Библиотечный урок подготовила библиотекарь болотина и.в. Презентация - Библиотечный урок «Структура и виды книги Ученик читает стихотворение

Библиотечный урок

Малышева Наталья Андреевна

Библиотекарь С(К)ОШИ VIII вида

город Лысьва, Пермский край

Тема. «История создания книги»

Цели:

Познакомить детей с историей создания книги;

Способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;

Средства. Компьютер + проектор. Электронная презентация. Книги школьной библиотеки. Глиняные дощечки. Шёлковая ткань. Береста. Кисточки + гуашь. Металлические спицы.

Место проведения. Компьютерный класс.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

II . Вводная беседа.

Ребята, в нашей библиотеке хранится большое количество различных книг - более 18 тысяч экземпляров. Сегодня я оформила выставку книг. Ваша задача подготовить рассказ об одной из книг по плану. Слайд №2.

План

    Как называется книга?

    Кто её написал?

    Где и когда была издана книга?

    Работа в парах (дети готовят устный рассказ о книге по плану).

    Рассказы детей.

Ребята, расставьте книги по порядку, с учётом года издания, «возраста» книг. Слайд 3.

Давыдычев Л.И. Лёлишна из третьего подъезда. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1965.

Давыдычев Л.И. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова Пермь: Пермское книжное издательство, 1973.

Гайдар А.П. Повести. – Москва: Московский рабочий, 1986.

Ершов П.П. Конёк-горбунок. – Москва: «Детская литература», 1990.

Давыдычев Л.И. Руки вверх или враг №1. – Пермь: «Мастер-ключ», 2006.

Воробьёв В.И. Сказки. – Пермь: ОАО «ИПК «Звезда», 2010.

Сколько лет самой «пожилой» книге нашей школьной библиотеки? А самой новой? (ответы детей)

Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)

А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей)

III Постановка темы, целей.

Сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле. Слайд 4.

Расшифруйте название корабля, используя шифр. Слайд 5.

Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными. Слайд 6, 7.

IV . Основная часть

1. Книги в Древнем Египте.

Библиотекарь. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет. Слайд 8.

В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Слайд 9.

Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Слайд 10.

Практическая работа.

Ребята, давайте представим себя древними египтянами и попробуем написать на глине слова: книга, слово.

Библиотекарь. Позднее египтяне изобрели папирус.Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Слайд 11.

Вопросы:

Из чего делали книги древние египтяне?

2. Книги в Древней Греции.

Библиотекарь. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию. Слайд 12.

Библиотекарь. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. Слайд 13.

Вопросы

Какой материал для письма был придуман?

Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

3. Книги в Древнем Китае.

Библиотекарь. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. Слайд 14.

Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Слайд 15.

Практическая работа.

Ребята, представим себя древними китайцами и попробуем написать на шёлковой ткани иероглиф, обозначающий слово «книга».

    П исьмо иероглифа, обозначающего слово «книга».

Библиотекарь. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке. Слайд 16.

Вопросы

Кто изобрёл бумагу?

Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?

Почему секрет изготовления бумаги долго хранился?

4. Создание первой печатной книги в Германии.

Библиотекарь. Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию. Слайд 17.

Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Слайд 18, 19.

Вопросы

Кто изобрёл первый печатный станок?

5. История создания книги в России.

Библиотекарь. А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга. Слайд 20.

Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги?

Рассказ ученика (заранее подготовленного). В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Слайд 21.

Практическое упражнение. С помощью железного стержня напишите на бересте слово «грамота».

Рассказ ученика. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие. Слайд 22, 23.

З адание. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний. Слайд 24.

(Хороший советник лучше любого богатства.

Учение для знатных – украшение, для бедных - спасение).

Библиотекарь. И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова. Слайд 26, 27.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол». Слайд 28.

Вопросы

В каком городе появилось книгопечатанье?

Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?

Как называлась первая печатная книга?

Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?

Библиотекарь. В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. На следующем библиотечном уроке вы узнаете о том, как, где и кем создаются современные книги.

V . Разгадывание кроссворда.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд. Слайд 30.

Вопросы к кроссворду:

    Как в древности хранили книги из папируса?

    Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?

    Из чего делали книги древние египтяне?

    Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам?

    На чём ещё писали в Древнем Египте?

VI . Повторение

1. Составление рассказа по плану.

    Дети по желанию рассказывают.

