Автором трансактного анализа та является. Трансакционная теория Э

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ ; сокр. ТА ) представляет собой психологическую модель , служащую для описания и анализа поведения человека, - как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию , теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ , однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго -состояний , чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго -состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

    Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

    Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

    Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, - мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой - мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, - мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

    Параллельные (англ. reciprocal / complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).

    Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

    Скрытые (англ. duplex / covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев . Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером .

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например количество будущих детей.

Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица» ).

Антисценарий - «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии , психологическом консультировании , бизнес-консультировании , образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ - си­стема групповой психотерапии, в которой взаимодействие индиви­дов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я.

Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который разработал его в 50-е гг. XX в. Э.Берн выделил предмет иссле­дования и наблюдения - человеческое поведение. Он не только со­здал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были пе­реведены на русский язык.

Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:

■ структурный анализ, или теория эго-состояний;

■ собственно трансакционный анализ деятельности и об­щения, основанный на понятии «трансакция» как взаи­модействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта);

■ анализ психологических игр;

■ скриптоанализ (анализ жизненного сценария - «скрип­та»).

Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сцена­рием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь человече­ства заполнена играми. По мнению Э. Берна, самой страшной иг­рой является война. Различают три Я-Состояния: Я-Взрослый, Я-Ро-дитель, Я-Ребенок. Групповая психотерапия, по Э.Берну, должна складываться на уровне Взрослый-Взрослый. Руководитель пред­приятия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрос­лого как в своем собственном сознании и поведении, так и в со­знании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиен­тов, партнеров, добиваясь общения на уровне Взрослый - Взрос­лый. Общение с разными людьми, например с сослуживцами, на­чальством, может строиться по-разному в зависимости от психо­логического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.

Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т.е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок - с Ребен­ком, Родитель с Родителем.

Различают трансакционный анализ в узком и широком смысле. В узком понимании - это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком - социально-ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.


Современный менеджер должен уметь использовать данный метод как в узком, так и широком понимании. Рассмотрим состав­ные части метода Э. Берна.

Структурный анализ - теория эго-состояний. Э.Берн пользу­ется терминологией 3. Фрейда, обозначая Я-концепцию - Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в дан­ной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структур­ный анализ изучает, какую долю в личности и действиях челове­ка занимает то или иное эго-состояние.

Три состояния человека. Их характеристика. Эго-состояние Родитель (Р), по Э.Берну, обнаруживает себя в таких проявлени­ях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель - это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые со­храняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности. Кроме того, эго-состояние Родитель содержит ав­томатизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каж­дый шаг. Э.Берн отмечает, что Родитель может проявляться дво­яким образом - прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном, случае человек ре­агирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать. Если говорить о косвенном влиянии, то обычно реакция че­ловека бывает такой, какую от него ждали, т. е. человек или под­ражает одному из родителей, или приспосабливается к их требо­ваниям. Таким образом, различают две основные формы проявле­ния Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и т.п.), ког­да на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Родину от врага - святое дело», «Предавать - подло»), и контро­лирующий (запреты, санкции и т.п.), когда приоритетными стано­вятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, пе­редаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни - вкус­но есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и т.п.). Родитель - наи­более косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя фун­кцию совести.

Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и по­рывов Ребенка. Взрослый - это способность находить компромис­сы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.

Эго-состояние Ребенок (Ре) содержит в себе аффективные ком­плексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у ста­рых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружа­ющее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Ре­бенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка ес­тественного (свободного) и адаптированного, или приспособивше­гося. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся и отчужда­ющийся.

Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в по­ведении и переживаниях индивида может одновременно прояв­ляться более чем одно эго-состояние. На рис. 7.2 приводится струк­турная диаграмма в полном и упрощенном виде.

Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружа­ющим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребен­ка и является посредником между ними.

Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа - «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыва­ет). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не стра­дает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обман­ная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополу­чия второго. На основе трансактного анализа Э. Берном была разработана психотерапия, призванная освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, че­рез противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через вы­работку разумного и независимого поведения.

Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной зада­чей при этом является достижение состояния автономного Взрос­лого.

Собственно трансакционный анализ. Трансакция - единица общения, т.е. взаимодействие двух или более людей. Единичным актом человеческих взаимоотношений является обмен ходами. Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побужда­ющего хода, - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято дру­гим. Трансакция (трансакт) - обмен действиями. Ответ называет­ся трансакционной реакцией или ответным ходом.

Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты - мне, я - тебе». Именно по­этому его часто называют сделкой (англ. transaction).

При трансакционной реакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, нахму­ренным лицом, отведенными в сторону глазами и т.д.

Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае г-н А предупредительно отодвигается, чтобы уступить место г-ну В. Понятно, что его присутствие замечено.

Трансакции могут быть как положительными, доброжелатель­ными, так и отрицательными, недоброжелательными и даже агрес­сивными.

В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и другим:

1)я плохой, ты хороший;

2)я плохой, ты плохой;

3)я хороший, ты плохой;

4)я хороший, ты хороший.

Целью анализа трансакций является получение навыка опреде­ления, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я от­ветственно за трансакционный стимул и какое состояние Я парт­нера откликнулось действием.

Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрест­ные (пересекающиеся) и скрытые.

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адек­ватную, естественную в данной ситуации реакцию (рис. 7.3).

Например, два человека (руководитель и подчиненный) взаимо­действуют как Родитель - Родитель.

Пример 1. Диалог между руководителем подразделения и подчиненным: «Это безобразие! На наш отдел опять свалилась дополнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобра­зие. И ведь это не в первый раз!»

Пример 2. Руководитель: «Генеральное руководство поручи­ло нашему подразделению разработку нового продукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных». Подчинен­ный: «Ну надо, так надо, только вы также будете работать с нами без выходных».

Это может быть взаимодействие Ребенок - Родитель, когда подчиненный нуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, и наоборот (рис. 7.4).

Пример 1. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голо­ва». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы вы­полним сами».

Пример 2. Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, при­влечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспо­койтесь, мы все выполним сами».

Также два человека могут взаимодействовать как Взрослый - Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны в рабочей обста­новке (рис. 7.5).

Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это по­ручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в ми­нистерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».

Основная особенность дополнительных трансакций заклю­чается в том, что векторы взаимодействия параллельны, а сле­довательно, никогда не пересекаются. Данное правило не зави­сит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока тран­сакции будут сохранять дополнительный (параллельный) харак­тер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники на производстве обсуждением домашних дел (Ро­дитель- Родитель), решают ли реальную производственную проблему (Взрослый - Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок-Ребенок).

При дополнительных (параллельных) трансакциях человечес­кие коммуникации открыты, отношения в коллективе искренни и плодотворны. При этом невербальное общение (взгляды, жес­ты, интонация) не противоречит смыслу произносимых слов.

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

Э.Берн первым правилом коммуникации считает следующее: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствием из этого правила является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.

Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определен­ный стимул следует неадекватная реакция.

Пример 1. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!» (рис. 7.6, а). В этом случае под­чиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.

Пример 2. Руководитель подчиненному: «Вы не брали крас­ную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересу­ющегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться крат­ким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти», (см. рис. 7.6, а). Но у подчинен­ного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теря­ете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все от­кладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации
(рис. 7.6, б).

Пример 3. Вернемся к первому примеру. В ответ на репли­ку руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кри­чите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору.

В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов. Пересекающиеся трансакции могут возникать у пациентов и бездарных врачей, ког­да пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с кон­структивными предложениями и разумными замечаниями, а по­лучает поверхностный авторитарный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и в дальнейшем взаимодействие этих личностей обречено на провал. Пересекающаяся трансакция вы­зывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы сто­роны человеческих отношений она ни касалась.

В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодей­ствие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состояни­ем Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока век­торы не будут приведены в такое состояние, при котором дальней­шие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрос­лого.

Анализировать трансакции весьма трудно, но опытный менед­жер должен уметь это делать. Иногда на предприятие может при­глашаться специалист - психотерапевт. Делается это в том слу­чае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.

Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (Э.Берн называет его социальным), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (под­текст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция - от Ребенка к Взрос­лому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют од­новременного участия более чем двух состояний Я. Скрытые (уг­ловые) трансакции представлены на рис. 7.7.

Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюб­ленные и т.п.

Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать».

Она: «У меня как раз пара свободных часов. Я так люблю ин­тересные книги».

На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне - это разго­вор Ребенка со Взрослым, и его содержание - сексуальные вза­имоотношения. Э.Берн анализирует подобные игры: «На поверх­ности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз».

Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алко­голиков. Придя на работу утром с похмелья, такой сообщает окру­жающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается». Началь­ник: «У каждого бывает» (рис. 7.8).

Перед нами видимая трансакция Взрослый-Взрослый. На са­мом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алко­голика ищет снисхождения у родительского состояния Я началь­ника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный сме­шок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим не­счастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».

Психологические игры. Третьим этапом метода Э.Берна, как уже указывалось выше, является анализ игр.

Э. Берн игрой называет серию следующих друг за другом скры­тых дополнительных трансакций с четко определенным и предска­зуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией.

