударные гласные, мягкий знак – показатель мягкости согласного, звонкие и глухие согласные в конце и середине слова, правописание предлогов и приставок).

Диктант

Чьи это грядки?

На лесной полянк е видны кучки рыхл ой земли. Они п о хожи на мал е нькие грядки. На кучках торчат низкие берёзки и сос е нки. Чьи это грядки? Кто их копает?

Вдруг земля п о днялась холмом. Из-под неё п о казались широкие лапки с когтями. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в мягкую землю семена, и вырастут берёзки, сосны да липки. (49 слов)

Справка : слова с неизученными орфограммами проговариваются орфографически; предупредить о постановке запятых.

Слова для справок: из-под неё, семена.

Грамматические задания

    Выписать ряды родственных слов. Выделить в словах корни.

1 вариант:

Летать, летний, пять, лето, пятачок, пятно, пятнистый, пятерка, пятнышко.

2 вариант:

Горит, горный, лев, гора, горелка, левый, горняк, налево, горка.

    Подчеркни основу предложения и подпиши известные тебе части речи:

1 вариант : Осенняя трава на лугу пожелтела и завяла.

2 вариант : Певчие скворцы и жаворонки улетают на юг.

    Выпиши слова, начинающиеся с согласного звука:

1 вариант: Портфель, Юлия, акула, ива, ель, воробей, йод.

2 вариант: Соловей, яркое, учитель, Илья, яма, стекло, йогурт.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе (РО)

1 четверть

Цель работы: проверить умение выделять в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, в соответствии с этим ставить знаки препинания; проанализировать, как идёт закрепление материала по пройденным ранее темам (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак, звонкие и глухие согласные в конце слова).

Диктант

Осень

Холодный осенний денёк. Стоит дождливая погода. Летнее тепло и жара позади. Мы гуляем по полям. Смолкло птичье пение. Изредка встречаются упавшие колоски. Вдали желтеет осенняя листва. Тяжело смотреть на увядающую природу.

В небесах летит журавлиный косяк. Он летит в тёплую страну. Весной птицы вернутся и выведут птенцов. Но впереди ещё морозная зима.

Слова для справок: изредка, позади, вернутся, впереди.

Грамматические задания

    Выделить корни в словах:

1вариант: Пушистый, братик, погрузка, звёздочка.

2вариант: Берёзовый, ветерок, походка, вазочка.

2. Выписать из диктанта 3слова с безударной гласной в корне.

Подобрать и записать проверочные слова.

3.Подчеркнуть главные члены:

1вариант: в 7-м предложении.

2вариант: в 9-м предложении.

Контрольная работа по русскому языку в 4 классе (УМК «ПНШ»)

І четверть

Цель: проверить умение писать безударные гласные и парные согласные в корне, окончания прилагательных и существительных, правильно писать приставки, уровень сформированности умения распознавать однородные члены предложения.

Улетают журавли

В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далёкие страны.

Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали остановку.

Ещё темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога.

Грамматическое задание

    Сделать разбор предложения по членам, указать части речи.

1 вариант второе предложение

2 вариант седьмое предложение

    Найти в тексте два слова с проверяемой безударной гласной, выписать их вместе с проверочными словами. Подобрать ещё два слова на тоже правило, записать вместе с проверочным.

    Выписать из текста слова, которые соответствуют схеме:

1 вариант приставка, корень, окончание

2 вариант корень, суффикс, окончание

    Придумать и записать своё слово с таким же составом.

Контрольная работа по русскому языку в 4 классе (РО)

І четверть

Цель работы: 1) проверить уровень усвоения изученных правил орфографии и пунктуации:

    проверяемые и непроверяемые безударные гласные корня,

    парные и непроизносимые согласные, удвоенные согласные,

    гласные после шипящих, приставки и предлоги),

    постановка запятой в предложениях с однородными членами и сложных предложениях,

2) выявить уровень усвоения морфемного состава слов и качество освоения фонетического анализа.

Диктант

Стояла пора золотой осени. Я шёл берегом лесной речки. Лёгкий ветерок бродил по окрестности. Он подлетел к камышу, стал гнуть его. К берегу ветер подогнал группу листьев, и золотые монеты медленно поплыли по воде. В чаще тростника плавали дикие утки. Каждый год птицы прилетают сюда. Это их родина. Они выводят здесь своё потомство. Я быстро зашагал к деревне, а в моей корзине лежали рыжики, лисички, опята. (66 слов)

Грамматическое задание

    А) Выписать из текста диктанта простое предложение, в котором подлежащее является:

1вариант: личным местоимением 3лица множественного числа

2 вариант: личным местоимением 1лица единственного числа

Б) Подчеркнуть грамматическую основу предложения и надписать известные части речи.

2. Определи указанные звуки и дай им характеристику:

1 вариант : первый и пятый звук в слове ягодка

2 вариант: первый и третий звук в слове едкий

3. Подобрать все слова, соответствующие данной схеме:

1 вариант : ¬ ͡ ^ : придорожный, дошкольник, перекрёсток, предобрый, намордник.

2 вариант: ͡ ^ : больной, вершина, корзина, лесник, слёзки.