2. Обзор литературы

Библиотекарь. Много интересного об истории создания книги вы можете узнать из следующих источников:

    Книга Осетрова Е.И. «Аз – свет миру» рассказывает об истории русской письменности и древнерусских писателях.

    В хрестоматии «Твоя Россия» вы сможете найти интересную информацию о создании берестяных грамот, о летописцах, о библиотеке князя Ярослава Мудрого.

VIII . Рефлексия.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что было для вас интересным? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу? Дополните фразы.

Слайд 32.

    Сегодня на уроке я узнал (а)…

    Мне было интересно …

    Я желаю ребятам…

Библиотекарь. А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.

Список литературы

    Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы/ М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).

    Осетров Е.И. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной, печатной/ Худ. Г.Ордынский. – М.: Дет.лит., 1989. – 303 с.: ил.

    Пузанов Б.П. История России: учеб. Для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [ Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 311 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).

    Резник Н.М. Как слово зародилось…// Читаем, учимся, играем. 2003. №1.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библиотека « Библио» – книга « тека» - хранилище

СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ - Абонемент - Читальный зал - Книгохранилище

Место, где выдают книги на дом Сказки Рассказы Книги о животных Стихи Комиксы и другие детские книги

Помещение в библиотеке, где книги и другие издания на дом не выдаются Энциклопедии Словари Справочники Редкие книги С D и DVD диски

Помещение для хранения учебников - Многоэкземплярной литературы

Газеты («Пионерская правда») Журналы («Мурзилка», «Весёлые картинки», «Тошка», «Свирель», «Царевна», «В мире растений» и другие)

Новые книги Юбилеи писателей Знаменательные даты Другие выставки

В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям Книги надо возвращать вовремя, их ждут другие ребята В нашей библиотеке можно взять книгу на 10 дней Книги из читального зала нельзя брать на дом

Берите книгу чистыми руками Не перегибайте книгу, чтобы не выпали страницы Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой Не читайте книгу во время еды Нельзя писать и рисовать в книгах Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их

Учащиеся школы Учителя Другие сотрудники школы Библиотекари других школ

Это документ, в котором учитываются выданные читателю книги

Что такое библиотека? Из чего состоит библиотека? На какой срок выдаются книги? Для чего нужен читальный зал? Правила поведения в библиотеке Правила пользования книгой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

В течение октября в 1-х классах велась ознакомительная работа: дети поседетили школьную и районную библиотеки. В районной библиотеке "Радуга" учащиеся 1-а класса приняли участие в игре "Сказки д...

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

Библиотечный урок

«Знакомство с библиотекой»

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Цели:

  1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Здравствуйте, дети!

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь. В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать,

В тишине библиотечной

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

Нельзя книги перегибать.

Нельзя загибать книжные страницы.

Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

Нельзя писать и рисовать в книгах.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

«Спасите! Нас съел серый волк!»

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

« от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

Ваша мать пришла,

Молоко принесла.

Полны бока молоко,

Полны рога творога, Полны копытца водицы.

«Волк и семеро козлят»

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей,

И спасите, доктор,

Наших малышей!

«Доктор Айболит»

А дорога – далека

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

«Машенька и медведь»

Литература:

1. Агапова И.А. Веселая литература в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 120 с.

2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками. Вып. 1. / Рос. Акад. образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – М., 1997. – 60 с.

3. Сухих И.Г Литературные викторины в начальной школе – М.: Айрис-пресс, 2005. – 115 с.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




























Назад Вперёд

Как провести библиотечный урок на “отлично”. Сегодня презентация – неотъемлемая часть библиотечного урока, которая позволяет провести урок максимально качественно и эффективно. Отлично, если урок проводится в библиотеке, а если площадь библиотеки мала…

Вашему вниманию предлагаются две презентации: для проведения библиотечного урока и для проведения библиотечного урока-игры. Конструктивное решение презентаций позволяет проводить библиотечные уроки вне стен библиотеки.

Девиз презентации – всё должно быть интересно и занимательно.

Задача презентации – привлечение детей к регулярному посещению библиотеки.

Главная цель - приобщение детей к чтению.

Библиотечный урок

  1. Знакомство с библиотекой.
  2. Презентация “Презентация книги “Самая, самая, самая…”.

Идея представления библиотеки через выставку книг “Самая, самая, самая…” не нова, многие библиотеки оформляют такую выставку в стенах библиотеки. Я предлагаю сделать виртуальное представление книг, в данном случае с книгами познакомится большее количество читателей, выставка не ограничена пространством, количеством представленных книг.