Психологические игры имеют три обязательных признака: 1) скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре; 2) благовидность трансакций в социальном плане; 3) выигрыш - «купоны», являющиеся целью игры. Отри­цательным моментом является то, что психологические игры пре­пятствуют честным и искренним взаимоотношениям между людь­ми. Виды негативных психологических игр: игры алкоголиков, не­сущие саморазрушение; игры убийц, в которых выигрыш - убий­ство другого человека; деструктивные семейные игры, ведущие краспаду семьи; игры политиков, в которых выигрыш - власть и сопутствующее собственное благополучие и благополучие семьи, а не декларируемая социально-благовидная цель - всенародное благо. Зачастую игры политиков приобретают зловещую и траги­ческую форму - войну.

Следует выделить такую форму трансакций, которую нельзя определить как игру. Речь идет об искренности. Искренность - один из самых глубоких уровней человеческих отношений. Она лишена потребности в получении выигрыша и возникает в редкие моменты полного бескорыстия, нежности, понимания, близости. Так как истинная искренность встречается очень редко, Э. Берн не отводит ей места в трансакционном анализе.

Сценарии. Наиболее трудным для понимания является четвер­тый этап метода Э. Берна - анализ сценариев.

Всех людей, по представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни, можно разделить на Выигрывающих и Проигрывающих. Выигрывающий - это человек, способный быть аутентичным (достоверным). Такой человек сознательно разреша­ет себе быть личностью, реализует свою неповторимую индивиду­альность и, не боясь быть независимым, принимает на себя ответ­ственность за собственную судьбу. Аутентичная личность отверга­ет жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не Выигрывающий в представлениях о себе исходит из существующих реалий, правильно учитывая соб­ственные достоинства и собственные недостатки. Аутентичный че­ловек не предъявляет претензий к другим людям, не пытается ма­нипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствующий действительности. Выигрывающий не разыгры­вает из себя беспомощного и не играет в обвинителя.

Он адекватно реагирует на события, правильно использует свои способности и свое время, не позволяя себе жить ни розо­вым будущим, ни безмятежным прошлым. При этом он не сбрасы­вает со счетов свое прошлое и не пренебрегает планами на буду­щее. Аутентичная личность живет и действует по принципу: «Здесь и теперь», делая своевременные выводы после неизбеж­ных для каждого человека промахов и падений. Выигрывающий свободен от догм и ложных авторитетов, поскольку сам для себя достаточно авторитетен. Он умеет быть искренним и непосред­ственным, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограни­чиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигрывающих часто более важны, чем собственная жизнь. Можно быть Выигрывающим на тюремных нарах и Проигрывающим в президентском дворце. В страшные послереволюционные годы, когда тысячи людей оказались в ГУЛАГе и в застенках НКВД, сотни из них оказались Выигрывающими. Яркий пример тому - жизнь академика Дмит­рия Лихачева. Безусловно, настоящий менеджер, руководитель должен быть Выигрывающим.

Проигрывающие, даже преуспевая в жизни, часто говорят о себе как о тревожных, несчастных. Проигрывающие - это без­вольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других люди. Они не способны к какой-либо страсти и поэтому нестер­пимо скучны. Отличительной чертой проигрывающих является то, что они не умеют жить настоящим. У них присутствует не­скончаемая ностальгия по прошлому, мечты о будущем чуде или волшебном спасении, которые лишают их возможности восполь­зоваться шансами сегодняшнего дня. Их представления о мире искажены, наполнены непрерывной тревогой, подозрительно­стью, плохими предчувствиями и претензиями к людям. Продук­тивная реализация собственного жизненного пути для них невоз­можна. Проигрывающие избегают искренних и откровенных от­ношений. Они пытаются манипулировать людьми, накапливая выигрышные купоны.

Формирование Выигрывающих и Проигрывающих начинается в раннем детстве, когда от полной зависимости ребенок (подро­сток) пытается прейти к полной независимости, а затем по мере получения жизненных уроков - к независимости.

Сценарий - это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная. Сценарий имеет четкие закономерности сцениче­ской драмы: завязку, действие, кульминацию и финал.

Различают сценарии Неудачников и Победителей, ловчил и без­укоризненно честных, хитрецов и простофиль. Какая роль закла­дывается в детстве, та и играется во взрослой жизни.

Предписание - это программа, по которой человек стремится к цели. Она закладывается, как правило, в детстве родителями, учителями. Это ответы на вопросы: «Кто ты?», «На что спосо­бен?», «Каким должен быть?», «Как этого достичь?». Ответы зави­сят от полученного воспитания.

