Блок «Двенадцать» – анализ. Анализ поэмы "Двенадцать" (Александр Блок) Блок 12 анализ по главам

В двадцатом веке Россия прошла через множество испытаний: государственные перевороты, смена режима власти, революция за революцией… Неспокойное время диктовало свои условия и требовало изменений в общественной и политической жизни. За решение многих насущных бралась "властительница дум" - литература. Талантливые относились к революции по-разному. Одни не принимали ее и покидали родные края, а другие оставались и жаждали перемен к лучшему. Александр Блок уверял, что необходимо слушать революцию всем сердцем и сознанием, для него она - "музыка, которую имеющий уши должен услышать".

История создания поэмы "Двенадцать". Признание поэта, критика

Произведение было написано после февральской и Сам Блок признается, что поэма складывалась у него очень быстро, ведь он писал ее, находясь в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные строфы, а потом собрал их в единую композицию, и в итоге поразился, как мало в ней зачеркнутого. Любопытно, что поэма выросла всего с нескольких слов ("уж я ножичком полосну, полосну"), за которыми мгновенно появились 8 строф. Стояли вьюжные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое произведение. Поэма Блока могла и не сохраниться до наших дней, поскольку автор в предсмертном бреду потребовал, чтобы жена Любовь Менделеевна сожгла его детище, но она этого не сделала. Александр Александрович вмиг превратился во врага народа и поэтов, за что Николай Гумилев вынес ему приговор: служба Антихристу, вторичное и расстрел государя.

События происходят зимой в Петрограде. Веет вьюга, через которую слышны крик, визг. По ночному городу движется отряд из двенадцати красноармейцев - так называемых борцов со старым миром, которые беспощадно стреляют и все уничтожают на своем пути. Один из них, чувственный Ванька, убивает свою подругу Катьку и впоследствии переживает ее смерть, но товарищи приказывают ему собраться с силами: "не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой". Отряд предупреждает граждан о предстоящем грабеже: они искоренят все, что напоминает им о старом мире. Они забывают о Боге, шествуют "без имени святого" и молящемуся Петьке напоминают, что на нем уже есть "кровь девки", а значит, ему не следует ожидать помощи господа. Однако в последней, двенадцатой главе Он появляется: "В белом венчике из роз Впереди - Исус Христос". Кто это - спаситель или губитель, - Блок ответа не дает, поэтому смысл финала поэмы "Двенадцать" трактуется по-разному.

Образ Иисуса

Появление Христа в финале - явление неожиданное, поскольку в Святую Русь уже пальнули несколько раз и сняли крест. Прошло сто лет после написания поэмы, а литературоведы до сих пор рассматривают этот вопрос и выдвигают несколько догадок. Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир - преступники стали святыми. Другие исследователи считают, что это и есть апостолы, шествующие революционным шагом под предводительством Петра. Михаил Волошин уверяет, что образ Христа в поэме "Двенадцать" введен с другой целью: он не спасает отряд, а, напротив, пытается сам от него скрыться. Павел Флоренский обратил внимание на изменения в имени Иисус - у Блока он "Исус", однако не стоит быть наивными и предполагать, что опечатка допущена случайно. Отряд возглавляет антихрист, который также всемогущ, неуязвим "и за вьюгой невидим".

Композиция поэмы

"Двенадцать" является ответом на услышанную Блоком музыку революции, и музыкальность произведения достигается четким ритмом. Поэма не похожа не предыдущие произведения Александра Александровича, и поэт словно находится в поиске новой формы, что ему с успехом удается. Традицию марша позднее в своем творчестве продолжит футурист Владимир Маяковский. Поэма состоит из двенадцати разных по форме частей, которые связаны между собой и составляют единое целое. Если проводить анализ поэмы "Двенадцать", можно выявить многоточия между строфами, которые вставлены редакторами после публикации - очевидно, цензоры посчитали нужным опустить некоторые места. В определенных моментах повествовательная часть уходит на второй план, и действия описываются в диалогах и монологах. Рифма непостоянная, а в отдельных эпизодах ее вовсе нет, нередко действие перебивает стрельба - "трах-тах-тах!"

