Что такое УУД? Версия для родителей. Универсальные учебные действия


Мастер-класс №1

«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

Н.В.Третьяк.

1.ЧТО ТАКОЕ УУД И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ).

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

Самостоятельно ставить учебные цели,

Проектировать пути их реализации,

Контролировать и оценивать свои достижения,

Иначе говоря - формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Слайд

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3)познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

^ Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

^ Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

^ Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

^ Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

^ 2. Учимся определять и находить УУД.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.

^ 1 задание.Чему учит «лавочка»

Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? А могут ли здесь здесь формироваться универсальные действия. Самостоятельно просмотрите презентацию. (Презентация)

^ Выберите из предложенных (Приложение 4): Какие же универсальные действия сформировала «ЛАВОЧКА» ?

Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску).

Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)

Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)

Адекватно реагировать на замечания (личностные)

Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)

Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)

Выбор необходимой информации (познавательные)

Установление причинно - следственных связей (познавательные)

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные)

Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные) Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

2 задание

Я предлагаю вспомнить сказку Владимира Григорьевича Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (Презентация)

Определите, пожалуйста, какие универсальные действия сформированы у героев?

Подумайте, чему нужно научиться? (Приложение 4)

- Какие универсальные действия сформированы у героев?

(прикрепляю магниты:)

Умеют взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

^ Что необходимо сформировать?

Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.

Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!». Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую.

Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

^ 3. Как сформировать Универсальные учебные действия?

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

(Приложение 3)Рассмотрим Памятку для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

^ Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

*Режиссерская игра

Взаимоконтроль;

«ищу ошибки»;

Предлагаю вам несколько заданий, на развитие регулятивных действий в учебном процессе.

ЗАДАНИЕ 1 (Приложение 1)нацелено на формирование «Умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности » Конечно, чтобы ребёнок смог выполнить данное задание, нужно выполнять подобное упражнение на каждом уроке. С точки зрения современности можно перефразировать вопрос: Чему должны научиться?


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? ^ Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание . А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное». Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. Нацелена на формирование « ^ Умения понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

2. Определите, подчеркните её.


  • Подберите к ним заглавия; (4)

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою; (1)

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке (2)

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; (6)

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; (3)

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.(5)
Как вы думаете, какая из предложенных формулировок является учебной задачей?

Думаю, что у каждого учителя есть свои приёмы, способствующие формированию учебно-информационных умений, т е ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Предлагаю пополнить этот список возможно, новыми для вас приёмами.

(Приложение 2)

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным. Можно предложить следующую таблицу для различения «толстых» и «тонких» вопросов

Например, если потренироваться в задавании «толстых» и «тонких» вопросов при чтении стихотворения С.Я.Маршака, то получится следующее:

^ Тонкие вопросы:

Что делала синица?

Где Джек хранит пшеницу?

Толстые вопросы:

Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?

Что изменится в стихотворении, если «исчезнет» один из героев, например, пастух?

Предлагаю Вам потренироваться, вспомнить, например, р.н.сказку «Репка» и составить толстые и тонкие вопросы

Например: кто прибежал за Жучкой? (тонкий вопрос)

Что было бы, если мышка не прибежала? (толстый вопрос)

Дайте объяснение, почему репка выросла такая большая? (толстый вопрос)

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование. Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу, не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём рекомендуется использовать при чтении исторических текстов, а также в работе с любыми отрывками, содержащими описание какого-то события, явления. Такие тексты могут встретиться не только на уроках истории, но и на других учебных предметах. Читая, ребёнок делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержимое, то сюжет – точно. А это и требуется на различного рода проверочных, контрольных и экзаменах. Но, что важнее, ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-то важное.


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


Буду отдыхать на юге
Примером применения этого приема может служить «Дерево предсказаний», составленное ученицей на тему «Как я проведу лето». Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


Останусь в городе

Поеду в спортивный лагерь

Мама любит отдых на море

Возможно,так как

я занимаюсь спортом Возможно и такое,


Как я проведу лето
болеет бабушка

Этот приём предлагается для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы. «Деревья предсказаний» лучше всего выращивать при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасётся ли главный герой?»…

Ученикам всех возрастов очень нравится составлять «Дерево предсказаний».В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределённости. Но всё же не стоит использовать этот приём больше одного раза на уроке, так как тексты используются для развития мышления, а не для игры в «угадайку».