Существуют профессиональные предписания: «В нашем роду все были врачами», «Он создан быть артистом». Предписания мо­гут касаться семейного уклада и отношения к жизненным ценно­стям: «Для женщины главное - выйти замуж», «Деньги не пах­нут». Различают предписания-заклятия: «Чтоб ты провалился!» Как не покажется странным, предписания-заклятия, несущие в себе негатив, могут иметь фатальный характер - таким образом предписывается жизнь человека с деструктивным поведением (алкоголик, самоубийца, убийца и т.п.). К сожалению, деструктивные предписания усваиваются еще в детском возрасте как непрелож­ные истины и личность, имеющая сценарий с проклятием, обрече­на судьбой на самое жалкое существование. В рабочем коллекти­ве это обычно нытики, считающие себя во всем неудачниками, винящие свою судьбу. Как правило, такие люди руководителями не становятся. Они постоянно жалуются, обижаются. Мудрый, опытный руководитель должен суметь «расколдовать», снять про­клятья. Э. Берн определяет этот прием как разрешение. Одно из самых важных разрешений - разрешение думать самому.

В детстве формируется еще одна важная деталь мировоспри­ятия - излюбленное чувство. Это доминирующая, основная эмо­ция, которая может сохраниться на всю жизнь. Ребенок экспери­ментирует, «пробует», «примеряет» различные эмоции: радость, вину, испуг, обиду, недоумение и т.д. Затем он отбирает те, ко­торые в его семье используются особенно часто. Данные эмоции закрепляются в поведении, а спустя годы проявляются в жизни, рабочем коллективе, собственной семье, обществе. При этом до­минирует излюбленная эмоция, которую человек использует в большинстве случаев жизни при реакции на одну и ту же ситуа­цию.

Менеджер, обладая определенным характером, работает с кол­лективом людей, в котором есть вечно раздраженные, вечно угрю­мые, вечно придирчивые, вечно веселые, вечно занудливые, веч­но ноющие, вечно неуверенные, вечно довольные и т.д. Он дол­жен суметь подобрать «ключик» к каждому из них, из группы сформировать коллектив единомышленников.

Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Э.Берн назвал трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета - пси­хологические купоны.

Психологические купоны - архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша. Различают купоны: серые - неполноценность; голу­бые - депрессия; красные - гнев, неприязнь; коричневые - повышенная раздражительность, подозрительность, склонность к ипохондрическим образованиям; золотые - радость, доброжела­тельность, искренность; белые - безгрешность.

За собиранием купонов неизменно следует расплата. Человек, «собирающий» золотые купоны, как правило, ощущает себя Выиг­рывающим. Человек, который все время «коллекционирует» голу­бые купоны, получив последний, переполнивший его эмоциональ­ное состояние, часто совсем незначительный по сравнению с на­копленным капиталом бед и несчастий, кончает жизнь самоубий­ством. Человек, являющийся владельцем коричневых купонов, проводит жизнь в тусклом одиночестве и прозябании. Даже искренние комплименты превращаются для них в намеренное ос­корбление.

Собиратели белых купонов безгрешности терзают себя своим недостаточным совершенством.

Руководитель должен не только заставить подчиненного пре­кратить или изменить игру, но и заставить отказаться от удоволь­ствия использовать ранее накопленные купоны. Подчиненный должен не просто «простить» все полученные ранее обиды, но полностью отказаться от них в коллективе, а возможно, и в семье, потому что «прощение» означает лишь консервирование купонов на определенный срок, до того момента, когда новая неприятность заставит такого сотрудника раскупорить тару со своими любимы­ми купонами и использовать их с новой силой.

Таким образом, личность, получив «набор» информации (пере­живания), приняв решение и заняв определенные психологиче­ские позиции, готова к исполнению своего жизненного сценария. Но для полноценной жизненной драмы необходимы другие участ­ники, которыми личность могла бы манипулировать.

Цель трансакционного анализа - сформировать у подчинен­ных взрослую этическую позицию, научить их стать Выигрыва­ющими, ответственными за себя, за всех и за все.

Психолог-консультант.

Трансактный (синонимы: транзактный, трансакционный) психологи, психотерапевты, коучи со всего мира считают одной из самых прозрачных и понятных моделей, описывающих личность, коммуникативные процессы.

Теория и концепция трансактного анализа Эрика Берна

Трансактный анализ (ТА) – система знаний, основные идеи которой были разработаны американским психиатром Эриком Берном и рядом его единомышленников, позволяющая описывать и анализировать эмоции, мысли и поведение человека и, следовательно, внутриличностные конфликты, а также социальное взаимодействие людей.

Трансактный анализ вобрал в себя идеи трех основных направлений психологии XX века: психоанализа, бихевиорального направления и гуманистической психологии. Вместе с тем для Эрика Берна было принципиально важно, чтобы создаваемая им теория отвечала критериям понятности и прозрачности.