Особенности языка в поэме "Двенадцать"

У самого яркого символиста двадцатого века - Александра Блока - наступил переломный момент в творчестве. Поэт, писавший ранее стихи о женщинах и любви, начинает интересоваться новыми темами, а наступление революции окончательно убедило его переосмыслить мотивы своего творчества. весьма необычна - Блок писал ее в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза "Шоколад "Миньон" жрала" принадлежит Любови Менделеевой. Проститутка Катя у Блока - "толстоморденькая", фонарь - "елекстрический", юнкеры - "юнкерье", а Русь - "толстозадая". Автор великолепно передал колорит уличной жизни, но, проведя полный анализ поэмы "Двенадцать", можно выявить и крылатые фразы. Строфа "...Ветер, ветер - на всем божьем свете!" вскоре стала пословицей.

Это загадочное число - двенадцать...

Углубляясь в историю написания поэмы, можно выявить некоторые противоречивые моменты. В истории мировой культуры существуют некоторые числа, особенность которых была замечена еще древними людьми: одним они приносили удачу, другим - несчастье. Цифра 12 является олицетворением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. Поскольку в России с десятого века проповедовали христианство, интересует сакральное значение этого числа у христиан. Итак, 12 - это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. Также всем известно, что эта цифра нередко встречается не только в религии, но и в повседневной жизни человека. По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе.

Двенадцать - цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок Александр предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.

Два мира в произведении

Противостояние былого и нового времени - главная тема поэмы "Двенадцать". Блок видел в революции "избавление от духовного болота" и свято верил, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру с его устоями не суждено было долго существовать - ради перемен общество готово приносить жертвы. Поэма начинается с метели, которая и является образом переворота. "Ветер, ветер - на всем божьем свете!" - против этого ветра перемен, который будто охватил не только Россию, а весь мир, не каждый может устоять. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, не боясь ничего. Старый мир бессилен перед грядущим новым, а предвестники революции - такие же неуправляемые и неудержимые.

Демократия или анархия?

Двенадцать красноармейцев - главные образы поэмы "Двенадцать". Они непримиримы к старым устоям - идут, и им все нипочем. Они - отражение истинного лица революции, которая сметает все на своем пути, так же, как и метель. Красногвардейцы предупреждают жителей запирать "етажи" и отпирать погребы, поскольку "нынче будут грабежи". Подобные возгласы символизируют анархию, но не борьбу пролетариата за лучшую жизнь. Они презирают старый мир, но что могут предложить взамен? Разрушая, они не готовы созидать. Они не говорят: "Мы наш новый мир построим, создадим!" Анализ поэмы "Двенадцать" позволят увидеть в происходящих событиях гибель страны. Ненужность революции подтверждает старушка, которая, завидев плакат "Вся власть - Учредительному Собранию!", поражается, зачем он нужен. Из такого огромного лоскута можно было бы сшить портянки для ребят, ведь в нынешние голодные и холодные времена, когда "всякий - раздет, разут", государству необходимо заботиться о благополучии народа.

Даже церковь лишена своей былой власти. Александр Блок изображает попа, который, если раньше "брюхом шел вперед" и сиял крестом, теперь так же, как все остальные, покорен красногвардейцем, а они обращаются к нему "товарищ поп". Новой власти не нужна церковь и вера, и красногвардейцы призывают пальнуть в Святую Русь из винтовки.

Жертвы ради чего?

Для революции жизнь одного человека ничего не значит на фоне всемирной вьюги. Когда один из двенадцати красноармейцев по имени Петька случайно убивает свою подругу Катю, он начинает причитать, не веря в происходящее. В глазах одиннадцати остальных это выглядит слабостью, ибо не к месту расслабляться в такой важный момент, когда решается судьба России.

Катя является символом всех человеческих пороков, анти-героиней, которая гуляет с юнкерами, ложится ко всякому в постель. Она "гетры серые носила, шоколад "Миньон" жрала" и, в общем, была нетипичной представительницей русской женщины. Быть может, поэма Блока написана в подтверждение тому, что такие, как Катя, действительно должны быть принесены в жертву ради революции.

Хаос или гармония: что победит?