Приём №4 «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Предлагаю примеры таких заданий:


  • ^ Азы работы над текстом . Найдите в тексте основные (новые)понятия и запишите их в алфавитном порядке.

  • Что, не ждали


  • Главная жизненная мудрость

  • Известное и неизвестное

  • Иллюстративное изображение

  • ^ Поучительный вывод
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги:поиск дополнительной информации, домашние задание для отдельных учащихся и отдельных групп детей; выделение нерешённых проблем; определение последующих этапов работы.

Приложение1

ЗАДАНИЕ 1.


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание. А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное».Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. ^ Умение понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

1. Прочитайте предложенную ниже учебную задачу и учебные действия по её выполнению (последовательность их выполнения специально нарушена)

2. Определите, какая из предложенных формулировок является учебной задачей, подчеркните её.

3. Пронумеруйте учебные действия в порядке их последовательности выполнения


  • Подберите к ним заглавия; ___

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою____

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке_____

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; _____

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; ____

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки_____
Приложение2

Приём №1 «Толстые» и «тонкие» вопросы.

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным.

1. После того, как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить её содержание . Чтобы работа с данным приёмом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребёнок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чём состоят их ошибки.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие – только один.

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование . Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. ^ Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу , не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. ^ Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём №2 «Пять вопросов сюжетной таблицы…»


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Приём №3 «Дерево предсказаний»

Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


  • Что, не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Ты уже знаешь последние новости ? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

  • Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.

  • Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая не является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

  • Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • ^ Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 9785090191487.

    Приложение3

    Памятка для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

    Личностные УУД:

    1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

    2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

    3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

    4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    Познавательные УУД:

    1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

    2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

    3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

    4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Коммуникативные УУД:

    1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

    2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

    3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

    4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

    5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

    6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Регулятивные УУД:

    1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

    2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

    3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

    Памятка «Как помочь ученику освоить УУД?».

    В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

    Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какие-либо поручения, соблюдайте определенные правила:

    Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

    Во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

    Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:- необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели:

    Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

    Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

    Необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

    Обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

    Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

    Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:

    * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

    *Режиссерская игра

    *Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;

    Поиск информации в предложенных источниках;

    Взаимоконтроль;

    Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

    Заучивание материала наизусть в классе;

    «ищу ошибки» ;

    Контрольный опрос на определенную проблему.

    Желаем вам терпения и творчества!

    Приложение4

    Научила взаимодействовать с разными людьми

    Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы

    Адекватно реагировать на замечания

    Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

    Ответственность за поведение и действие других и себя

    Выбор необходимой информации

    Установление причинно - следственных связей

    Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

    Прогнозирование результатов деятельности

    Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

    Что необходимо сформировать?

    Доброго времени суток, дорогие читатели! Рада видеть вас на страницах блога.

    Сегодня хочу поговорить с вами об УУД. Знакомая аббревиатура? Думаю, что не всем. Поэтому расшифровываю. Универсальные учебные действия. Это то, чему стараются научить наших ребятишек педагоги, наряду с чтением, письмом, счетом. Эти самые УУД являются стержнем, основой, центром нового образовательного стандарта, в соответствии с которым и ведется обучение детей в младших классах. Поэтому нам, родителям, нужно знать, что такое УУД в начальной школе.

    Разговор предлагаю вести простыми словами, без замороченных педагогических выкрутасов.

    План урока:

    Что это такое?

    Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.

    Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.

    Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.

    Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»! Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:

    • выдвижение гипотезы;
    • поиск информации;
    • анализ информации;
    • обоснование результата;
    • предоставление доказательств.

    Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.

    Коммуникативные

    Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:

    • ведение диалога;
    • высказывание своей точки зрения;
    • защита своей точки зрения;
    • выслушивание чужого мнения;
    • разрешение конфликтов.

    Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.

    Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.

    Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.

    А в семьях — ссор и скандалов.

    Было бы меньше несчастных людей.

    И еще один вопрос. А что ответил бы ваш ребенок, если бы вы спросили у него: «Что такое УУД?» Оказывается вариантов может быть много) Смотрите видео!

    Друзья, желаю вашим деткам легко и просто овладеть всем, что готова дать им начальная школа.

    Счастья вам и здоровья!

    Всегда ваша, Евгения Климкович.

    рентоспособными на межрегиональном, федеральном и даже международном уровнях. Об этом свидетельствует успешное участие участников Программы РИП в российских и международных конкурсах и иных мероприятиях.