Цель урока: приобщение детей к чтению.

Задача урока:

Познакомить детей с библиотекой;

Подготовка:

Сделать фотографии книг;

Подготовить рассказ о библиотеке (кратко);

Подготовить рассказ о книгах (кратко);

Подготовить презентацию “Презентация книги “Самая, самая, самая…”.

Урок для учеников 5-го класса.

Ход урока

(Урок проходит вне стен библиотеки)

Здравствуйте ребята! Позвольте представиться. Ушанова Елена Александровна – заведующая библиотекой корпуса.

Слайд 2. Наша библиотека находится на первом этаже первого спального корпуса. Часы работы библиотеки с10.30 до 19.00.

Дорогие друзья! Добро пожаловать в библиотеку.

Слайд 3. “Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа”, - Шарль Талейран (1754-1838), французский политический и государственный деятель.

Сказано очень точно, и сейчас мы это подтвердим.

Слайд 4. Представьте себе: “В нашей библиотеке заспорили книги, кто из них самая, самая, самая…”. Посмотрим!

Слайд 5. Самая мудрая книга нашей библиотеки - Библия. Книги Священного писания Ветхого и нового завета. В этой книге вы найдете ответы на любые вопросы.

Слайд 6. Книга по праву носит титул “Самая красивая”. Богато украшен переплёт, форзац, титульный лист. Красочное оформление страниц – буквицы, иллюстрации, выполненные в стиле палехской живописи.

Слайд 7. Самая старая. Книга “Полное собрание сочинений Н.А.Некрасова” издана в 1930 году. Я преклоняюсь перед этой книгой. Книга прошла через годы ВОВ, устояла, её сберегли. В книгу вошли сочинения Некрасова, которые и не издавались в последующие годы.

Слайд 8. Эта книга самая большая по формату, её размеры 26х36 см. “Москва. Соборы, монастыри и церкви”, издательский дом Тончу, Санкт-Петербург, 2004 г. Фотографии и тексты книги соответствуют первоисточнику (Н.А.Найдёнов “Москва. Соборы, монастыри и церкви” 1882-1883 гг.).

Слайд 9. В нашей библиотеке есть и другие книги большого формата, среди которых:

Книга – альбом “ Государственная Оружейная палата”, 1988 года издания. Прекрасные фотографии и текст;

Книга “Атлас океанов” - иллюстрированный атлас океанов, издание “Дорлинг Киндерсли Лимитед”, Лондон.

Слайд 10. Самая объёмная книга библиотеки - Орфографический словарь русского языка коллектив авторов. Словарь из серии “СловариXXI века”. Словарь включает свыше 100000 слов, 1129 страниц, вес книги - 1900 кг.

Слайд 11. Посмотрите! Книга Н.И.Костомарова “Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей” - 1924 страницы. Книга Библия – 1120 страниц, весит эта книга 3.950 кг.

Слайд 12. Самая маленькая книга – книга из цикла “Тысяча и одна ночь”, её размеры 6х9,5 см, и при этом в ней 278 страниц.

Слайд 13. В нашей библиотеке есть ещё 2 маленькие книги, правда чуть большего формата- 6,5х9,5 см. Это книга “Крылатая мудрость” (пословицы и поговорки из собрания Даля) и книга “Малый сатирикон” (поэзия XX века).

Слайд14. Номинация “Самая миниатюрная”. Книга “Баллады о Робин Гуде”. Формат книги 10х12,5 см., 80 страниц. Робин Гуд действительно существовавший человек.

Английские баллады в переводе Ивановского, книга 1963 года издания. Эта книга легко поместится в карман пиджака, жакета, отсюда и название номинации.

Слайд 15. Посмотрите! Самые маленькие и миниатюрные книги нашей библиотеки. Несколько “миниатюрных” книг – книги серии “Поэтическая Библиотека Школьника”, издавалась в 70 годах XX столетия.

Слайд 16. “Каждая хорошая книга имеет эффект замедленного действия: она влияет на читателя гораздо дольше, чем то время, которое нужно для ее прочтения”. Эта фраза напечатана в книгах издательского проекта “Книги заветной мечты”. И я полностью согласна с автором этих строк.

Слайд 17. Для любого мальчишки интересны книги о военных сражениях, оружие, армии.