Старый мир ничтожен, и он не может больше существовать. Он вот-вот рухнет. Автор сравнивает его с образом безродного пса, который стоит за буржуем, поджавши хвост. Борьба продолжается недолго: темное будущее уже прошло, но виден ли просвет? Что ждет народ после этой метели? Красногвардейцы сулят еще большие разрушения, ведь нельзя считать светлым будущее, построенное на крови. Производя анализ поэмы "Двенадцать", нельзя не заметить, что в конце буря утихомиривается, и революционный народ идет в будущее "державным шагом" в сопровождении некоего в "белом венчике из роз". Это и есть Иисус Христос. Его внезапное появление сулит спасение и надежду на то, что ужасы разрушения будут сняты, а народу хватит сил все преодолеть в возрожденной России. Кажется, что из хаоса вскоре возродится гармония. Ради счастливой жизни готовы убивать и умирать сами.

Разочарование в переменах

Революцию Александра Блока можно сравнить со стихией, которая, хоть и очищает мир, но пока не имеет способности к созиданию. Старое разрушено, но новое, построенное на крови, ничем не лучше. Когда-то Блок Александр ждал революцию, верил в нее, говорил: "Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра"; позже, разочаровавшись в происходящих изменениях, перестал слышать "музыку революции". Можно сделать вывод, что нельзя строить ничего нового путем разрушений - гораздо лучше сохранить и совершенствовать то, что по крупицам созидалось на протяжении многих веков.

«Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок , поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете» . Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле» , «расстригу-попа» , старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни» , «в зубах цигарка» , «примят картуз» , и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз» . Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте : «черный вечер» и «белый снег» . Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой» , потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба» . Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем» , но «станет всем» :

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла» . Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» .

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом» ? Для кого теперь «свобода без креста» , а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого» . Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа . До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос» . Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» посвящена теме революции. Анализ поэмы «12» Блока позволяет найти истоки написания произведения, определить основную мысль поэмы, принадлежность к определенному литературному направлению, ее жанровые и композиционные особенности.

Краткий анализ

Год написания - январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

История создания

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца. 18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

Тема

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени. Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции. В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»). Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Тест по поэме

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 366.

Осознавая себя в контексте эпохи, Блок выстраивал свою версию отношений личности и истории, которая нашла выражение в незавершенной поэме “Возмездие”. Поэма была задумана в 1910 г., но работу над ней поэт продолжил до 1921 г. Традиционную тему человека и среды Блок переосмыслил в соответствии с исторической ситуацией XX в. В предисловии к поэме он писал о том, что мировая история засасывает человека в свою воронку, в результате личность либо перестает существовать, либо “неузнаваемая, обезображенная, искалеченная” становится “вялой дряблой плотью и тлеющей душонкой”; однако каждое последующее поколение крепнет, потомки начинают воздействовать на среду. Таким образом, испытавший на себе возмездие эпохи род со временем творит собственное возмездие над эпохой. В поэме показана цепь преображений рода (“угль превращается в алмаз”) - от индивидуалиста байронического типа до потомка, с песней матери обретающего идеалы самопожертвования, готовности идти на штыки, на эшафот ради свободы.

Личность включена в ход истории России, а Россия судьбоносна для мировой истории. Увидевший в России исключительное, мессианское начало, Блок во многом разделил свои взгляды со “скифами” - писателями, философами, объединившимися вокруг сборников “Скифы”: А. Белым, С. Есениным, М. Пришвиным, Н. Клюевым, А. Ремизовым и др. Идеологом скифства был литературный критик, исследователь общественной мысли Р.В. Иванов (Иванов-Разумник). Скифство - это почвенничество, но с явным революционным уклоном, с неприятием буржуазного благополучия, с восприятием революции как социального и духовного преображения, с повышенным интересом к стихийным началам в мировом процессе. Блок, принявший революцию как духовное преображение страны и мира, стремился к сохранению в ней скифских идеалов. В миссии русских, как он полагал, “последних арийцев”, была гарантия жизнеспособности Запада, его защиты от Востока.

Скифские взгляды нашли свое развитие в произведениях Блока 1918 г. - в поэме с явным преобладанием эпического начала “Двенадцать” и в стихотворении “Скифы”.

В его восприятии революции соединились идея народного возмездия и идея Божьего прощения этого возмездия. Еще в статье “Народ и интеллигенция” Блок писал о любви к больной, страдающей России: “К этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания”. Мотивы возмездия, а также болезней России, которые интеллигенту необходимо принять и понять, выразились в образах двенадцати безбожников-революционеров, олицетворявших собой острожную, разбойную, стихийную Россию.