    Для решения этой проблемы Институтом регулярно организуются межрегиональные выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов, проводятся иные научно-методические и научно-практические мероприятия. С 4 мая 2007 года реализуется соглашение о сотрудничестве между УИПКПРО и Редакцией Интернет-портала «Инновации в образовании» (статистика посещаемости сайта: 450-500 посещений в день, до 3500 посещений в неделю), в соответствии с которым стороны договорились объединить свои усилия с целью освещения и продвижения в открытом доступе Интернет-результатов инновационной де-

    ятельности образовательных учреждений региона, являющихся участникам областной Программы РИП.

    Очевидно, что разрешение этих актуальнейших проблем благоприятным образом скажется на экспериментальной деятельности и инновационного движения ОУ как ресурса развития образования области.

    Литература

    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 года «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

    3. Августовские совещания педагогов // Образовательное право. - 2008 - № 24 от 12 июня 2008 г. - С.5.

    В статье раскрывается содержание понятия «универсальные учебные действия», описывается их значимость в условиях нового предназначения школы

    Карабанова Ольга Александровна,

    доктор психологических наук

    ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

    Ключевые слова: цели школьного образования; жизненный опыт ребенка; умение учитьСЯ (учить СЕБЯ); основные универсальные учебные действия: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем

    заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

    В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, про-

    ектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

    Итак, что же дают универсальные учебные действия?

    Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

    Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

    Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие

    жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    Примеры формирования универсальных учебных действий (УУД) мы можем увидеть в изданиях комплекта «Перспектива», 1 класс

    При разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения большое внимание уделяется программам формирования и развития УУД.

    В сегодняшнем обществе, пропитанном новейшими технологиями, качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ввиду такого положения в обучающий процесс введено новое понятие. Что такое УУД? Как помочь ребенку научиться формировать свою личность с раннего возраста? Насколько важны универсальные учебные действия в современном обществе? Постараемся дать ответы на эти вопросы.

    Определение УУД

    Возможно, для учителей не составит особого труда ответить на вопрос о том, что такое УУД, но родители часто не понимают аббревиатуры, и понятие "универсальные учебные действия" им незнакомо. Многие учились еще по стандартной схеме, созданной в СССР. Учителя давали на уроках знания, а процесс происходил дома. Но сегодня мир изменился, а значит, обязаны поменяться и методы обучения детей в учебных заведениях.

    Это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.

    На сегодняшний день дети хорошо разбираются в технике, но при этом не задумываются над элементарными правилами поведения. Что стало причиной такого неуравновешенного развития? Смогут ли новые стандарты, введенные в РФ, справиться со столь трудной задачей, как воспитание личностей из маленьких детей?

    Причины изменения методик преподавания

    XX век был индустриальным, а XXI-й является информативным. Дети сегодня отлично разбираются в мобильных телефонах, планшетах и компьютерах. Поток информации рекой льется на еще не сформированную детскую психику. Как результат, они не в состоянии переработать всю получаемую информацию. В итоге дети не умеют учиться, самостоятельно проводить исследования и решать поставленные задачи.

    К тому же большинство родителей сосредотачивают свое внимание на интеллектуальном развитии своих чад и полностью игнорируют нравственное и духовное воспитание. В результате умные дети не способны развивать коммуникативные качества и при этом пропадает желание учиться. Гордость, эгоизм и неумение сотрудничать с другими людьми ведут к пагубным последствиям как в школе, так и во взрослой жизни.

    Сегодня не модно читать книги, а особенно классику. Дети больше заняты фильмами и видеоиграми, которые не способствуют развитию умственных способностей. Отсюда появляются трудности в обучении, плохое воображение, неспособность анализировать прочитанный материал и логически мыслить.

    Это лишь некоторые из причин, по которым назревает пересмотр всей образовательной системы. Вот почему в среднее общее образование требуется введение универсальных учебных действий. Рассмотрение четырех видов УУД поможет глубже понять, какие действия потребуются от ученика.

    Личностные УУД

    Рассмотрим виды УУД, которые относятся к развитию личностных качеств. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение сопоставлять события и поступки с существующими моральными принципами и нравственными нормами. Дети должны научиться не теряться в отношениях с другими и в социальных ролях. Какие виды деятельности к этому относятся?