Что это означает? Прежде всего, модель и описывающая ее теория должны быть понятны людям, не имеющим специального психиатрического и/или психоаналитического образования. Поэтому все богатство внутрипсихических процессов и описание межличностной коммуникации следует излагать простым языком.

Далее, терапевтический процесс, стратегия и тактика терапии должны быть ясны клиенту. В отличии от классического психоанализа, где роль терапевта можно оценить как позицию авторитета по психике клиента, т.е. как бы "сверху", для трансактного анализа характерной чертой психотерапии, проводимой трансактным аналитиком, является позиция терапевта рядом с клиентом.

В начале своего профессионального пути Эрик Берн, американский психиатр, придерживался психоаналитической концепции, обучаясь в том числе и у Эрика Эриксона. Впоследствии, получив несколько отказов о членстве в Психоаналитическом институте Сан-Франциско, Берн все дальше отходил от идей ортодоксального психоанализа. Он заметил визуально различаемые Я личности. Он определил их как эго-состояния.

В личности можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок (в некоторой переводной литературе на русском языке Дитя). Каждое эго-состояние подразумевает под собой определенный набор эмоций, мыслей и поведения. Более подробно о эго-состояниях можно узнать по ссылке .


Взгляд Берна на психику человека основывается на неоспоримой важности такого факта как контакт между людьми. Нехватка физической или эмоциональной стимуляции могут привести к тяжелым болезням и даже смерти. Таким образом, одной из важнейших потребностей каждой личности является потребность в узнавании. Берн вводит термин "поглаживание" как наиболее общий для обозначения контакта, который может принимать самые разнообразные формы от небрежного кивка при встрече соседа у лифта до признания в любви.

По Берну, "поглаживание можно считать единицей измерения социального действия". Обмен поглаживаниями – это трансакция, или иначе, единица социального общения. Примеры трансакций из жизни.

Трансактный анализ взаимодействий представляет собой анализ единиц социального общения с точки зрения эго-состояний каждого из его участников.


Серии трансакций как формы социальной деятельности могут быть проанализированы путем определения излюбленных личностью форм структурирования времени. Берн выделяет пять форм структурирования времени: уход в себя, ритуал, деятельность, игра, близость.

Важное значение в теории трансактного анализа имеет анализ сценариев. Личность проживает свою жизнь согласно решениям, которые принимает ребенком под влиянием посланий, переданных родителями или лицами, их заменяющими (Предписаний). Свои взаимоотношения с другими людьми человек также строит, опираясь на сценарные решения. Сценарий проживается неосознанно и, только оборачиваясь назад, человек неудоменно может подумать: "Что за черт! И как меня опять угораздило?" или "Ну почему это всегда со мной происходит". Более подробно о сценариях .

Упоминая о подобных мыслях, которые, наверняка, посещали каждого из нас, важно отметить, что Эрик Берн был убежден, что каждый человек рождается "принцем" или "принцессой", а в процессе роста и воспитания становится "лягушкой". И тогда цели трансактного анализа – это изменения личности клиента.

Для достижения цели важно повернуть процесс вспять, сделать осознанным для клиента его жизнь, как он делает тот или иной выбор, вступает в контакт, насколько те принципы и убеждения, которыми он руководствуется в жизни, являются его личными, или они были навязаны и в настоящий момент уже неактуальны, а порой и вредны для данной конкретной личности.

Превратить клиента / клиентку в "принца" или "принцессу" на практике означает развить способность к осознаванию того, что с ним происходит, что подразумевает в том числе и осознание чистых сенсорных ощущений, способность видеть реальность без искажения восприятия, обусловленной старыми травмами или фантазиями о будущем, а также развить способность к спонтанности, к выбору из полноценной палитры чувств, мыслей и способов поведения такого отклика на внешний мир, который отражал был в полной мере адекватность стимула, не видоизменяя его.

Методы и техники трансактного анализа

Отличительной особенностью трансактного анализа является контракт между клиентом и терапевтом. Эрик Берн под контрактом подразумевал точно определенный и согласованный план терапии. Джеймс и Джонгвард в своей книге "Рожденные выигрывать" определяют контракт как "договор с самим собой и/или с кем-нибудь еще об изменении".

Использование контрактного метода предполагает равенство клиента и терапевта, которое можно трактовать следующим образом: они оба осознают цели терапии, способы достижения поставленных целей и делят ответственность за ход терапии. Фокусировка на целях изменения более, чем на самой проблеме позволяет направлять внутренние ресурсы на ее решение, а не только на диагностику и изучение.