Содержание “Двенадцати” не имеет политического характера. Поэма не выражала политическую программу ни эсеров, ни большевиков. “Поэтому те, - писал Блок в “Записке о “Двенадцати””, - кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, - будь они враги или друзья моей поэмы”.

Смысл поэмы метафизический. Незадолго до Октября Блок определил происходящее в России по-скифски - как “вихрь атомов космической революции”. Ho в “Двенадцати”, уже после Октября, оправдывающий революцию Блок написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа, Блок в поэме рассказал и о катаклизмах, разразившихся “на всем Божьем свете”, и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась воля для себя.

Стихия - символический и сквозной мотив поэмы. Она олицетворяет вселенские потрясения: двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть “мировой пожар”, разыгрывается вьюга, “снег воронкой занялся”, в переулочках “пылит пурга”. Причем изображена святочная вьюга, за которой традиционно закреплена мифология бесовских бесчинств. Разрастается и стихия личных страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач “несется вскач”, он “летит, вопит, орет”, на лихаче “Ванька с Катькою летит” и т.д.

Свобода нарушать Христовы заповеди, убивать и блудить (“Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста! / Тра-та-та!”, “Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста! / Катька с Ванькой занята”), трансформируется в стихию вседозволенности, глобальных разрушений: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь - / В кондовую, / В избяную, / В толстозадую!” В крови двенадцати дозорных - “мировой пожар”, безбожник готов пролить кровь, будь то изменившая Катька или буржуй: “Ты лети, буржуй, воробышком! / Выпью кровушку / За зазнобушку / Чернобровушку”.

Страсти “голытьбы” выражены в босяцких интонациях вроде “эх ты, горе-горькое, / Сладкое житье! / Рваное пальтишко, / Австрийское ружье!”, в уголовных - “отмыкайте етажи, / Нынче будут грабежи!”

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови, насилия как черты исторических возмездий. Катька - гулящая, на ее теле - следы жестокой ревности: “У тебя на шее, Катя, / Шрам не зажил от ножа. / У тебя под грудью, Катя, / Ta царапина свежа”. Она гуляла с офицером, с “юнкерьем”, а теперь гуляет с “солдатьем” - с Ванькой, которого дозорные бранят за измену: он был одним из них, а стал солдатом, “буржуем”, богатым. Мотивы предательства и богатства увязаны между собой и в линии Катьки: она не только изменила, у нее “керенки есть в чулке”. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье “с девочкой чужой” как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: “Мою, попробуй, поцелуй!” Убийство Катьки - кульминационное событие в любовной линии поэмы - рассматривается ими как правое дело.

Петруха - убийца “бедный”, у него от переживаний “не видать совсем лица”. Ho его не мучают чувство вины, жалость к Катьке, ему жаль свою любовь к ней, “ночек черных, хмельных”, проведенных с “этой девкой”. Потому Петруха легко соглашается с доводами товарищей: не то время, чтоб жалеть о “дуре”, “холере” Катьке, впереди “потяжеле будет бремя”. Так злодейство оправдывается еще большим грядущим злодейством. После того как убийца Петька упоминает Спаса, следует саркастическое замечание его товарищей: “От чего тебя упас / Золотой иконостас?”

Однако октябрьские события 1917 г. не воспринимались Блоком только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с анархическими, разрушительными настроениями в “Двенадцати” развивается мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, упорядоченности, не понятого новыми апостолами высшего смысла. Еще 27 июля 1918 г. Блок отметил в дневнике: “В народе говорят, что все происходящее - от падения религии...” Если в 1904-1905 гг. поэт, увлеченный борьбой со старым миром, желая “бытьжестче”, “много ненавидеть”, уверял, что не пойдет “врачеваться к Христу”, никогда не примет Его, то в поэму “Двенадцать” он ввел образ Христа.

К Небу обращаются и созерцатели в революции, и ее двенадцать бойцов. Старушка не понимает, в чем практический смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в фоб!”), но она верит в Богородицу (“Ох, Матушка-Заступница!”). Бойцы же проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, т.е. фатально, как проявление высшего, метафизического порядка.