В нашем корпусе учатся одни мальчики, и в нашей библиотеке есть такие книги. Посмотрите! (перечисляются книги), это не все книги. Приходите в библиотеку.

Слайд 18. Мы учимся в кадетском корпусе. Значит, в библиотеке есть книги о кадетах, суворовцах. А вы знаете, что означает слово “кадет”?

Слайд 19. Мы учимся в казачьем кадетском корпусе. Наша библиотека уникальна, думаю далеко не в каждой школьной библиотеке есть книги по истории казачества. В нашей библиотеке более 190 изданий книг о казачестве, фонд книг по казачеству более900книг.

Слайд 20. Номинация “Самые умные книги”. Это энциклопедии, справочники, словари. Если мы будем перечислять названия всех справочных изданий, нам потребуется больше часа времени. Каждый из вас найдёт “свою” энциклопедию.

Слайд 21. Эту книгу я представлю. Энциклопедия издательства Академии Педагогических наук РСФСР том 3 Числа, фигуры.Вещество. 1959г. Ушло в прошлое издание, которое выпустило эту книгу, нет уже и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. А числа, фигуры и не изменились, и так подробно рассказано о них в этой энциклопедии.

Слайд 22. “Самые первые”. У каждого из нас есть первые книги, которые читали нам взрослые. Эти книги останутся в памяти навсегда. В нашей библиотеке есть книги для младшего возраста, вы можете взять эти книги для своих младших братьев и сестёр.

Слайд 23. А эта детская книжка стихов удостоилась звания “Самая тоненькая”. В ней всего 19 страниц.

Слайд 25. Тебе грустно. Возьми самую смешную книгу нашей библиотеки.

Слайд 26. Следующая номинация “Самые приключенческие”. Само название говорит о книгах. Книги серии “Детский детектив”, книги о Гарри Потере, Властелин колец и многие другие.

Слайд 27. “Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы”, - Уистен Хью Оден (1907-1973), английский поэт. Что значит эта фраза? Посмотрим!

Слайд 28. Номинация “Самые читаемые”. Всем знакомы герои этих книг: Том Сойер, Барон Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Шерлок Холмс, три мушкетёра и пятнадцатилетний капитан. Книги о приключениях этих героев в нашей библиотеке самые читаемые.

Слайд 29. Монстры и приведения, НЛО и бермудский треугольник. Вам страшно? Нет. Интересно! В номинацию “Самые таинственные” вошли книги о чудесах, тайнах природы и человека.

Слайд 30. Вы любите разгадывать ребусы и кроссворды? Решать занимательные задачки? Вам хочется сделать что-то своими руками. Книги этой номинации вам помогут интересно провести свободное время.

Слайд 31. “Самые вредные”. Да-да! Вы не ослышались. Я считаю эти книги вредными для вас, по-моему они оказывают “медвежью услугу”. К счастью, в библиотеке всего три “вредных книги”. А может быть, к сожалению?

Слайд 32. Вот так, виртуальный обзор книг собрал всех вас в одной аудитории. “…не только вы собрали книги, но и книги собрали вас”, - В.Шкло?вский (1893–1984), русский советский писатель. Вам понравились наши книги? Вы согласны с выражением “Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа”?

Слайд 33. Книги ждут вас! Место встречи – библиотека. Наша библиотека находится на первом этаже первого спального корпуса. Часы работы библиотеки с10.30 до 19.00.

Продолжительность библиотечного урока – 30 минут.

Результаты:

2 кадета взяли книги для младших сестёр;

Кадет Исайчев (5 кл.) подарил в библиотеку две маленьких книжки, размером 6х8 см (фото).

Библиотечный урок-игра

  1. “Да здравствует книга!”.
  2. Презентация “Да здравствует книга!”.

Проведение библиотечного урока-игры вне стен библиотеки с применением презентации. Я предлагаю сделать задания игры наглядными, вся игра идёт с помощью презентации. Движение курсора – удаление “квадратов”. Этот приём вызывает повышенный интерес у детей, привлекает внимание. Закрываем презентацию, не сохраняя изменения. Таким образом, презентация может использоваться в работе несколько раз. Данная презентация может быть использована при проведении Недели детской книги, дня детской книги (при изменении нескольких слайдов).

Цель урока-игры: приобщение детей к чтению.

Задача урока: познакомить детей с праздниками книги в игровой форме.