    • Самоопределение. Выделяют личностное, жизненное и профессиональное. Ребенок должен расти индивидуумом и учится выражать собственное мнение.
    • Смыслообразование. По сути, учащиеся должны ответить себе на такой вопрос: «Какое значение имеет для меня обучение?» Они должны видеть связь между обучением и мотивом, который побуждает к действию.
    • Нравственно-этическая ориентация. Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Предоставляется личный выбор на основании моральных принципов.

    Познавательные УУД

    Включают в себя логические действия, общеучебные и знаково-символические. Эти виды УУД содействуют развитию логического мышления у школьников. Что конкретно включают в себя познавательные действия?

    Логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями.

    К общеучебным действиям относятся: самостоятельное постановление познавательной цели, нахождение полезной информации, структурирование полученных знаний. Школьники должны уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления как в письменной форме, так и в устной. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации.

    Развивать познавательные способности у школьников необходимо с помощью УУД. Математика в начальных классах помогает развивать логику при решении задач, составляя при этом схемы. Краткое описание условия задачи дает школьникам определенный алгоритм, который они впоследствии могут использовать при решении более сложных вариантов.

    Регулятивные УУД

    Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы.

    Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Далее требуется планирование - это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему. Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.

    Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий. Требуется также саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

    Коммуникативные качества

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

    Для воспитания таких качеств от преподавателя потребуется создавать ситуации, в которых предусматривается сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: школьникам предложить совместную работу над проектом, разделив класс на группы. Для младших классов даются такие задания: «найдите отличия в одинаковых предметах, выполненных разными техниками» или «какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания». Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные способности каждого ребенка в классе.

    Федеральный государственный стандарт

    Для развития у детей учебных навыков и личностных качеств, введены новые стандарты. ФГОС «Школа России» - это , введенный с 1 сентября 2011 года по всей территории РФ. Он предъявляет ряд требований к обучающему процессу в школах.

    В первую очередь требования предъявляются к формированию личности учащегося, а не только к приобретению им необходимых знаний и умений. Таким образом, система полностью отказывается от старой программы обучения. Среднее общее образование должно сформировать личность ученика. Следствием обучения становятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

    Неотъемлемой частью нового стандарта выступает введение универсальных учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа УУД. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий учителям формировать требуемые навыки.

    Наряду с приобретением стандартных навыков обучения и воспитанием личности учащегося вводится методика для ориентирования младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях, а также для вырабатывания способности их осведомленно применять. Как это выглядит на практике?

    Внедрение УУД в учебные предметы

    Тематическое планирование с УУД позволит с самых первых уроков видеть в учениках отдельные личности со своими способностями. Так как особенность новых стандартов состоит не только в формировании личности ученика, а еще и во внедрении современных технологий, учителю потребуется хорошая подготовка. В требования входит вместе с обычными навыками традиционного письма введение клавиатурного набора текста на компьютере. Это поможет ребенку быстро осваивать новые технологии и развивать память, логику и способность общаться со сверстниками.

    На сегодняшний день появилась целая система учебников для новых стандартов ФГОС «Школа России». Они прошли федеральную экспертизу и получили положительные отзывы от Российской академии наук. Все учебники входят в рекомендованный федеральный перечень. В них пересмотрен подход к образованию. В материалах объясняется, что такое УУД, и как его применить на практике. По новым стандартам, учебники направлены на развитие у учащихся универсальных учебных действий. Также в них содержится методика вовлечения детей в учебный процесс при изучении всех школьных предметов.

    Новшества

    Программа УУД школы помогает учителям при помощи современных учебных пособий формировать заданные навыки у детей. В учебники были включены специальные задания, которые развивают умение школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к заданной теме или конкретному уроку.

    Повышено количество заданий и вопросов воспитательного и увлекательного характера, а также для работы в группах или в паре. Они помогают учащемуся акцентировать внимание на собственной точке зрения и связывать имеющиеся знания с реальными событиями.

    В учебниках присутствуют новые разделы, помогающие размышлять над узнанным материалом: «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения». Рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных» и «Выскажи свое мнение» помогут учителям развивать у младших школьников необходимые навыки.

    УУД по технологии

    Что можно внести нового и как включить требования современных стандартов в обучающий процесс? Наработки опытных преподавателей помогут в этом. Что первостепенно необходимо сформировать в младших школьниках? УУД по технологии требуют от педагога внимательного отношения к своим ученикам.