Одиннадцатая глава начинается с констатации факта безбожия дозорных: “...И идут без имени святого / Все двенадцать - вдаль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль...” Кульминация всего сюжета содержится в двенадцатой главе: бойцы, не предполагая, что за домами появляется Христос, не ведая, что творят, стреляют в Него: “Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнем”, и дальше следует: “Трах-тах-тах!” Ho Иисус “от пули невредим”. Более того, Он идет впереди них. С кровавым, красным флагом, Христос олицетворяет не только веру Блока в святость революции, святость возмездия, в “святую злобу” революционного народа, но и идею принятия на Себя очередного кровавого греха людей (в том числе и отрекшегося от Него Петрухи, убийцы с апостольским именем), и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Поэт верил в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. 30 июля 1917 г. он записал в дневнике: “Это ведь только сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка”. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.

Идея объединить в поэме Христа и дозорных как попутчиков в гармонический мир была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин и полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Характерно, что на эту же тему написаны и поэмы Есенина “Товарищ” и Белого “Христос воскрес”.

Революционная стихия, ее выразители - двенадцать бойцов - и дореволюционный мир составляют конфликт поэмы. Христос не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. В неотправленном письме З.Н. Гиппиус Блок высказал уверенность в том, что прежней России уже не будет, как не стало Рима, как не будет Англии, Германии, Франции.

Старый мир в “Двенадцати” статичен, новый - в динамике. Действия дозорных целенаправленны; те же, кто назван в поэме “врагом” или “всяким”, переживают драму неустойчивости, растерянности: один не стоит на ногах, другой - “бедняжечка!” - скользит, третий, четвертый и так далее - “раздет, разут”.

Блок, показывая драму “всякого”, внес в поэму и комическую ноту. Порождающая смех несообразность, нелогичность заключена в антитезе вьюжной - природной, планетарной - стихии и бойцов, с одной стороны, и буржуя на перекрестке, старушки, витийствующего писателя, который в революционных катаклизмах видит гибель России, попа, барыни в каракуле, другой барыни, ссутулившегося бродяги, изменника Ваньки “с физиономией дурацкой”, Катьки - опять же “дуры”, с другой стороны. Юмор (барыня “... - бац - растянулась!”) снижает драму (“Уж мы плакали, плакали...”). Есть в поэме и пародия: подобное Учредительному собранию собрание проституток, постановивших: “На время - десять, на ночь - двадцать пять... /...И меньше - ни с кого не брать”.

Россию Блок изобразил как расколотый мир, в котором противостоя!" черное и белое. Россия старая и 19)7 года ассоциировалась в сознании Блока с черным; он записал в дневнике: “В России все опять черно и будет чернее прежнего?” В поэме он выразил свои надежды на преображение России черной в Россию белую. Символика цвета выражает и грандиозность и будничность противостояния: с одной стороны, черный вечер, черное небо, черная людская злоба, названная и злобой святой, черные ремни винтовок, черный ус Ваньки, а с другой - “зубки блещут жемчугом” у обреченной Катьки, белый снег, Христос в белом венчике из роз идет “снежной россыпью жемчужной”. Между черным и белым состоянием России - выраженный символикой красного цвета мотив кровавого преступления: это и простреленная голова Катьки, и упоминание Красной гвардии, красного флага, который “в очи бьется”.

Ритм поэмы не характерен для блоковской поэзии. Рисуя картину вселенской дисгармонии, поэт в пределах одной строфы соединил разные размеры, например хорей с анапестом; ввел в текст соответствующие теме народной революции ритмы частушки и раешника, романса, марша, молитвы, плаката, а также плясовой ритм. После частушечного стиха о зазнобушке и буржуе следует написанный в ритме церковного песнопения стих о жертве дозорных, звучит обращенное к Господу моление за душу Катьки: “Успокой, Господи, душу рабы твоея...” Образ современного города, в котором разыгрываются вселенские стихии, создан и благодаря лексической полифонии, а именно смешению жаргона, уличных слов, балаганного балагурства с политическими понятиями. Это новаторство Блока привлекло к себе внимание современников. Так, А. Ремизов, поразившийся лексической образности “Двенадцати”, удивившийся тому, что в поэме “всего несколько книжных слов”, сказал: “...по-другому передать улицу я не представляю возможным”.