Урок-игра поможет:

Развитию логического мышления и внимания;

Расширить кругозор;

Привлечь детей к регулярному посещению библиотеки.

Подготовка:

Подготовить сообщение о праздниках книги (кратко);

Разработать задания для игры;

Подготовить презентацию “Да здравствует книга!”.

Примечание: вопросы для заданий отобраны по материалам работ сайта “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.

Урок для учеников 5-го класса. Игра командная. Проводится в День детской книги.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём необычный библиотечный урок. Сегодня мы будем играть. В игре принимают участие 2 команды. И я предлагаю выбрать двух ребят в счётную комиссию.

Слайд 4. “Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы”, - Уистен Хью Оден (1907-1973),английский поэт. Посмотрим, так ли это.

Слайд 5. Сегодня Международный день детской книги.

Слайд 6. Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Г. Х. Андерсена. Учрежден в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской книге (IBBY).Инициатива создания Международного Дня детской книги принадлежит известной немецкой писательнице Йелле Лепман.

Слайд 8. Начинаем игру. Первое задание. Назовите литературного героя мужского пола. Команды называют героев по очереди. Победа за последним ответом - 1 балл.

Например: Железный дровосек.

Слайд 9. Задание второе. Назовите литературного героя женского пола. Условия задания те же. Например: Дюймовочка.

Слайд 10. Предлагаю интересное задание. Кто спрятался за квадратами? Можно открыть три любых квадрата. Правильный ответ – 3 балла. Если открывается 4-й квадрат “-” балл, и т.д.

Слайд 11. Первая команда, называйте номер квадрата, я его открою. Узнали героя?

Слайд 12. Подтвердим ваш ответ. (Удаляется прямоугольник).

Слайд 13-18 – задания – проверка ответа аналогичны слайдам 11-12.

Слайд19. Задание четвёртое. Отгадайте название книги, которое звучит как-то необычно, “наоборот”. Например: Пачкайдоцелого – Мойдодыр Каждое угаданное название – 1 балл.

Слайды 20–22: Варианты заданий.

Слайд 23. Блицконкурс. Что означает слово “блиц”? От англ blitz - молниеносная война, блицкриг, или нем blitz - молния, вспышка. В нашем случае – быстрый ответ.

Победит та команда, которая быстрее ответит на 7 вопросов. Победа – 2 балла.

Командам выдаётся листок с заданием.

Слайд 24. Команды ответили на вопросы. Посмотрим, какие вопросы были в Блицзадании.

Слайд 25. А знаете ли вы, что Всемирный день книг и авторского права- отмечается ежегодно 23 апреля начиная с 1996 года. Всемирный день был провозглашён на 28-й сессии ЮНЕСКО 15 ноября 1995 года.

Слайд 26. А знаете ли вы, что Неделя детской книги - ежегодно проводимое всероссийское (всесоюзное) мероприятие. Впервые праздник детской книги “Книжкины именины” был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве (в Колонном зале Дома Союзов).

Оглашаются итоги игры.

Слайд 27. Библиотечный урок прошёл. И я приглашаю вас в библиотеку!

Закрыть презентацию “без сохранения изменений”

Продолжительность библиотечного урока-игры – 30минут.

Результаты:

Улучшилось настроение у ребят;

Возросла активность посещения библиотеки;

Получены определенные знания.

Информационные ресурсы: Материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, раздел фестиваля “Организация школьной библиотеки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/19/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2 класс

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

Пергамент

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.

Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей. "Аз Буки Веди. Глагол - Добро Есть... Рцы Слово Твердо". ("Я знаю буквы. Слово-это добро... Говори слова правильно") Славянская Азбука

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер «Таймс» - лондонской газеты.

Как называлось письмо у древних шумеров? Каким письмом пользовались древние египтяне? Откуда появился русский алфавит? Что такое летописи? Кто изобрел бумагу?

Вы записались в библиотеку? Библиотекарь МБОУ «Арская НОШ №3» Фатхуллина Л.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "Иллюстрации в книге"

На данном уроке мы не стремились познакомить учащихся со всеми (или многими) иллюстраторами детских книг. Основная цель урока - с помощью проблемного метода выяснить роль иллюстрации в кн...

Библиотечный урок "История книги"

Библиотечный урок по теме «История книги» знакомит ребят с историей письменности: узелковым письмом, клинописью; с письменными материалами: папирусом, берестой, бумагой; с историей книгопе...