    Ему потребуется развить у детей умение оценивать собственный труд, для этого следует разработать алгоритм оценивания своей работы. В данном случае важно не сравнивать учеников друг с другом, а показать успехи ребенка по сравнению с его прошлыми работами.

    Учитель должен привлечь детей к открытию новых знаний. Для этого потребуется совместно обсудить, для чего необходимо задание, как его можно применить в жизни.

    Еще один момент: именно учитель технологии обязан помочь детям освоить сотрудничество в группе. Этот основной навык коммуникабельности развивается только при совместной работе. Здесь необходимо научить детей обсуждать вместе поставленную задачу, находить коллективное решение вопросов и анализировать полученный результат.

    Для формирования всевозможных навыков потребуется качественное планирование УУД, особенно с младшими школьниками. Пока дети еще ничему не научились, можно использовать различные методики и задания. Например, любимая детская игра «найди отличия». Можно указать число отличий, а можно, чтобы малыши сами нашли и поделились с одноклассниками.

    Имеются разные виды заданий, которые направленны на формирование универсальных учебных действий. Например, участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное и вербальное восприятие музыки.

    3 класс (ФГОС) с УУД может уже справляться с более сложными заданиями, среди которых упорядочивание, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, исправление «преднамеренных» ошибок, поиск необходимой информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.

    Для проверки знаний можно использовать КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), диалоговое слушание, задания «подготовить рассказ…», «описать устно…», «объяснить…».

    Технология может стать опорным пунктом в развитии универсальных учебных действий.

    УУД по физкультуре

    Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитывать нравственные навыки у детей. Но это далеко не так. Новые методы воспитания и развития правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД по физкультуре.

    Именно тренер может побудить вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физической культурой? Начнем с того, какие универсальные способности можно развить.

    • Во-первых, ребенок должен уметь организовать свою деятельность, выборочно применять средства для достижения поставленной цели.
    • Во-вторых, уметь активно сотрудничать с коллективом, объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
    • В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в экспрессивной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми людьми.

    Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками, основываясь на принципах уважения и доброжелательности, взаимной помощи и сопереживания. Не менее важно уметь выражать позитивные качества личности и управлять своими чувствами в разнообразных нестандартных обстоятельствах и условиях. Эти результаты помогут вырастить уравновешенного человека. Физкультура поспособствует дисциплинированности, трудолюбию и настойчивости в достижении поставленных задач.

    ИЗО

    Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение предметных задач и формировать определенные качества ребенка. УУД по ФГОС по ИЗО помогает развивать необходимые навыки у младших школьников.

    Пример учителя может вдохновить учащихся охотнее объяснять свои впечатления от увиденной картины, подбирать слова для выражения эмоций, рассказывать старшим и товарищам об увиденном.

    Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобретать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и вести разговор, и даже защищать свое мнение, уважать мнение партнера, ориентироваться на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро вливаться в коллектив и приобретать положительные качества.

    Для наглядности приведем пример совместного творчества. Дети получили задание нарисовать в группе варежки на руки. Как можно оценить их совместную работу по тем действиям, которые они произвели? Уровни оценивания разные.

    • Низкий: узоры нарисованы с очевидными отличиями или в них вообще нет сходства. Что произошло? Дети не стараются договариваться между собой, все настаивают на своих предпочтениях.
    • Средний: схожесть частичная - отдельные рисунки совпадают, но имеются и заметные отличия. Результат неумелого договора, каждый хотел чем-то выделиться.
    • Высокий: варежки украшены одинаково или с очень схожим рисунком. Дети трудятся с наслаждением, оживленно обсуждают имеющиеся вариации, сопоставляют способы действия и согласовывают их, строят совместные планы и следят за выполнением своей задумки. Этот вариант - самый лучший способ показать, что такое УУД, а точнее его применение на практике.

    Ввиду требований новых стандартов по обучению детей новым технологиям возможно не только традиционное изобразительное искусство, но и применение компьютерных технологий в обучении детей. Например, нарисовать картину не только на альбомном листе, но и произвести это в определенной программе. Можно также учить детей делать фотографии, фоторепортажи, обучать правильно пользоваться графическими программами.

    Наука и образование сейчас идут рука об руку, и методы обучения также должны меняться в соответствии с потребностями нового поколения.