Теория трансактного анализа позволяет выделить такие разделы:

  • Анализ структуры личности (структурные модели первого и второго порядков, функциональная модель эго-состояний);
  • Анализ коммуникаций с точки зрения трансакций (трансакционный анализ общения, поглаживания, формы структурирования времени);
  • Анализ предпочитаемых игр и рэкета как способов подтверждения сценарных убеждений;
  • Анализ клиента по концепции сценариев (жизненные позиции, сценарные послания, приказания и решения, тип сценарного процесса, анализ драйверов).
Проведение терапии в рамках трансактного анализа подразумевает использование общепринятых в психологическом консультировании гуманистического направления техник, например, эмпатии (активное слушание, когда мы приглашаем клиента выражать свои мысли и чувства и как бы сонастраиваемся с ним, эмпатически отражая и содержание речи и эмоции клиента, безусловное положительное принятие клиента, конгруэнтность, подразумевающая отклик терапевта без защит, манипуляции и притворства) и конфронтации как уважительного оспаривания убеждений клиента или его пассивного поведения.

Области применения трансактного анализа

Благодаря своей четкой структуре, ясности и прозрачности трансактный анализ нашел широкое применение в клинической сфере, образовании, управленческой психологии и организациях.

В клинической сфере трансактный анализ эффективен как метод психотерапии при лечении зависимых пациентов. Школа Катексиса Шиффов, применяя метод репарентинга, основанный на трансактном анализе, проводят успешную терапию психически больных пациентов. Лечение базируется на идее, что сумасшествие – есть результат действия разрушающих личность посланий родительских фигур.


В образовании и организациях трансактный аналитик может выступать в роли тренера, работая с социальным взаимодействием участников образовательного или производственного процессов. Работа фокусируется на обучении участников эффективному решению проблем, а не анализу сценарных процессов каждого из членов группы.

Таким образом, знание и применение трансактного анализа позволяет понимать и менять себя, свое социальное поведение и взаимодействие в разных областях жизни.

Список литературы.

Трансактный анализ (ТА) - это одна из наиболее известных теорий в психологии и психотерапии. Его основой является положение о том, что человек с детства запрограммирован так называемыми «ранними решениями» на определенную жизненную позицию. Он действует по «сценарию», написанному при участии его окружения: родителей, учителей, сверстников. Взрослый человек принимает решения в настоящем, основываясь на моделях поведения, которые когда-то были необходимы для выживания в прошлом, но теперь абсолютно бесполезны.

Ключевая цель психотерапевтического процесса - моделирование личности, способной успешно адаптироваться к текущей ситуации. Это достигается путем пересмотра существующих жизненных позиций, выявления непродуктивных моделей поведения, мешающих принятию адекватных решений, формирования новой системы ценностей на основе потребностей и возможностей человека в сложившихся условиях.

    Показать всё

    Что такое трансактный анализ?

    «Трансактный анализ (ТА) представляет собой теорию личности, а также систематическую психотерапию, применяемую с целью развития и коррекции личности». Такое определение было предложено психоаналитиками в 1960-е гг ХХ века.

    Основателем этого направления психоанализа является известный психиатр Эрик Берн (1910-1970). Теория ТА была сформирована автором в 1950-е гг ХХ века. Будучи активно практикующим врачом, Берн стремился приложить свои разработки к клинической практике. В 1961 году вышла книга «Трансактный анализ в психотерапии», а пять лет спустя на свет появилось издание «Принципы группового лечения» (1966). В этих двух трудах впервые вводятся и получают свое развитие ключевые понятия ТА, такие как трансакция (поглаживание), игра, сценарий, эго-состояние. Сегодня эти термины широко используются в психотерапевтической практике, понятие "трансакция" применяется в философии, политологии, экономике и бизнесе.

    Как теория личности, ТА раскрывает "психологическую анатомию" человека. Для этого используется трехуровневая модель "эго". Она дает возможность понять, как выражается индивидуальность поведения личности в разных вариантах социального взаимодействия.

    В области клинического применения ТА является методом психотерапии, который используется при лечении всех типов психических расстройств (начиная от обыденных жизненных проблем и заканчивая психозами). Этот метод носит роль вспомогательного, применяемого для отдельных людей и социальных групп.

    Концепция "эго-состояния" (структура личности)

    Основу ТА составляет концепция "эго-состояния" (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний "Я":

    1. 1. Родитель (Экстеропсихе);
    2. 2. Ребенок (Археопсихе);
    3. 3. Взрослый (Неопсихе).

    "Я-состояния" - это не социальные роли, которые исполняют люди, а поведенческие стереотипы, создаваемые конкретной ситуацией.

