Что такое слог, какие есть их виды, как делить слова на слоги. Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог? Основные правила слогораздела

Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Так, Н. С. Жукова в своем "Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью "бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".

Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой "Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,

Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:


Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.

Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память "на движения", комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

Многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.

Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют "песенки" - слоги. Согласная буква может "отправиться в лес за грибами", может "кататься на лифте", может "ходить в гости к подружкам - гласным буквам" и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и "за ручки берутся и поют вместе песенку" (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.

После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

Попросите привезти на грузовике "кирпичик" КА, или КО, или КУ и т. д.;

- "превратите" листочки со слогами в конфетки, угостите куклу "конфеткой" КИ, или КЕ, или КО и т. д.;

Поиграйте "в почтальона" - разносите "письма"-слоги членам вашей семьи, например: "Отнеси бабушке КУ", "Для папы отнеси письмо ПЕ" и т. д.;

Разложите слоги на полу, "превратите" ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог ПУ!", а сразу после показа - "Скажи ему, какой это слог").

Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.

Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не "Прочитай, что написано! "). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: "Это ГО или ГУ?", "ЛЕ? BE? СЕ?". Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... Будет... Будет..."), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают "видеть" в слоге отдельные буквы и пытаются их "складывать", часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, "складывание" слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.

Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.


Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);

Чтение слогов с договариванием до слова (КА - каша, КУ - курица,...);

В дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.


При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

Слог + картинка

На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог (AM, АН...), закрытый слог (СОН, КОН...), слог со стечением согласных (СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).

При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному (ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

Итак, при обучении чтению слога помните!

Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

Вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

За год или два до школы, мы задумываемся над тем, чтобы научить своего ребенка читать. Ведь мы знаем, чем раньше наш дошкольник научится читать, тем больше полезной информации он сможет получить еще до того, как станет первоклашкой. Как только ваш ребенок выучит , можно переходить к изучению слогов. Именно такие слоги для чтения, можно скачать с данной странички.

Карточки со слогами — это ключ к умению читать. Скачайте, распечатайте и разрежьте лист по карточкам, на которых будут связки слогов, состоящие из гласной и согласной буквы. Уже через несколько недель, после того, как ребенок научится читать каждый слог, он сможет разбирать целые слова в детских книжках.

Слоги по буквам: скачать или сразу распечатать

Слоги на «Б»

Слоги на «В»

Слоги на «Г»

Не нагружайте ребенка чтением сразу всех слогов. Например, в течении недели, обучайте ребенка слогам, которые начинаются на одну и ту же буку.

Слоги на «Д»

Слоги на «Ж»

Слоги на «З»

На вторую неделю, займитесь изучением слогов, начинающихся на другую букву, а выученные слога, просто повторяйте.

Слоги на «К»

Слоги на «Л»

Слоги на «М»

Существует мнение, что буквы разных цветов, в слогах для чтения, только отвлекают ребенка, а не способствуют быстрому обучению.

Слоги на «Н»

Слоги на «П»

Слоги на «Р»

Если вы хотите разрешать карточки со слогами быстро, то используйте линейку и обойный нож.

Слоги на «С»

Слоги на «Т»

Слоги на «Х»

Чтобы карточки прослужили долго, и не одному ребенку, заламинируйте их.

Слоги на «Ф»

Слоги на «Ц»

Слоги на «Ч»

После того, как дошкольник научится правильно читать все карточки со слогами, можно перейти к чтению книжек, в которых слова разбиты слоги.

Слоги на «Ш»

Слоги на «Щ»

Если ребёнка обучают складывать буквы в слоги, значит, занимаются с ним по звуковому методу . А это логическая и понятная цепочка обучения чтению: звуки (вместе с их визуальным буквенным изображением) → слоги → слова → предложения.

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Складывание звуков в слоги

Чтобы объяснить малышу способ соединения двух букв в слог, можно использовать несколько приёмов, игр.

Способ, предложенный и описанный в «Букваре» Н.С. Жуковой

Написав (или выложив карточки, магниты) две буквы на некотором расстоянии друг от друга, соединять их указкой или карандашом. Одновременно нужно проговаривать первый звук, пока он не «добежит» до второго. Ребёнку нужно пояснить: «Тяни первую букву, пока ты вместе с ней по дорожке не добежишь до второй». Можно нарисовать мальчика, бегущего между звуками и говорить малышу: «Тяни 1-ю букву, пока ты вместе мальчиком по дорожке не добежишь до второй». При этом малыш проводит пальчиком (карандашом), соединяя литеры.

По такому же принципу можно нарисовать, как одна буква удочкой ловит другую, изобразить их в виде частей поезда. Словом, главное, чтобы ребёнку было понятно и интересно.

Так вначале детей учат соединять гласные буквы («уа», «ау» и т.д.), затем обратные слоги («ам», «ус»…) и в третью очередь уже прямые. Если у малыша никак не получается сложить два определённых звука, можно попробовать поработать с другими. Скажем, вместо «М» взять «С».

Смена букв

Понадобятся карточки. Взрослый показывает одну букву – малыш её читает. Одновременно подносится издалека вторая литера, а первая убирается, и ребенок тут же переходит к озвучиванию новой литеры. Проделывать это нужно так, чтобы малыш называл слог целиком без разрыва:
М М М М А А А А,
С С С С О О О О.

Пропевание слогов (Логоритмика)

Многократное пропевание слогов – это маленький, но часто очень действенный приём. Многие дети лучше воспринимают и легче понимают соединение букв в слоги, если их показывать и петь:
МА – МО – МУ, БА – БО – БУ и т.д.

Са-са-са…

Жу-жу-жу…

Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.

Пропевать склады можно, складывая их любым из способов. Однако не стоит так же складывать и слова потом – ребёнок может попевать предложения слогами даже без пауз.

Дружба звуков

Это весёлая обучающая игра, которая может подойти детям как 3,5, так и 6 лет в зависимости от индивидуальных особенностей. Нужно взять мяч и объяснить ребёнку, что звукам очень хочется дружить, и нужно им в этом помочь. Взрослый говорит: «М» хочет подружиться с «А», – и бросает мяч малышу. Он его ловит и кидает обратно, говоря: «МА». Далее: «О» хочет дружить с «М», – мячик летит к малышу, который возвращает его с сопровождением: «ОМ».

Играть можно и без мяча, прося ребёнка подружить, к примеру, «Б» и «А». Полезно развить упражнение, предлагая помочь разным звукам поладить с каким-то одним: «Давай поможем буквам подружиться с «У». Взрослый называет: «М». Ребёнок отвечает: «МУ». «С» – «СУ» и так далее.

Так малыш научится соединять буквы на слух.

Заключение

Как бы ни обучали ребёнка соединять буквы в слоги, нужно понимать, что для малыша это может оказаться тяжёлым трудом. А чтобы его максимально облегчить и упростить, лучше делать всё в игровой форме, придумывать собственные уловки, много раз повторять одни и те же звуки и способ их складывания. Зато, когда ребёнок твёрдо освоит соединение букв в слоги, читать в дальнейшем он будет без ошибок.