Ритмическая и лексическая специфика соотносятся с жанровым своеобразием текста. Эта эпическая поэма включает в себя фрагменты с самостоятельными жанровыми характеристиками, среди которых есть жестокий городской романс, городская частушка, воровская песня, революционный марш, очерк в стихах. В “Двенадцати” синтезируются также признаки различных родов. Преобладание реплик в эпизоде убийства Катьки, а также диалоги говорят в пользу драмы; акцент на песне, частушке в главах с третьей по пятую и с восьмой по десятую - черта лирики; в двух первых и двух последних главах сохранена чистота эпоса.

Поэма “Двенадцать” была воспринята по-разному. Б. Зайцев увидел в ней нигилизм, а образ Христа, по его мнению, был упомянут всуе. М. Волошин, поняв финальные эпизоды как расстрел Христа, посчитал, что поэма написана против большевиков. К этому выводу склонялся и С. Маковский. К. Мочульский увидел в образе блоковского Христа тему преодоления противоречий черной и белой России, гармонического их объединения. В. Жирмунский определил главной тему спасения души и Петрухи, и его одиннадцати товарищей, и всей разбойной России. М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, принять на себя грех убийц. Характерно, что в лирике Блока действительно присутствовал мотив соотнесенности судеб Христа и лирического героя. В “Осенней любви” (1907) мы читаем: “Пред ликом родины суровой / Я закачаюсь на кресте”; без ответа тогда остался вопрос о том, будет ли челн с Христом причален к “распятой высоте” лирического героя. В стихотворении “Ты отошла, и я в пустыне...” (1907) поэт писал

0 себе и России: “Да. Ты - родная Галилея / Мне - невоскресшему Христу”.

Блок, но его собственному признанию, стремился увидеть “октябрьское величие за октябрьскими гримасами”. В обращенном к осудившей поэму Гиппиус стихотворении 1918 г. “Женщина, безумная гордячка!..” он выразил свое отношение к революции как безотчетное, интуитивное, стихийное: “Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне - бросаться в многопенный вал”. Однако в поздней лирике Блока появились трагические мотивы, которые передали душевные страдания поэта, его неудовлетворенность “гнетущим” ходом событий, осознание своей обманутости: “Что за пламенные дали / Открывала нам река! / Ho не эти дни мы звали, / А грядущие века”, “Пушкин! Тайную свободу / Пели мы вослед тебе! / Дай нам руку в непогоду, / Помоги в немой борьбе!” (“Пушкинскому Дому”, 1921).

От “Двенадцати” до стихотворения “Пушкинскому Дому” Блок прошел путь разочарований. В его дневниках содержатся записи об “азиатском рыле” народа, который бездельничает и побирается налогами на помещиков; о государстве, которое расстреливает людей зря, об “исключительной способности” большевиков уничтожать людей, о том, как выбрасывают из квартир интеллигенцию, об умолкнувшей “под игом насилия” человеческой совести. Теперь свой идеал свободы он видел в пушкинском “Из Пиндемонти”, в котором мы встречаем такое ее понимание: “Никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать; для власти, для ливреи / He гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи”. 18 апреля он констатировал: “...вошь победила весь свет, это уже совершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы”.

Юный Блок писал в анкете 1897 г. о том, что желал бы умереть “на сцене от разрыва сердца”. Он скончался 7 августа 1921 г. вследствие воспаления сердечных клапанов.

Анализ текста поэмы.

1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?

В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.)Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.

Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?

Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.

В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.

В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию

Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится впоэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.

Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?

Почему это важно ? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).

2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм.Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них?Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.

А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.

Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился кним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.

Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)

В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»

Чего хотят эти люди?

В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?

В4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)

Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.

Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Нетакое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.

Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тутчеловек?Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).

11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет ». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?

Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

Работа с иллюстрациями . Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.

Последняя, 12 глава .

Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность. Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?

Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?

Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».

Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)

Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»

Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.

Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?

Анализ поэмы «Двенадцать»

Смысл поэмы - метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.

Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.

Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904-1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу - грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее - от падения религии...»

К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.

Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», - не с двенадцатью бойцами. Он - впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, - братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.

Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.

Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.

говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?

Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?

С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).

Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.

4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».

Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».

Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:

1) Как в поэме отразилась революционная эпоха?

2) Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?