    Первый, самый "древний" уровень носит название "Я-Родитель". Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц. Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты - любые знания из разряда "что такое хорошо, и что такое плохо". Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.

    Второй уровень получил название "Я-ребенок". Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам "Ребенок" приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.

    Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как "Я-взрослый". Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу "здесь и сейчас".

    Трансакции (поглаживания)

    Индивид в любой момент может обратиться к другому субъекту из одного из трех эго-состояний. В свою очередь, другой человек способен ответить одним из своих эго-состояний. Такой "обмен" называется трансакцией.

    При взаимодействиях (трансакциях) двух людей могут активизироваться различные Я-состояния. Существуют дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции:

    1. 1. Дополнительными называются трансакции, которые соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают нормальным человеческим отношениям. Эти взаимодействия не вызывают конфликтов и могут длиться сколько угодно долго.
    2. 2. Способностью порождать конфликты обладают перекрестные трансакции. В таких ситуациях возникает непредвиденная реакция на стимул, включается неадекватное Я-состояние.
    3. 3. Скрытые отличаются тем, что включают более двух Я-состояний. "Сообщение" в них "прячется" под социально приемлемым стимулом. Но ответная реакция ожидается в результате эффекта скрытого "сообщения". Такое взаимодействие составляет основу психологических игр. Подобную трансакцию можно наблюдать, к примеру, при покупке недвижимости. Агент с улыбкой говорит покупателю: «Это великолепная просторная квартира в престижном районе, но ее стоимость будет слишком высокой для Вас». В такой ситуации его слова могут быть услышаны как Взрослым, так и Ребенком. Когда их слышит Взрослый, ответ звучит так: «Да, Вы правы, я не могу сейчас себе позволить купить эту квартиру, учитывая мой уровень зарплаты». В то же время, Ребенок отвечает так: «Я беру ее - это как раз то, что я хочу». Самые изощренные и тонкие обманные комбинации создаются на основе базовой человеческой потребности в признании.

    Перекрестная трансакция

    Дополнительная трансакция

    Скрытая трансакция

    Жизненный сценарий

    В детстве каждый человек пишет уникальный, присущий только ему "сценарий жизни". Он определяется позициями, принятыми в этом возрасте, и записывается в Я-состояние Ребенка. Это происходит через трансакции между ребенком и его социальным окружением.

    В сценарии существуют начало, середина и конец. Основа сюжета закладывается в раннем детстве до того, как ребенок начинает говорить. Первоначально он пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве - «я о"кей», «я не о"кей». Потом дети получают от родителей вербальные (словесные) сценарные сообщения. Они могут относиться к общему жизненному плану («ты обязательно станешь знаменитостью», «ты никогда ничего не добьешься»), а могут касаться тех или иных сторон жизни ребенка: ему предписывается профессиональный сценарий («ты прирожденный артист»), сценарий применительно к половой принадлежности («ты такой слабый, ты никогда не будешь настоящим мужчиной»), относительно учебы, религии, спорта, хобби и т. п. В той или иной ситуации родительские сообщения ("установки") могут быть конструктивными, разрушительными (в крайних случаях - ведущими к суициду) и непродуктивными.

    Позднее на каждом этапе жизни к сценарию добавляются незначительные детали. К семи годам он уже полностью написан, а в юношеском возрасте индивид может его пересмотреть. Будучи взрослыми, люди обычно не осознают, что сами создали для себя "сценарий жизни". Они в точности ему следуют в любых ситуациях. Без осознания этого факта жизнь складывается таким образом, что личность движется к той финальной сцене, которая была заложена в детстве.

    Концепции эго-состояний и "сценария жизни" являются центральными проблемами ТА. Дискуссии вокруг них продолжаются до сих пор. Тем не менее, модель "жизненного сценария" занимает центральное место в психотерапевтической практике. При анализе сценария специалист использует концепцию для понимания того, как люди способны подсознательно создавать себе проблемы и какие существуют способы их решения.

    Психологическая позиция

    Термин психологической позиции также считается одним из ключевых в ТА. Его ввел в практику американский психиатр Харрис в издании «Я о"кей - ты о"кей». Название книги показывает конечную цель, которой человек должен добиваться в процессе трансактной психотерапии. Всего Харрис различает 4 основных позиции:

    • я о"кей - вы о"кей;
    • я не о"кей - вы не о"кей;
    • я не о"кей - вы о"кей;
    • я о"кей - вы не о"кей;

    Психологические позиции существуют не только в отношении себя и других, но и применительно к лицам противоположного пола. Приняв однажды определенную позицию, личность стремится укрепить ее, чтобы усилить самооценку и сохранить собственное восприятие окружающего мира в привычных рамках. Психологическая позиция становится основой, исходя из которой люди играют в игры и реализуют "жизненный сценарий".

    Пример: мужчина, которого в детстве притесняла властная мать-одиночка, принимает 2 позиции: «Я ничего собой не представляю» (я не о"кей) и «Женщины и дальше будут обижать меня» (женщины не о"кей). Исходя из этого, он выбирает индивидов, которые играют те или иные "роли", отвечающие его "жизненному сценарию". Так, он женится на властной даме с истерическими чертами характера. Вдобавок к этому на людях он играет в "психологическую игру": супруга третирует его, но он стойко терпит все ее унижения, еще раз убеждаясь, что "все женщины хотят обидеть его" (коллекционирование «избранных чувств»).

    Психологические игры

    В детстве каждый ребенок рано или поздно осознает, что в семье одни чувства одобряются, а другие запрещаются. Для осуществления трансакции (успешного социального взаимодействия) нужно использовать только разрешенные в семье чувства. Это решение принимается подсознательно. При проигрывании того или иного сценария во взрослой жизни человек продолжает скрывать истинные эмоции, заменяя их теми, которые ему были позволены в детском возрасте.

    Психологическая игра представляет собой комбинацию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с прогнозируемым исходом. Это совокупность трансакций со скрытой мотивацией, последовательность ходов, содержащих "ловушку". В качестве "приза" выступает определенное эмоциональное состояние, к которому человек стремится бессознательно. Это не всегда некое приятное чувство, удовольствие или радость. Часто это негативные эмоции, которые для игрока являются «избранными» и которые он при любом удобном случае «коллекционирует».

    В книге Берна «Игры, в которые играют люди» приведено множество комбинаций. Они могут исполняться из различных состояний: из Родительского, когда человек копирует действия (игру) близких; из Взрослого, тогда все продумано по принципу "здесь и сейчас"; из Детского, в этом случае игры исходят из тех переживаний, решений и психологических позиций, которые ребенок занимал в отношении себя и других в раннем детстве.

    ТА в психотерапии

    Трансактный анализ - это вид интеракционной психотерапии, которая, как правило, применяется в групповой форме. Пациенты знакомятся с основными понятиями, вырабатывают собственное четкое понимание механизмов поведения и причины их расстройств у конкретного человека. Психотерапевт и пациенты используют для работы доску и мел.

    Целью является понимание членами группы того, в рамках какого Я-состояния они функционируют в повседневной жизни (структурный анализ). Пациенты исследуют свое раннее программирование, те "установки", которые они принимали от родителей, и детские решения по поводу собственного достоинства («я о"кей», «я не о"кей») и психологической позиции.

    Автономия пациента как ключевая цель применения ТА

    Для полноценной реализации потенциала взрослых людей пациентам необходимо постоянно изменять и улучшать те модели поведения в обществе, которые они усвоили, когда были детьми. Когда обнаруживается, что эти стратегии больше не работают, нужно поменять их на другие, более совершенные. С точки зрения ТА это означает, что человеку надо завершить выполнение сценария и достигнуть автономии.

    Если в детстве было принято какое-либо ошибочное решение, то, используя различные психотерапевтические методики, каждый пациент в группе может повторно пережить сцену из своего детства, "вернуть" те или иные ситуации, в которых им было принято нерациональное, губительное решение по поводу себя и своей дальнейшей жизни. По завершении курса сеансов люди сами могут сформировать новый жизненный сценарий на сознательном и подсознательном уровне и скорректировать свою жизненную позицию.

    Главная задача техник ТА - помогать людям получить автономию, основными составляющими которой являются четкое осознание своей роли и места в обществе, способность адекватно ставить цели и достигать их, взаимодействуя с окружающими. Автономия подразумевает также умение успешно выходить из проблемных ситуаций, используя весь потенциал зрелой ("взрослой") личности.

    Место ТА среди других направлений в психологии и психотерапи

    ТА тесно связан с другими направлениями в психологии, особенно с учением Фрейда. Несмотря на свою внешнюю простоту, он имеет тщательно продуманную и глубоко обоснованную теорию. С момента своего создания она претерпела множество изменений.

    Основатель направления, Психиатр Эрик Берн, часто указывал на необходимость усовершенствования и дальнейшей разработки концепций. Этим занялись его ученики. С целью развития исследований в области ТА была учреждена премия имени Эрика Берна. Особенность этого метода заключается в том, что записи психотерапевта всегда доступны для пациента. Для облегчения общения со специалистом все термины излагаются на понятном для неподготовленного человека языке.

    Трансактный анализ может применяться как в отдельности, так и в сочетании с такими методами, как гештальт-терапия, модификация поведения, психодрама.